Перспективы инвестирования для роста экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Одним из фундаментальных изменений российской экономики является интенсивное формирование финансового сектора, активное развитие финансовых рынков и создание соответствующих институтов. Инвестиции остаются наиболее острой проблемой среди ключевых условий, определяющих ход реформ. Глобальный характер проблемы инвестиций - необходимость создания инструмента анализа и прогнозирования ситуации в этой области.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……….……3

1. Инвестиции и их место в экономической системе…………………….……….4

1.1 Сущность инвестиций………………………………………………..………4

1.2 Структура инвестиций…………………………………………………....…..6

1.3 Внутренние источники инвестиций в России…………………..……….….7

2. Роль инвестиций в экономике России……………………………...…….……..10

2.1 Мультипликатор и акселератор инвестиций……………………............…..10

2.2 Проблемы инвестиционной политики России………………………...……13

2.3 Проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются инвесторы………….….17

3. Перспективы инвестирования для роста экономики…………………………...19

3.1 Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики.19

3.2 Совершенствование законодательства……………………....……………...22

Заключение………………………………………………....…………………….....24

Список используемых источников………………………………...........…………26

Приложение…………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

экономическая теория.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

2) дефляционный разрыв – наступает тогда, когда сбережения, соответствующие уровню полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары и услуги низкие, ведь население предпочитает большую часть дохода сберегать. Это сопровождается спадом промышленного производства и понижением уровня занятости. А вступающий в силу эффект мультипликации приведет к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечет за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов  в экономике страны.

       И, наконец, важно подчеркнуть, что эффект мультипликатора может проявить себя не вообще, в абстрактно взятой экономике рыночного хозяйства, а лишь в условиях экономики неполной занятости. Такой вывод не кажется неожиданным. Действительно, если все ресурсы общества задействованы полностью, то откуда же будут черпаться дополнительные рабочие руки и производственные мощности? Это обстоятельство лишний раз подчеркивает тот факт, что применимость тех или иных научных конструкций всякий раз должна соотноситься с конкретной ситуацией конкретной страны.        

Акселератор инвестиций. 

Эффект мультипликатора  инвестиций дополняется эффектом акселератора.

Акселератор инвестиций – коэффициент, показывающий соотношение  меду приростом инвестиций в данном году и приростом ВНП в предыдущем. 
 

U = I текущий год / Δ ВНП прошлый год

                                                        где  U – акселератор инвестиций

                                                        I – исходный уровень инвестиций 

      Экономическое развитие станы является не только следствием вложения в нее инвестиций, но служит исходной базой для увеличения их в будущем. В связи с этим целесообразно все инвестиции разделить на автономные и производные. Величина первых не зависит от сложившегося уровня ВНП и может рассматриваться в качестве первоначального толчка к активным действиям предпринимателей на рынке. Именно эти инвестиции и создают эффект мультипликатора. Величина вторых является следствием предыдущего развития: предприниматели, видя, что объем национального производства, растет, и конъюнктура рынка улучшается, стремятся использовать благоприятные условия и расширяют инвестиции. В результате на автономные инвестиции накладываются производные, что ведет к ускорению развития, то есть эффекту акселератора.  

 

2.2 Проблемы инвестиционной политики России. 

      Современное состояние инвестиционного процесса в РФ характеризуется как кризисное. При этом к основным причинам инвестиционного спада относятся:

  1. отсутствие источников финансирования инвестиций;
  2. пассивная роль государства в инвестиционном процессе;
  3. несовершенная налоговая политика России;
  4. нестабильное функционирование кредитно-банковской системы;
  5. низкая экономическая эффективность современных инвестиций;
  6. неразвитость фондового рынка.

      Каждая их названных проблем оказывает негативное воздействие на развитие инвестиционного процесса в РФ, но решать указанные проблемы необходимо в комплексе для достижения основной цели – повышения уровня экономического роста в России. Все названные негативные черты современной инвестиционной ситуации в России в первоисточнике имеют неэффективную государственную политику.

