Потребление и его анализ в макроэкономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

Потребности составляют важнейшую сторону уровня жизни. Они удовлетворяются в процессе потребления, т.е. использования человеком тех или иных благ.

Файлы: 1 файл

ПОТРЕБЛЕНИЕ И ЕГО АНАЛИЗ В МАКРОЭКОНОМИКЕ.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Есть и три дополнительных обоснования этого ограничения предельной склонности к потреблению. Речь идет о следующем:

                  Функция потребления применима для групп населения с низким и средним доходом, ибо именно с ними связано взвешивание распределения дополнительного дохода между потреблением и сбережением. В группах с высоким доходом его дальнейший рост автоматически увеличивает сбережение (подход Кузнеца);

                  Потребление зависит от дохода только в той мере, в которой он распостранен в данной среде проживания. Вследствие этого в малодоходных группах существует стремление обеспечить уровень жизни, сравнимый с группой-эталоном, что автоматически приводит к сокращению сбережений (подход Дюзенбери);

                  При росте доходов сбережение возрастает быстрее, чем потребление, а при уменьшении доходов сбережение сокращается еще более быстро (подход Модильяни).

Простейшая функция потребления имеет вид:

C = C0 + MPC · Yd ,

Где C – потребление; Yd - располагаемый доход: коэффициент C0 – некая константа, характеризующая величину потребления при располагаемом доходе, равном нулю, и называемая автономным потреблением.

Для графического представления функции потребления введем в анализ прямую, образующую угол 45◦ с осью X (рисунок 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - График функции потребления

Экономический смысл данной прямой заключается в следующем: весь доход тратится на потребление без остатка, средняя склонность к потреблению равна единице, предельная склонность к потреблению, которая выражается в наклоне прямой к оси X, равна средней и также равна единице. В этом случае линия 45° представляет собой линию располагаемого дохода (при условии равенства дохода и потребления, т.е. Y=C. Угол наклона (вернее, тангенс угла наклона) к оси абсцисс характеризует предельную склонность к потреблению. Вертикальный отрезок оси ординат, отсекаемый графиком функции потребления, будет соответствовать автономному потреблению, которое производится за счет сбережений или долгов индивидуальными потребителями и за счет проедания своего капитала, истощения запасов экономикой страны в целом (рисунок 1).

Функция потребления показывает, какую сумму семья расходует на потребление из общей массы своих расходов.

 

1.2 Склонность к потреблению и сбережению

Для того чтобы выяснить, от чего зависит угол наклона функций сбережения и потребления, необходимо познакомиться с показателями, характеризующими тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста доходов. Это так называемые склонность к потреблению и к сбережению. Названные понятия введены Дж.М. Кейнсом, который писал по поводу одного из них: «Основной психологический закон, на который мы можем положиться не только «apriori», исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход»

Итак, показатели, отражающие психологический фактор и характеризующие склонность населения к потреблению и сбережению, можно выразить следующим образом:

1.2.1 Средняя склонность к потреблению и сбережению

Средняя склонность к потреблению (average propensity to consume — АРС), исчисляемая по формуле:

APC = =

показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление;

Cредняя склонность к сбережению (average propensity to save — APS), исчисляемая по формуле:

APS = = 

показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережения.

Данные показатели важны для характеристики тенденций в потребительских расходах. Так, по мере роста располагаемого дохода доля дохода, направленная на потребление, уменьшается, т.е. АРС уменьшается, a APS напротив увеличивается, что отражает ситуацию увеличения сбережений у потребителей по мере роста дохода — богатые люди имеют больше возможности сберегать, чем бедные. Однако такая тенденция наблюдается в краткосрочном периоде. В долгосрочном плане АРС и APS, как правило, стабилизируются, отражая относительную устойчивость потребительского поведения при отсутствии «форс-мажорных» обстоятельств.

1.2.2 Предельная склонность к потреблению и сбережению

Возникает вопрос, что происходит с потреблением и сбережением, когда изменяется доход. Для ответа на него используются показатели, характеризующие реакцию потребителя на изменение дохода.

Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume — MPC), исчисляемая по формуле:

MPC = =

показывает, какая часть прироста дохода (AY) используется на прирост потребления (АС) или какова доля прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода;

Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save — MPS), исчисляемая по формуле:

MPS = =

показывает, какая часть прироста дохода (AY) используется на прирост сбережения (AS) или какова доля прироста расходов на сбережения при любом изменении располагаемого дохода.

Сумма предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению (MPS) для любого изменения дохода всегда равны единице:

MPC + MPS = = = = 1

Это дает возможность выражать один показатель посредством другого:

МРС + MPS = 1, или MPS = 1 = МРС.

Показатели предельной склонности к сбережению (MPS) и предельной склонности к потреблению (МРС) не менее значимы при анализе макроэкономического равновесия, чем предельные величины в микроэкономике, в которой маржинализм стал основным методом анализа.

 

1.2.3 Индекс потребительских настроений

С целью прогнозирования поведения потребителей рассчитывается специальный макроэкономический показатель: индекс потребительских настроений (ИПН).

Он рассчитывается на основе данных, полученных  путем социологического опроса населения.

В мировой практике индекс потребительских настроений (consumer sentiment index) получил широкое распространение. Его измерение началось в 1946 г., когда исследователями Мичиганского университета (США) была разработана методика определения ожиданий и настроений потребителей. В настоящее время ИПН измеряется как в США, так и в большинстве стран Западной Европы. С середины 70-х гг. данный показатель вошел в число основных макроэкономических показателей этих стран. Его замеры производятся регулярно. Так, например, в США его определяют ежемесячно и объявляют результаты в первую пятницу каждого месяца в 10 часов утра.

В России измерение индекса началось с 1993 г. силами Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и группы «ИПН-Россия».

Методика построения ИПН базируется на том, что этот индекс агрегирует частные мнения отдельных людей, не зависящих друг от друга и не влияющих друг на друга. В результате ИПН — независимый показатель, отражающий динамику экономического развития страны. Динамика индекса связана с поведением массового потребителя.

Измерения ИПН осуществляются по выборке, репрезентирующей мнение взрослого (старше 15 лет) населения страны. К главным характеристикам выборки относятся: число точек опроса — 101, число опрошенных — 2400. В зависимости от ответов респондентов на каждый вопрос строятся частные индексы динамики отдельных факторов, формирующих потребительское поведение населения.

Частные индексы разрабатываются следующим образом: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить появление отрицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов. Значения индекса могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение индекса равно 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Снижение индекса ниже 100 означает преобладание негативных оценок в обществе.

Таким образом, получается целостная картина как оценки населением экономического положения в данный момент, так и экономического прогноза. И с точки зрения прогнозных оценок ИПН представляет особую ценность. Как показала практика тех стран, где ИПН используется давно, резкие колебания индекса означают, что в ближайшее время в стране не исключены «поворотные» неожиданные изменения в экономике. Таким прогнозным свойством обладают весьма немногие показатели.

ИПН и связанные с ним показатели являются ценными не только для предпринимателей и финансистов, но и для политиков, призванных оценивать социально-экономическую ситуацию в стране и ее отдельных регионах. Образно говоря, ИПН дает ответ на вопрос: каков уровень оптимизма населения в отношении социального и экономического развития в целом.

 

1.3 Структура потребления

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Для наиболее успешного исследования данной составляющей выделяют:

                  промежуточное потребление (отражено в счете производства СНС) представляющее собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг.

                  конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счете использования доходов СНС), — расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей.

Поскольку структура потребления населения содержит потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные), различают платное и бесплатное потребление соответственно.

 

1.3.1 Кривые Энгеля

Первым исследователем, который обратил внимание на вопросы влияния изменения дохода потребителя на структуру его расходов, был немецкий математик Эрнст Энгель (1821-1896). Он отметил, что с ростом доходов потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. То есть, прежде всего, происходит насыщение продовольственными товарами, потом - промышленными, а после - высококачественными благами. Подобное поведение мы можем иллюстрировать при помощи кривых Энгеля.

По вертикальной оси отложим количество потребляемых благ (Q), а по горизонтальной - доход потребителя (I) – (рисунок 2).

