Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 01:41, курсовая работа
В производстве продукта человек воздействует на объекты природы, придает им формы, пригодные для удовлетворения материальных потребностей. Как уже отмечалось ранее, производство является переработкой веществ природы для последующего потребления или же для дальнейшего производства. Такая функция производства сохраняется при любой его социальной форме.
Введение
1.Понятие факторов производства…………………………………………5
1.1. Общая характеристика………………………………………………....5
1.2. Труд, земля, капитал…………………………………………………...12
1.3. Предпринимательские способности и информация…………………13
2.Основные виды факторов производства в машиностроении РФ……...16
3.Подвиды факторов производства………………………………………..27
3.1. Труд как фактор производства: спрос и предложение………………30
3.2. Рента и цена земли……………………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………….35
Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров при размещении таких трудоемких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная, станкостроительная и др. Создание специализированных машиностроительных заводов в средних и малых городах России позволяет более полно использовать трудовые ресурсы и значительно увеличить их экономический потенциал. Благоприятным фактором для дальнейшего развития производств, требующих квалифицированного труда, служит сеть научно-исследовательских учреждений, институтов.
Машиностроение,
как крупный потребитель
Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся: сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.
Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Вопросы специализации и концентрации машиностроительного производства в значительной степени решаются в зависимости от транспортных возможностей и величины транспортных затрат. При формировании машиностроительных комплексов добиваются сокращения транспортных затрат и дальности перевозок.
Следует также учитывать влияние на географическое размещение машиностроительных предприятий энергоёмкости и фондоёмкости производства.
Машиностроение
является ведущей отраслью всей промышленности.
Продукция предприятий
В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:
Общее машиностроение - эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс.
Общее
машиностроение отличается широким
развитием межотраслевых и
Для развития транспорта, торговли и сельского хозяйства особую важность имеет именно группа отраслей общего машиностроения, т.к. она поставляет наибольшее количество техники (локомотивостроение, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение и т.д.). Огромное влияние оказывает она и на другие отрасли народного хозяйства.
В
период января-февраля 2007 года в России
рост производства машин и оборудования
составил 111,2%, электрооборудования, электронного
и оптического оборудования - 128,3%,
транспортных средств и оборудования
- 120,7 процента. При этом рост производства
важнейших видов машин и оборудования
составил: краны башенные - 191,4%; бульдозеры
- 167,7%; комбайны кормоуборочные - 132,8%; краны
на автомобильном ходу - 130,7%; экскаваторы
- 122,8%; тракторы на колесном ходу - 118,4%;
машины кузнечно-прессовые - 117,2%; прокатное
оборудование - 116,7%; автогрейдеры - 116,3%;
станки металлорежущие - 112,2% процента.
Рост производства отдельных видов машин
и оборудования обусловлен, в основном,
расширением спроса внутреннего рынка.
Так в частности, рост строительно-дорожного
машиностроения, происходящий на фоне
низкой оснащенности и высокой степени
износа оборудования на предприятиях
дорожного и строительного комплекса,
обусловлен увеличением объемов жилищного
строительства, внедрением современных
технологий в строительстве, а также целевым
выделением средств из бюджетов федерального
и регионального уровней на строительство
и ремонт дорог и объектов коммунальной
инфраструктуры.
Производство станков в целом возросло на 15,0%, в том числе металлорежущих станков - на 12,2% (металлорежущих станков с числовым программным управлением - в 2,1 раза), лесопильных рам - на 24%, электросварочного оборудования - на 17,3%, кузнечно-прессовых машин - на 17,2%. Рост производства во многом обусловлен необходимостью обновления и модернизации всего парка технологического оборудования, а также освоением предприятиями новых видов высокопроизводительного, конкурентоспособного оборудования.
В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования производство кабелей силовых гибких возросло на 24,9%; электродвигателей переменного тока (с высотой оси вращения 63-355 мм) - на 21,8%. Стабильная динамика в производстве электродвигателей переменного тока (с высотой оси вращения 63-355 мм) в течение 2006 года и января-февраля 2007 года обусловлена освоением производства новых энергоэкономичных, конкурентоспособных электродвигателей, имеющих повышенный спрос.