Неэффективность инвестиционной политики правительства  заключается в следующем:

  1. политика стимулирования инвестиций с помощью налоговых льгот в России признана неэффективной. По всей видимости, отмена налоговых льгот инвесторам явилась следствием обычной для России государственной политики, направленной на увеличение доходной части бюджета за счет увеличения собираемости налогов. Однако такое решение представляется поспешным и бесперспективным. Отсутствие инвестиций приведет к падению производства – у предприятий не будет финансовых ресурсов для расширения, а это неминуемо отразится на налогооблагаемой базе – она соответственно также уменьшится.
  2. Современная амортизационная политика государства не только не способствует расширенному воспроизводству, но и не обеспечивает даже поддержание производства на прежнем уровне. Суммы амортизационных отчислений осознанно занижаются, что не обеспечивает обновление и воспроизводство основных фондов предприятия. Обеспечивая процесс обновления основных фондов. Внедрение ресурсосберегающих технологий, государство будет создавать предпосылки для структурной перестройки экономики, что, в свою очередь, будет условием последующего экономического роста.
  3. Роль государства в инвестиционном процессе носит, в основном, пассивный характер. В то же время государственные инвестиции способны стать стимулом привлечения частных капиталов в производство. Пока же российское государство довольно редко выступает в качестве инвестора, однако, даже кода инвестиции осуществляются из бюджетных источников, основной формой является безвозмездное и безвозвратное государственное финансирование. При этом незадействованными остаются такие формы государственного инвестирования, как субсидии, субвенции, государственные гарантии, эмиссия инвестиционных ценных бумаг.
  4. Ликвидация бюджетного фонда развития уже негативно отразилась на инвестиционной активности. Сегодня, несмотря на существование отдельной статьи расходной части бюджета – капитальные расходы, в которой закрепляется общий объем средств, выделяемых на государственную инвестиционную и инновационную деятельность, отсутствие закрепленных источников доходов не гарантирует выделение предусмотренных средств в намеченные сроки и в полном объеме. Более того, даже при условии выполнения доходной части бюджета, естественно, что в первую очередь производится финансирование наиболее приоритетных расходных статей, в то время как расходы на инвестиции относятся к разряду резервных.
  5. Низкая эффективность государственных инвестиций. На практике сложилась ситуация, когда государственные деньги вкладываются в инвестиционные проекты, которые не только не могут принести прибыль и повысить экономическую эффективность производства, но и не в состоянии обеспечить возврат затраченных государственных средств. В итоге деньги государства растрачиваются в условиях крайне низкой экономической эффективности инвестиций.
  6. Для государственных инвестиций характерно также их нерациональное использование. Инвестиции направляются не в те отрасли, которые нуждаются в привлечении государственных денежных средств и способны рационально  эффективно их использовать, а в отрасли, которые либо способны обеспечить сиюминутный доход, либо нуждаются в иной форме инвестиций – не государственной, а частной. Не определены приоритеты, критерии оценки и сроки предоставления государственной поддержки.
  7. Не задействован потенциал более выгодных, с экономической точки зрения и стратегической экономической политики, форм государственных инвестиций: бюджетных кредитов, субсидирования, субвенций, которые, с одной стороны, обеспечат приток средств в производство на долгосрочной основе, а с другой – принесут доход государству, поскольку по своей сути являются не только возвратными, но и возмездными.
  8. Отсутствует механизм реализации привлечения инвестиций за счет предоставления государственных гарантий. Получить инвестиционные ресурсы, имея государственную гарантию, остается достаточно сложно в связи с тем, что фактически кредитор остается незащищенным.
  9. Государственная инвестиционная политикане касается вовлечения банков в инвестиционный процесс, в связи, с чем аккумулированные в банковском секторе денежные средства не работают на экономическое развитие страны. Фактором в пользу кредитования инвестиционных проектов может стать предоставление налоговых льгот  преимущества банку-инвестору.
  10. Современная российская политика в сфере привлечения иностранных инвестиций направлена на увеличение притока иностранного капитала в отечественную экономику. Однако иностранные инвестиции не всегда благотворно влияют на экономическую ситуацию в стране. Мировая практика убедительно доказала, что экономический рост возможен только при условии полной мобилизации внутренних ресурсов. Отечественный инвестор более ориентирован на долгосрочные вложения, что для общей экономической ситуации предпочтительнее. В то же время иностранный капитал не способен стать катализатором долгосрочного и стабильного промышленно подъема. В связи, с чем нельзя поводить такую государственную политику, при которой интересы иностранных инвесторов защищаются и обеспечиваются в ущерб отечественных инвесторов.

      Перечисленные негативные черты российской инвестиционной политики являются причинами ее неэффективности, иными словами, современная отечественная государственная инвестиционная политика не приносит значительных положительных результатов в части оживления инвестиционного процесса, привлечения инвесторов и усиления инвестиционной активности.

      Следовательно, чтобы изменить к лучшему сложившуюся ситуацию в инвестиционной сфере необходимо кардинальным образом реформировать государственную инвестиционную политику.

 В качестве  основных направлений такого  реформирования могут быть предложены:

  1. оживление инвестиционного процесса, которое должно осуществляться за счет внутренних ресурсов, в связи, с чем потребуется изменение политики в сфере привлечения иностранных инвестиций;
  2. активное вовлечение государственных средств и средств предприятий в виде гарантированных инвестиционных ценных бумаг в инвестиционный процесс. Для современной России приоритетной является прямая форма государственного участия в инвестиционном процессе, которая определяет его общую направленность и генерирует потоки инвестиций в национальную экономику. Фактором, имеющим наибольшее значение для государственных инвестиций, должна быть их экономическая эффективность. Государственные денежные средства должны не просто использоваться для финансирования инвестиционных проектов, но и приносить государству доход в виде процентов за использование государственных кредитов, дивидендов по акциям, переданным в государственную собственность в процессе возврата выделенных инвестиционных средств, а также прибыль за счет увеличения экспорта.

      Вопрос о привлечении иностранных инвестиций обсуждается довольно часто. Да, российской экономике действительно нужны производственные инвестиции. По мнению экспертов Минэкономразвития, для достижения устойчивого развития России в ближайшие 20 лет потребуется инвестировать около $2 трлн. средств из разных источников или по $100 млрд. в год.  

Проблема 2006 года, стоящая перед Россией, затрагивает  все сферы деятельности. По оценкам  специалистов, через год ожидается  выбытие до 25% (в 2007 г. до 50%) производственных фондов вследствие их износа. И для обеспечения хотя бы его простого воспроизводства основного капитала объем инвестиций должен быть увеличен в 3 раза.

      В настоящее время Россия занимает далеко не первое место по количеству привлекаемых инвестиций. В развивающиеся рынки ежегодно инвестируются свыше $500 млрд. Россия же получает чуть менее $5 млрд. ежегодно. Менее 1% - это несопоставимые масштабы инвестиционной активности по сравнению с тем, каким потенциалом обладает наша страна. Это, конечно же, абсолютно неудовлетворительный показатель с точки зрения тех темпов социально-экономического развития, которые необходимы Российской Федерации для того, чтобы вернуть себе достойное место среди развитых государств мира.

     Для модернизации реального сектора отечественной экономики необходимы ежегодные инвестиции в объеме до $100 млрд. Экспорт нефти и газа, внутренние источники накопления такого уровня инвестиций дать не могут. Поэтому активная интеграция России в мировые рынки - в первую очередь, в рынки капитала – должна рассматриваться Правительством РФ как приоритетная задача государственной инвестиционной политики.

