Отечественный и зарубежный опыт регулирования инфляции и безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить сущность безработицы и инфляции и пути их преодоления на примере двух стран – Украины и России. В связи с этим поставлены следующие задачи:
определить сущность безработицы и инфляции, их показатели и виды, методы измерения;
выявить основные причины безработицы и инфляционных процессов;
изучить социально-экономические последствия инфляции и безработицы;
дать анализ государственной политике в области занятости и антиинфляционным мерам государства;
исследовать особенности безработицы и инфляционного процесса в Украине и России и меры их преодоления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1 БЕЗРАБОТИЦА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ……………5
1.1. Сущность и определение уровня безработицы, ее показатели……….5
1.2. Причины, виды и последствия безработицы…………………………..8
1.3. Определение «полной занятости». Государственная политика в области занятости………...13
РАЗДЕЛ 2 ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА……………….16
2.1. Понятие, способы измерения и виды инфляции……………………...16
2.2. Причины и последствия инфляции. Кривая Филлипса………………19
2.3. Антиинфляционная политика………………………………………….22
РАЗДЕЛ 3 ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И МИРОВОЙ ОПЫТЫ ПУТЕЙ СДЕРЖИВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ………………...24
3.1. Регулирование инфляции и безработицы в Украине…………………24
3.2. Регулирование инфляции и безработицы в России…………………...29
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..38

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 351.00 Кб (Скачать)

Безработица в Украине имеет  специфическую структуру. Безработица  у нас – это не только безработица рабочих, но и специалистов, служащих, лиц с высшим образованием, и что особенно опасно для общества, безработица молодежи.

Важен также вопрос сельской безработицы  на Украине. В прогнозах начала    90-х годов ожидался резкий всплеск  безработицы в городах в итоге развала промышленности, сформировавшейся за советский период (гигантские предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались не способны адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах.

Одной из глубинных причин роста  безработицы в 1994–1995 гг. становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его стагнации и, как следствие, безработице.

В рамках демографического процесса формируется занятость населения, демографические процессы в Украине проходят очень пессимистично. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моло-

же трудоспособного.

Уровень безработицы, достигнутый в 1995-1996 годах, говорит о том, что кризис занятости продолжается. Возникают различные социально-экономические диспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация и маргинализация рынка труда. Резкий рост безработицы запускает в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы определяется динамикой незанятости предыдущих периодов. Безработица самовоспроизводится и обуславливает продолжительный спад, вызванный долговременной, застойной незанятостью, что дезориентирует рациональное распределение трудовых ресурсов.

В Украине на 1 марта 2009 г. зарегистрировано 906,1 тыс. безработных, что составляет 3,2% трудоспособного населения.

В Украине имеются большие возможности  для повышения уровня занятости. Основные направления – развитие частного предпринимательства, малого бизнеса, сферы услуг и т.п. Важность проблемы безработицы обуславливает  необходимость разработки государственной политики занятости. Деятельность такой политики отражена в Законе Украины «О занятости населения». В законе основными принципами государственной политики занятости объявляется обеспечение равных возможностей и содействия обеспечению эффективной занятости населения. Государство гарантирует гражданам право добровольного выбора трудовой деятельности, защиту от необоснованных отказов в приеме на работу, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и др. [20, c.355-356].

В Украине создана государственная  служба занятости и государственный фонд занятости, которые призваны помогать гражданам реализовать право на труд. Законом предусмотрены различные виды компенсаций при потере работы.

Однако следует констатировать, что действие Закона не отвечает его  букве.

Инфляционный процесс в странах  с переходной экономикой обусловлен такими факторами:

  • дефицит товаров и услуг, снижение качества продукции в условиях фиксированных государственных цен. Либерализация цен превращает такой инфляционный потенциал в открытую инфляцию;
  • высокие темпы инфляции, обусловленные быстрым увеличением денежной массы в обращении характерны для стран, осуществляющих переход к рынку под эгидой Международного валютного фонда и др.

