Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 17:00, методичка
Индекс концентрации,Холла-Тайдмена и Херфиндаля-Хиршмана. Дисперсия логарифмов рыночных долей. Коэффициент относительной концентрации, их возможные значения. Особенности (преимущества) показателя, недостатки.
Основные показатели концентрации и их особенности
Показатель |
Формула |
Возможные значения |
Особенности (преимущества) показателя |
Недостатки |
Индекс концентрации |
70-100% — высоко концентрированный рынок 45-70% — умеренно концентрированный рынок < 45% низко концентрированный рынок |
|
| |
Коэффициент относительной концентрации |
К=[20+3β]/α |
К = 1 — между долями фирм существует линейная зависимость К > 1 — концентрация отсутствует, рынок конкурент К < 1 — высокая степень концентрации, рыночная власть фирм велика |
Учитывает как число крупнейших предприятий на рынке, так и контролируемую ими долю реализации товара |
Не учитывает общее число фирм, действующих на рынке |
Индекс Херфиндаля- Хиршмана |
2000-10000 — высоко концентрированный рынок 1000-2000 — умеренно концентрированный рынок < 1000 — низко концентрированный рынок |
|
Может давать искаженную картину при использовании неточных статистических данных | |
Индекс Джини |
Чем выше значение индекса, тем больше неравномерность распределения рыночных долей, т.е. выше концентрация |
Позволяет оценить степень неравенства фирм |
| |
Дисперсия логарифмов рыночных долей |
Чем больше значение показателя, тем более концентрированным при прочих равных условиях является рынок |
|
| |
Индекс энтропии |
Чем больше значение Е, тем больше экономическая неопределенность на рынке, тем ниже уровень концентрации |
Показывает неупорядоченность распределения рыночных долей между фирмами |
Не учитывает концентрацию как таковую | |
Индекс Линда |
При нарушении непрерывности показателя на 2-3 фирмах — «жесткая» олигополия; на 6-7 фирмах — «расплывчатая» олигополия |
|
| |
Индекс Холла- Тайдмена |
Максимальное значение =1 (монополия) Минимальное значение — 1 /п — совершенная конкуренция |
Позволяет оценить размеры фирм в совокупности с их значением на рынке |
Для точного ранжирования необходимо знание всех долей фирм рынка | |
Дисперсия рыночных долей |
Если фирмы контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю, а индекс Херфиндаля обратно пропорционален числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм, чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса |
|
Является вспомогательным инструментом анализа, так как не дает характеристику относительного размера фирм |
Информация о работе Основные показатели концентрации и их особенности