В производстве транспортных средств и оборудования рост выпуска машин для городского коммунального хозяйства составил 141,4%, грузовых автомобилей - 133,6%; легковых автомобилей - 118,6%; автобусов - 109,3%, тепловозов магистральных - 8 раз, вагонов грузовых - 119,9%; вагонов пассажирских - 117,6%, тепловозов маневровых и промышленных широкой колеи - 116 процентов.
Рост
производства обусловлен расширением
спроса железнодорожного транспорта,
интенсивным развертывание
Вместе с тем произошло снижение производства ряда видов машиностроительной продукции. Так, выпуск зерноуборочных комбайнов снизился на 15,3%; аккумуляторов и аккумуляторных батарей свинцовых автомобильных - на 14,2%; турбин газовых - на 6,1%; электровозов магистральных - на 4,3 процента. Развитие науки и техники в передовых странах мира стало в настоящее время государственным приоритетом. От масштабов научных исследований и претворения инноваций в жизнь зависит стабильный рост экономики. Поэтому основной целью развития машиностроительного комплекса, по мнению участников конференции, должно стать полное удовлетворение внутреннего спроса на высококачественную машиностроительную продукцию и всемерное расширение присутствия на внешних рынках. Это может быть осуществлено только на основе преобразования машиностроения в конкурентоспособный, интегрированный в систему международного разделения труда комплекс. По подсчетам специалистов, на сегодняшний день конкурировать на мировом рынке в соответствующих сегментах могут не более 50 машиностроительных предприятий. Основными причинами создавшегося положения стали:
В развитии машиностроения приоритетными являются два основных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для АПК, легкой промышленности, медицинской техники и предметов оборудования. Второе: развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.
Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Более 70% продукции машиностроения и металлообработки производится в европейской части России. Важное значение имеет увеличение роли восточных районов.
Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции народнохозяйственного, общепромышленного, отраслевого или единичного применения. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс; специализация; кооперирование; концентрация; комбинирование производства; наличие трудовых ресурсов; близость к источникам сырья, материалов и к потребителям; объем транспортных работ и затраты на транспортировку.
Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию, создающим новые возможности для размещения производства. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышает технический уровень. В отрасли широко распространена предметная (выпуск определенных конечных видов продукции - машин, оборудования), технологическая (производство литья, заготовок) и подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций) специализация. Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др. Кооперировать следует предприятия, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. Особое значение при этом имеет кооперирование внутри одного экономического района, что сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Кооперирование в противоположность специализации интегрирует размещение взаимодействующих между собой предприятий. На этой основе возникают машиностроительные комплексы, где различные заводы связаны совместным выпуском готовой продукции. Расширение сферы кооперирования в машиностроении приводит к увеличению числа предприятий-смежников, обеспечивающих работу головного завода.
Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров при размещении таких трудоемких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная, станкостроительная и др. Создание специализированных машиностроительных заводов в средних и малых городах России позволяет более полно использовать трудовые ресурсы и значительно увеличить их экономический потенциал. Благоприятным фактором для дальнейшего развития производств, требующих квалифицированного труда, служит сеть научно-исследовательских учреждений, институтов.
Машиностроение, как крупный потребитель металла, имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.
Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся: сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.
Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Вопросы специализации и концентрации машиностроительного производства в значительной степени решаются в зависимости от транспортных возможностей и величины транспортных затрат. При формировании машиностроительных комплексов добиваются сокращения транспортных затрат и дальности перевозок.
Следует также учитывать влияние на географическое размещение машиностроительных предприятий энергоемкости и фондоемкости производства.
Среди
отраслей машиностроения в зависимости
от технико-экономических
Промышленность состоит из целого ряда отраслей, тесно взаимосвязанных между собой.
Отрасль промышленности - это исторически сложившаяся совокупность предприятий, характеризующаяся рядом признаков: выпуск продукции одного экономического назначения, однородность сырья и материалов, общность технической базы и технологических процессов и т.д.
Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности. Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства.
В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:
Общее машиностроение - эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс.