Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 07:59, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности инфляции, причин её возникновения, выявление наиболее эффективных методов по борьбе с ней.
Задачи работы: дать общее описания понятия инфляции, её форм, последствий, рассмотреть особенности инфляции и антиинфляционной политики в России и других странах.
В работе будет освещена проблема инфляции, а также различные взгляды экономистов по борьбе с ней.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы анализа инфляции
1.1. Определение процесса инфляции……………………………………….4
1.2. Сущность ………………………………....................................................5
1.3. Причины инфляции………………………………………………………6
2. Формы инфляции………………………………………………..........................10
2.1.Инфляция спроса…………………………………………………………12
2.2Инфляция предложения………………………………………………….13
2.3Социально-экономические последствия инфляции…………………….15
2.4 Кривая Филипса………………………………………………………....18
3. Антиинфляционная политика в национальной экономике
3.1.Методы антиинфляционной политики………………………………...19
3.2. Особенности инфляции и антиинфляционной политики в России….24
3.3.Особенности регулирования инфляции в разных странах…………...27
3.4.Современные тенденции развития инфляционного процесса в российской экономике……………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………………34
Инфляция представляет опасность для экономического развития, она быстро распространяется на все отрасли, так как они связаны взаимными поставками. В итоге удорожание какой-либо поставки ведёт к удорожанию выпускаемой продукции. Инфляцию очень сложно устранить, даже если исчезли вызвавшие её причины. Сложно изменить настрой людей, которые в ожидании инфляции покупают товары «на всякий случай». Адаптивные инфляционные ожидания вызывают рост товарных цен.
2.4.Кривая Филлипса
Инфляция оказывает сильное воздействие на занятость. Она держится на низком уровне при высокой безработице, и наоборот. В 1958 году английский экономист А. Филлипс предложил графическую модель инфляции спроса, выражающую связь между уровнем безработицы и темпами роста средней заработной платы. А.Филлипс проанализировал данные более чем за сто лет и пришёл к выводу, что существует уровень безработицы (6-7%), при котором уровень зароботной платы постоянен и её прирост равен нулю. Используя в своей работе данные английской статистики за 1850-1860 гг., он построил кривую, наглядно показывающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы18. Позднее из этой зависимости американскими экономистами П. Самуэльсоном и Р. Солоу был сделан вывод, что кривая А.Филлипса описывает выбор между инфляцией и безработицей, когда уменьшить одну можно лишь увеличив другую.
Графически кривая А.Филлипса выглядит так (рис.1.2):
Рис.1.3. Кривая Филлипса
Существуют различные объяснения обратной связи между инфляцией и безработицей. Частично она объясняется гибкостью рынка труда, при котором по продвижению экономики к полной занятости на одних областях рынка труда будет сохраняться безработица, а на других будет сохраняться неудовлетворённый спрос. Результатом этого будет ускорение инфляции.
Другое объяснение кривой Филипса состоит в том, что производителям и трудящимся легче добиваться повышения цен и заработной платы в период роста экономики. Высокая безработица вынуждает работающих по найму людей соглашаться на меньшую заработную плату, что разрывает инфляционную спираль «зарплата-цены»19.
3.Антиинфляционная политика в национальной экономике
3.1.Методы антиинфляционной политики
Антиинфляционная политика является составной частью экономической политики. Антиинфляционная политика направлена на регулирование её темпа в пределах, не вызывающих отрицательных социально-экономических последствий.
Основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с причинами, которые её вызвали. Подавление инфляции с помощью контроля над ценами и доходами без устранения её причин негативно сказывается на развитии рыночных отношений.
Существует три направления антиинфляционной политики: кейнсианское, монетаристское и структуралистское.
Кейнсианская антиинфляционная политика.
Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав
спрос, который должен стать внешней активизирующей
силой для предпринимателей. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом. Эффективность спроса правительство создает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам весомый государственный заказ. В результате создается мультипликационный эффект, который приводит в движение большой комплекс предприятий, спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевыми кредитами, растет, что приводит, в конечном счете, к падению цен, к сокращению инфляции.
Особенностью кейнсианских методик является углубление бюджетного дефицита. Государственный заказ частному бизнесу представляет собой дополнительные государственные расходы. Общественные работы, которые Кейнс рекомендовал в качестве условия выживаемости для безработных, также становились дополнительным расходом.
Дефицит государственного бюджета, как неизбежное следствие кейнсианских программ, ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс считал целесообразным другой путь - прибегнуть к государственным займам, которые можно будет погасить в дальнейшем, после обуздания инфляции (рис. 2.1.)
Рис. 3.1. Кейнсианская антиинфляционная политика20
На практике кейнсианских программ недостаточно, так как во многих странах растёт внешний долг и дальнейшее его увеличение невозможно.
Монетаристская
Монетаристы во главе с М. Фридменом считали программу Кейнса недостаточной, так как она не даёт кризису до конца выполнить свою очищающую функцию – освободить экономику на какой-то срок от диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Монетаристы обратили своё внимание на рост предложения. По их мнению, нужно продавать всё, что можно, поощрять мелкий и средний бизнес. Фридмен считал, что сократить спрос можно путём денежной реформы конфискационного плана или замораживанием сбережений, путём уменьшения бюджетного дефицита.
Монетаристские программы осуществляются в три этапа (рис. 2.2):
1. На первом этапе проводится
конфискационная денежная
2. На втором этапе сокращается бюджетный дефицит и удорожается кредит;
3. На третьем этапе сокращаются ставки налога.
Рис. 3.2. Монетарная антиинфляционная политика21
На первом и втором этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем – рычаги, стимулирующие рост товарной массы.
Особенностью этой программы является приверженность концепции открытой экономики.
Практика показывает, что использование монетаристских методов проведения антиинфляционной политики без использования немонетаристских инструментов экономического регулирования (например, административные ограничения отдельных видов цен, политика доходов, фиксация валютного курса и т. д.), приводит к низким результатам: резкому экономическому спаду, высокой безработице, падению уровня жизни населения.
Структурализм.
Представители этой политики утверждают о существовании «инерционной инфляции», которая не связана с расширением денежной массы. Инерционная инфляция появляется в результате адаптации экономики к высокому уровню инфляции и возникновению у экономических субъектов высоких инфляционных ожиданий. Ими приводятся в действие различные адаптационные механизмы, что вызывает усиление инфляции.
Была обнаружена возможность инфляционного воздействия внешнего рынка на "открытые" экономики развивающихся стран ("импорт инфляции"), что привело к мысли о неэффективности монетаристских мер и о необходимости прямого административного ограничения инфляции. Структуралистами был сформирован соответствующий инструментарий (например, "гетеродоксный шок" — одновременное замораживание основных цен и доходов с целью сбить уровень инфляционных ожиданий, меры по борьбе с инфляцией издержек и т.п.). По мнению структуралистов, требования по ограничению бюджетного дефицита чрезмерно строгие и могут быть смягчены22.
К основным инструментам антиинфляционной политики относятся:
Регулирование государственного долга является важным направлением антиинфляционной политики, который растет почти во всех странах, создавая угрозу для стабильности цен.
При отсутствии реальных источников своевременного погашения заимствований в мировой практике принято не только устанавливать лимит государственного долга, но и осуществлять контроль над его соблюдением и эффективным использованием занятых в долг ресурсов.
С 70-х гг. в мировой практике стало применяться таргетирование — установление Центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы банковского кредита. Однако при этом контрольные цифры, как правило, не соблюдались. Новым явлением в антиинфляционной политике развитых стран стало расширение сферы таргетирования, которое в современных условиях включает целевые ориентиры динамики валютного курса и инфляции23.
Объектами таргетирования являются:
Хотя на практике таргетирование не обеспечивает выполнения ориентиров, оно сохраняет свое значение в большинстве стран, так как служит базой для корректировки экономической, в том числе денежной, политики.
С 60-х гг. в ряде развитых стран для сдерживания инфляции применялась "политика доходов" - согласование и увязка темпа роста заработной платы и цен под наблюдением и контролем государства.
Сущность политики доходов заключается:
- в ежегодном установлении государством верхнего предела повышения номинальной заработной платы и цен;
- в использовании экономических стимулов и санкций (например, налогов) для воздействия на соотношение прибыли и заработной платы.
На практике "политика доходов" свелась к ограничению роста заработной платы, несмотря на систему коллективных договоров и профсоюзных гарантий в развитых странах.
Важным аспектом инфляционной политики является воздействие на внешние факторы инфляции, основными направлениями которых являются: стабилизация валютного курса, нейтрализация влияния валютных поступлений на расширение денежной массы в стране.
3.2. Особенности инфляции и антиинфляционной политики в России
В советские времена, до начала реформ 90-х годов, инфляция в России носила подавленный характер. Ежегодный темп роста цен в 80-х годах составлял 1,5%, при этом продукты питания исчезли с прилавков магазинов. Переход к экономическим реформам и прежде всего либерализация цен сделали инфляцию открытой. В 1992 году цены выросли в 26 раз, в 1993 году – ещё в 10. Месячные темпы прироста индекса потребительских цен в первой половине 90-х годов составляли 15-18%. Инфляция приняла галопирующий характер. При резком ужесточении денежно-кредитной политики к 2000 году инфляция начала ослабевать. Но в 2007 году инфляцию удержать не удалось и пришлось заморозить цены на ряд социально значимых продуктов. Нужно учитывать, что от инфляции страдают прежде всего малообеспеченные слои населения. По расчётам Центра макроэкономического прогнозирования, в течении 2007 года товары в «корзине» для бедных подорожали на 15% ( в 2006 г. – на 9%)24.
О влиянии роста денежного
Ниже приведён рис. 2.3, который отображает индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению по РФ (Росстат):
Рис. 3.3. Индекс потребительских цен
Также особую роль в сдерживании роста денежной массы играет Стабилизационный фонд. Он должен контролировать чрезмерное поступление денег в экономику, которое происходит из-за высоких цен на нефть и газ.
Важную роль в запуске инфляции играет дисбаланс спроса и предложения в продовольственной сфере. В России существует дефицит продовольственных товаров, так как наше сельское хозяйство в плохом состоянии. Разрыв между потребностями потребителей ми производством восполняется за счёт импорта. В целом 35% продукции, которая входит в продовольственный рацион россиян, ввозится из-за рубежа, что плачевно. Вследствие этого мы оказываемся зависимыми от ценовых подвижек, которые происходят на мировых рынках.
Как показывает опыт развитых стран и наш собственный, борьба с инфляцией очень трудна, единого мнения о том, как её остановить не существует.
На короткое время может помочь замораживание цен, но так как это будет способствовать росту дефицита определённых товаров, то это ещё больше будет накалять обстановку.
Ещё вариант- сокращение социальных расходов.
Но эти расходы не так уж и велики,
они лишь частично компенсируют нищету,
в которой живёт часть
По мнению В. Горегляда, «целью разумной государственной экономической политики должно быть развитие экономического потенциала страны, что в свою очередь подразумевает необходимость наращивания объёма инвестиций в основной капитал на единицу прироста валового продукта»26. Но в России этот показатель отстаёт, по сравнению с другими странами, которые имеют устойчивые и высокие темпы роста объёма валового продукта. Например, в Росиии в 2001-2005 гг. прирост объёма инвестиций в основной капитал на единицу прироста ВВП в среднем составлял около 2,5%, в то время как в Китае и Индии- больше 4%.
Информация о работе Особенности инфляционных процессов в России