     Однако не стоит рассматривать инвестиции как панацею от всех недугов экономики, сами по себе они не могут поднять её на должный уровень. Но  могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. В особенности это относится к прямым инвестициям, так как с ними в Россию поступают не только деньги, но и многолетний опыт, накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Иностранные инвестиции могут также послужить для временного смягчения денежных затруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значит роста зависимости страны. Наконец, их рост является непременным спутником “встраивания” России в мировой цикл движения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство, нахождению оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда.

      Многие аналитики считают, что привлечение иностранных инвестиций - проблема для России далеко не главная. Денег в стране довольно много. Проблема в том, как их расходует государство и предприятия. На сегодняшний день модель инвестиционной деятельности в стране неэффективна. Финансовые институты как источники инвестиций в полном объеме не выполняют свои функции. Фондовый рынок слишком спекулятивен, банки не рискуют или не могут выдавать крупные кредиты, несовершенство законодательной базы отпугивает многих иностранных инвесторов. Поэтому главными инвесторами являются сами предприятия, на долю которых приходится 84% всего объема инвестиций, в том числе почти 70% финансируется за счет их собственных средств - прибыли и амортизации.

        Но даже имея необходимые средства для увеличения капитальных вложений в реальный сектор экономики, пока не видны результаты. И главной причиной является неэффективность менеджмента компаний. По расчетам, начисляемая в промышленности амортизация вдвое ниже уровня, необходимого для простого возмещения выбытия основных фондов, причем лишь около половины начисленной амортизации реально используется для финансирования капитальных вложений. В результате финансовые ресурсы предприятий, направляемые в инвестиции, в 3-5 раз меньше объема износа и выбытия основных фондов.

      Имеющийся потенциал капитальных вложений используется лишь на 1/3. И если просуммировать все внутренние сбережения, то получится цифра, на порядок превышающая нынешний годовой объем инвестиций.

 

2.3 Проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются инвесторы.

        Проанализировав результаты опросов, проводившихся среди крупнейших инвестиционных компаний, можно прийти к выводу, что наиболее серьезной проблемой, оставляющей далеко позади все остальные трудности по степени важности, является неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следуют проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Примечательно, что само по себе налоговое законодательство воспринимается как большее зло, чем налоговые органы, призванные обеспечивать его соблюдение. Напротив, таможенные органы и в меньшей степени постоянные изменения внешнеторговой политики рассматриваются как более серьезная проблема, чем торговая политика как таковая.

      Риск  изъятия собственности и произвол со стороны властей - как федеральных, так и местных, были отнесены к  категории проблем, не самых первостепенных по степени важности. То же самое  относится к неплатежам заказчиков и неадекватной защите прав интеллектуальной собственности. Интересно отметить, что защита прав интеллектуальной собственности рассматривается многими как менее серьезная проблема, чем обеспечение прав собственности в целом. Эта точка зрения последовательно выражается представителями всех секторов, и хотя компании, использующие более передовые производственные технологии, естественным образом, больше озабочены защитой прав интеллектуальной собственности, их представители все равно считают, что обеспечение прав собственности в целом представляет собой более серьезное препятствие, чем защита прав интеллектуальной собственности. Если говорить о благоприятных тенденциях, то качество российских трудовых ресурсов и поставщиков не составляет для иностранных компаний серьезной проблемы. В целом респондентов как будто удовлетворяет уровень квалификации и мотивации рабочих и менеджеров, а также качество и своевременность поставки материалов и комплектующих российскими предприятиями. Это свидетельствует о том, что как минимум часть российских кадров при условии обеспечения соответствующих стимулов и надлежащего профессионального обучения хочет и может удовлетворять западным стандартам. Качество материалов и комплектующих, поставляемых российскими предприятиями, а также своевременность их поставок, также относится к категории второстепенных проблем. Бартер, одна из основных особенностей работы на российском рынке, о которой много говорится в западной прессе, также не вызывает у инвесторов серьезных возражений.         

Информация о работе Перспективы инвестирования для роста экономики