Инфляционным процессам в Украине  присущи все те особенности, которыми характеризуется инфляция в переходной экономике, и вместе с тем, есть своя специфика. К провозглашению независимости Украина имела нежизнеспособную дефицитную экономику и громадный скрытый инфляционный потенциал. Структура экономики была деформирована, 72% общего выпуска валового продукта составляла продукция отраслей промышленности группы А (добывающая и обрабатывающая, большой удельный вес занимал промышленный комплекс) и только 28% составляла продукция группы Б, которая производила предметы потребления. Экономическая структура не имела социальной ориентации, порождала острый товарный дефицит, неудовлетворенный платежеспособный спрос.

В 1992 г. правительство  либерализовало цены, они стали очень быстро расти. Произошел инфляционный взрыв: государственные и коммерческие монополисты подняли цены в десятки раз, процессы галопирующего роста цен быстро перешли в стадию неконтролируемой гиперинфляции. Государственная политика либерализации цен и доходов была поддержана Национальным банком Украины (НБУ). Чрезмерная эмиссия денег, которую он осуществлял, способствовала углублению всех инфляционных процессов. В итоге – развал экономики, всеобщий кризис неплатежей, рост дефицита госбюджета, обнищание населения [20, c.373].

Стремясь преодолеть социальный взрыв, правительство осуществляло индексацию, чтобы удержать доходы на определенном достигнутом уровне. Однако мировой опыт свидетельствует, что чем больше общество хочет защитить себя от инфляции через индексацию, тем более нестабильным оно становится.

Существенное влияние на рост цен в Украине в 1992–1995 гг. оказали факто-

ры, которые не относятся непосредственно к сфере денежного обращения: рост издержек производства и инфляционные ожидания. Рост издержек производства связан, прежде всего, с ростом цен на энергоносители. В 1993 г. Россия перешла к торговле ими по мировым ценам, что в значительной мере подорвало энергоемкую экономику Украины.

В начале перехода к рыночным отношениям и национальной экономике не существовало проблемы инфляционных ожиданий. Однако обесценение сбережений заставило население оперативно приспособиться к условиям инфляции. Люди стали быстро освобождаться от наличных денег, вкладывали их в активы, которые не теряли своей реальной стоимости. Обесценение национальной валюты обусловило долларизацию украинской экономики. Обесценение национальной валюты, в свою очередь, обусловило возрастание стоимости импорта, значительной частью которого являются энергоносители.

В 1993 г. в Украине было предпринято  несколько попыток сдерживания  инфляции путем прекращения денежной эмиссий, однако они были безуспешными. Продуманная политика правительства и НБУ в 1994-1996 гг. создали условия для успешного осуществления денежной реформы, введения в 1996 г. национальной валюты – гривны.

В последующие годы правительство и НБУ прилагает большие усилия для преодоления инфляции, финансового кризиса, укрепления денежного обращения и гривны. В 1997 г. уровень инфляции достиг рекордно низкой цифры – 10,1% , однако энергетический кризис середины 1999 г., неурожай в сельском хозяйстве обусловили рост цен на энергоносители и продукты питания. Темп инфляции в 2000 году вырос до 25 процентов.

По данным Госкомстата Украины  на сегодняшний день инфляция в условиях мирового экономического кризиса составила 1,5% в феврале 2009 года [24].

 

 

 

 

3.2. Регулирование инфляции и  безработицы в России

 

Важнейшей компонентой рыночной экономики  выступает рынок труда.

Развитый рынок труда позволяет более полно и эффективно употреблять вещественный, научный и человеческий потенциал страны, преодолевать сложившиеся деформации в сфере занятости, регулировать трудности безработицы.

Рынок труда в России в настоящее  время характеризуется следующими явлениями:

  • быстрым сокращением численности экономически активного населения;
  • высокой концентрацией занятости на больших и средних предприятиях (67% всех занятых);
  • преобладанием латентных действий над открытыми (неоплачиваемые либо частично оплачиваемые отпуска, обязанные переводы на режимы неполного рабочего времени, задержки с выплатой заработной платы) и др.

