Основные показатели концентрации и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 17:00, методичка

Краткое описание

Индекс концентрации,Холла-Тайдмена и Херфиндаля-Хиршмана. Дисперсия логарифмов рыночных долей. Коэффициент относительной концентрации, их возможные значения. Особенности (преимущества) показателя, недостатки.

Файлы: 1 файл

Таблица концентрации.docx

— 43.36 Кб (Скачать)

Основные показатели концентрации и их особенности

Показатель

Формула

Возможные значения

Особенности (преимущества) показателя

Недостатки

Индекс концентрации

70-100% — высоко концентрированный  рынок 45-70% — умеренно концентрированный  рынок < 45% низко

концентрированный рынок

  1. Учитывает долю крупнейших фирм на рынке
  2. Служит основным показателем при осуществлении антимонопольной политики в России и США
  1. Не учитывает общее число фирм, действующих на рынке
  2. Нет обоснования для выбора вариантов расчета по 3, 5, 6 фирмам

Коэффициент относительной концентрации

К=[20+3β]/α

К = 1 — между долями фирм существует линейная зависимость К > 1 — концентрация отсутствует, рынок конкурент К < 1 — высокая степень концентрации, рыночная власть фирм велика

Учитывает как число крупнейших предприятий на рынке, так и контролируемую ими долю реализации товара

Не учитывает общее число фирм, действующих на рынке

Индекс

Херфиндаля-

Хиршмана

    

2000-10000 — высоко концентрированный  рынок 1000-2000 — умеренно концентрированный  рынок < 1000 — низко концентрированный  рынок

  1. Учитывает долю всех предприятий рынка, т.е. чутко реагирует на перераспределение долей всех фирм-участников рынка
  2. Отражает связь с отраслевой маржей прибыли
  3. Служит основным показателем при осуществлении антимонопольной политики в России и США

Может давать искаженную картину при использовании неточных статистических данных

Индекс Джини

Чем выше значение индекса, тем больше неравномерность распределения рыночных долей, т.е. выше концентрация

Позволяет оценить степень неравенства фирм

  1. Не учитывает число фирм, так как является показателем относительного размера
  2. Сложность расчета, так как для определения точного результата необходимо знание долей всех фирм

Дисперсия логарифмов рыночных долей

Чем больше значение показателя, тем более концентрированным при прочих равных условиях является рынок

  1. Оценивает неравномерность распределения рыночных долей
  2. Широко применяется у западных экономистов для анализа агрегированной отраслевой концентрации во времени
  1. Если фактическое распределение не является логарифмически нормальным, то результаты расчетов искажаются
  2. Логарифмические преобразования снижают значимость роста крупных фирм
  3. Неадекватно реагирует на поведение малых фирм на рынке (например, при уходе малой фирмы с рынка, концентрация понижается)

Индекс энтропии

Чем больше значение Е, тем больше экономическая неопределенность на рынке, тем ниже уровень концентрации

Показывает неупорядоченность распределения рыночных долей между фирмами

Не учитывает концентрацию как таковую

Индекс Линда

При нарушении непрерывности показателя на 2-3 фирмах — «жесткая» олигополия; на 6-7 фирмах — «расплывчатая» олигополия

  1. Определяет степень неравенства между лидирующими на рынке продавцами товара
  2. Используется в качестве определителя границы монополии
  1. Не учитывает концентрацию как таковую
  2. Сложность расчетов, связанная с необходимостью иметь информацию обо всех фирмах — участниках рынка
  3. Не пригоден для определения других рыночных структур, кроме олигополии

Индекс Холла- Тайдмена

Максимальное значение =1 (монополия)

Минимальное значение — 1 /п — совершенная конкуренция

Позволяет оценить размеры фирм в совокупности с их значением на рынке

Для точного ранжирования необходимо знание всех долей фирм рынка

Дисперсия рыночных долей

Если фирмы контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю, а индекс Херфиндаля обратно пропорционален числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм, чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса

  1. Позволяет разграничивать влияние на индекс Херфиндаля числа фирм и распределения рынка между ними
  2. Измеряет степень неравенства фирм

Является вспомогательным инструментом анализа, так как не дает характеристику относительного размера фирм


 


Информация о работе Основные показатели концентрации и их особенности