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Кривые Энгеля

Как видно из рисунка 2, продовольственные товары потребитель готов потреблять при любом уровне дохода, пища  - это предмет первой необходимости. При достижении уровня дохода I1 потребитель может себе позволить приобретение промышленных товаров (одежда, канцелярская продукция, мебель и т.п.), причем с ростом дохода потребление этих товаров значительно превышает потребление продовольствие (которое увеличивается незначительно с ростом доходов). При достижении уровня доходов I2 потребитель начинает приобретать и высококачественные блага (CD-плеер, компьютер и т.п.), причем потребление этих благ при дальнейшем увеличении доходов «обгоняет» потребление и промышленных, и продовольственных товаров.

Кривые Энгеля несут важную информацию о том, как реагирует спрос на изменение в денежных доходах покупателей. Закономерности в соотношении между доходами и объемами покупок, определенные Энгелем, имеют важное значение для фирм-производителей при оценке ими возможных объемов продаж и рыночной конъюнктурой данного товара. В частности, Энгелем были выведены следующие закономерности:

                  спрос на разные товары по-разному реагирует на изменения в доходах покупателей, товары, воспринимаемые как предметы роскоши, являются более восприимчивыми к подобным изменениям;

                  потребление продуктов питания и других товаров первой необходимости слабо зависит от доходов населения, с ростом доходов уменьшается доля потребительского бюджета, расходуемая на закупку данных видов товаров;

                  с ростом доходов наблюдается более быстрое увеличение расходов потребителей на услуги (образовательные, медицинские, туризм и т.п.) и др.

 

1.4 Факторы смещения кривой потребления

Кривые потребления обретают зависимость между объемом реального располагаемого дохода и уровнем реальных расходов на потребление. Движение вдоль кривой потребления показывает, как при прочих равных условиях изменяются расходы на потребление в связи с изменением реального располагаемого дохода. В чем же заключаются «прочие равные условия»? Речь идет о наборе факторов, которые могут привести к смещению кривой потребления.

Такими факторами являются:

      Благосостояние. Одним из факторов, действие которых мы условились считать неизменными при движении вдоль кривой потребления, является уровень реального благосостояния. Для семейного хозяйства он определяется всей суммой ценностей, которыми хозяйство владеет в форме денег, ценных бумаг, недвижимого имущества, товаров длительного пользования и прочая и прочая за вычетом его домов. Уровень богатства или благосостояния - застывшее понятие, он измеряется в количестве долларов на данный момент времени. Доход напротив, его величина переменная, он измеряется количеством долларов получаемых за единицу времени. Из двух семейных хозяйств, имеющих равный доход, более богатое будет скорее всего более свободно расходовать деньги на потребление, чем менее богатое. Таким образом, все обстоятельства, приводящие к росту уровня совокупного богатства и реального благосостояния всех домашних хозяйств, вызывают также и смещение кривой потребления вверх. Это в свою очередь, индуцирует изменения в уровне автономного потребления, тогда как величина предельной склонности к потреблению и соответственно, наклон кривой потребления останется прежним. Рассмотрим пример. Многие держат часть своего состояния в форме акций корпораций. Рост среднего уровня цен на все эти акции может следовательно привести к смещению кривой потребления вверх. Аналогичным образом снижение общего уровня благосостояния и богатства может привести к сокращению объемов потребления. Многие ученые полагают, что крах рынка ценных бумаг 1929 года привел к резкому смещению вниз кривой потребления. Это стало своего рода спусковым крючком, нажатие на который привело к началу Великой Депрессии. Современные экономисты до сих пор исследуют возможные воздействия рынка ценных бумаг на поведение потребления. Уменьшение или увеличение цен может повлиять на общий уровень богатства и благосостояния, поскольку изменяется номинальная покупательская способность денег. Повышение цен означает, что на 20 долларовую банкноту или на 100 долларов лежащих на текущем счете, можно будет купить значительно меньше, чем раньше. Падение общего уровня цен приводит, естественно к противоположному результату. Таким образом, очевидно, что повышение цен приводит к сокращению реального объема автономного потребления и смещению кривой потребления вниз, а в то время как понижение цен сдвигает кривую потребления вверх.

Информация о работе Потребление и его анализ в макроэкономике