Сейчас Россия переживает спад производства. Объемы производства сокращаются в  итоге структурных конфигураций. Компании, находящиеся в кризисных  условиях, пробуют лавировать и сохранить  свой коллектив. Практикуется система  долгих административных отпусков и внедрение частичной занятости. Практически сформировалась скрытая безработица. Масштабы ее возрастают по мере свертывания производства.

По данным Росстатагенства, общественная численность безработных в 1992-1999 гг. возросла практически втрое, составив в августе 1999 г. 9,1 млн. человек. Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, возрос за тот же период с 5,2 до 12,4 процентов. Таким образом, сейчас можно констатировать, что Россия перешла в категорию государств с высокой безработицей.

Обострение трудности безработицы выражается в: усилении ее региональной дифференциации; углублении очаговой безработицы; увеличении продолжительности безработицы; расширении масштабов скрытой безработицы и понижении эффективности системы государственной помощи безработным.

Степень напряженности ситуации на рынке труда можно охарактеризовать соотношением спроса и предложения  рабочих мест со стороны компаний. В качестве показателя предложения  рабочих мест употребляется заявленная предприятиями потребность в  рабочей силе. Показателем спроса на рабочие места является численность безработных. В конце 1992 г. безработица стала заметным явлением (численность безработных составила около 600 тыс. человек, ищущих работу – чуть более 920 тыс. человек).

Проанализируем безработицу посреди главных демографических групп населения – женщин и молодежи. На 1 января 1993 г. в стране насчитывалось 417 тыс. безработных женщин, либо 72,3% всех безработных. Молодежь в возрасте до 30 лет составила в это время 38,2% всех безработных. В конце 1997 г., по данным Минтруда и общественного развития, в  стране насчитывалось 2,37 млн. зарегистрированных безработных, либо 2,7% экономически активного населения.

С 1992 г. в России доля безработных женщин в целом несколько снизилась – с 72,3 до 69 процентов. Это говорит о том, что при низкой напряженности на ранних стадиях безработицы увольнения начинаются с женщин. При высокой напряженности на рынке труда безработице подвержены как мужчины, так и дамы, при неком превышении доли последних посреди всех безработных.

Основными задачами государственной политики России на рынке труда являются следующие три направления:

  • формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения организаций работниками через экономическую стабилизацию;
    • повышение свойства и конкурентоспособности работников;
  • развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы занятости.

В России общее руководство государственной  службы занятости возложено на Министерство труда и занятости РФ. Оно осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области труда, занятости, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров, демографической, молодежной и миграционной политики.

Особым органом трудоустройства в России является Федеральная государственная служба занятости. Ее главные направления: анализ, прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу и информация о состоянии рынка труда; ведение учета свободных рабочих мест и людей, обращающихся по вопросам трудоустройства; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы и др.

В 2000 г. органами государственной службы занятости было трудоустроено 52,3% от числа обратившихся людей против 29,7% в 1999 году.

Для финансирования мероприятий, связанных  с обеспечением занятости, создается  государственный фонд занятости  населения. Этот фонд появляется за счет обязательных отчислений работодателей, средств республиканских и местных бюджетов и добровольных взносов граждан и организаций. Средствами этого фонда распоряжается служба занятости.

На 2009 г. реальная безработица в  России, по данным МОТ, составляет 6,4 млн. человек. На пике кризиса в России могут остаться без работы 7−7,5 млн. человек, или около 10% экономически активного населения [25].

Цель антиинфляционной политики –  не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа.

В России переход к рыночному  механизму хозяйства, где спрос  определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60 процентов. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236 процентов. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.

Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег  и наученные опытом январского обмена, начали в феврале–марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.

Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт регулирования инфляции и безработицы