Основные формы экономического развития. Товарное производство и его роль в эволюции общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:27, реферат

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
1) раскрыть закономерность возникновения; 2) выявить сущность товарной формы производства; 2) выяснить социально-экономическую природу ее простейшей структурной единицы — товара; 3) вскрыть его противоречия, которые приводят к появлению денег; 4) определить сущность развития товара и товарного производства в современных условиях; 5)обозначить значение сущности денег в товарном производстве.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1 Натуральное производство……………………………...………………4
1.2 Причины возникновения и сущность товарного производства………7
2 ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА
2.1 Потребительная стоимость……………………………………………..12
2.2 Стоимость и меновая стоимость ………………………………………13
2.3 Производительность и интенсивность труда………………………….17
2.4 Простой и сложный труд………………………………………………..19
3 ДВОЙСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ТРУДА, ВОПЛОЩЕННОГО В
ТОВАРЕ
3.1 Конкретный и абстрактный труд……………………………………….20
3.2 Основное противоречие товарного производства……………………..22
4 РАЗВИТИЕ ТОВАРА И ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
4.1 Эволюция товара в современных условиях……………………………24
4.2 Тенденции развития товарной экономики и возникновение
непосредственно общественной формы производства………………..26
5 СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ, ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ И ИХ
ЭВОЛЮЦИЯ
5.1 Денежная форма стоимости и сущность денег………………………...30
5.2 Функции денег…………………………………………………………....33
5.3 Эволюция денег в XX веках ………………………………………….....36
5.4 Денежные системы и их развитие………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

    Форма ведения хозяйства не может избираться людьми произвольно, оно зависит  от объективно складывающихся условий. Так, для возникновения и существования  товарного производства требуется  сочетание двух условий: это, во-первых, общественное разделение труда, при котором производители специализируется на выработке определенных изделий, и во-вторых, экономическое обособление производителей. Если нет этих условий, товарное производство возникнуть не может.

    Вплоть до капиталистической эпохи хозяйство носило в основном натуральный характер. На рынок для обмена поступала лишь небольшая часть продукции. Это объясняется неразвитостью производительных сил в рабовладельческом и феодальном обществах. 

    Товарные  отношения стали быстро распространяться в период разложения феодального строя. Они сами в огромной степени способствовали этому процессу, создавая предпосылки для возникновения капитализма. 
       Только при капитализме товарное производство становиться всеобщей формой хозяйства. Здесь все предназначается для рынка, все покупается и продается: не только материальные блага, но и духовные ценности. Предметом купли-продажи становиться и сама рабочая сила.

    Наиболее  широко и глубоко экономика общества охватывается товарными отношениями в условиях капиталистического способа производства. Они пронизывают здесь все сферы и функции общественного хозяйства, а товар превращается, как писал К.Маркс, в его элементарную «клеточку». Вместе с тем в условиях монополистического (особенно государственно-монополистического) капитализма происходит, как подчеркивал В.И.Ленин, подрыв классического товарного производства. Оно остается базисом капиталистического хозяйства, но уже не в своей классической, характерной для периода свободной конкуренции форме. В капиталистическую практику внедряются элементы планомерного регулирования производства. Этот процесс объективен и продиктован тем, что возросший уровень обобществления производства (скажем, в корпорациях, тем более транснациональных) настоятельно требует скоординированного функционирования экономических звеньев. Без такой координированности экономический прогресс становится невозможным. Реакцией на эту объективную потребность как раз и являются привносимые монополиями в развитие общественного производства элементы планомерности, регулирования общественного производства. Они знаменуют собой зарождение новой, более высокой формы хозяйствования. В полной мере такая форма получает все условия для развития при социализме. 
       Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений связано с углублением общественного разделения труда и развитием частной собственности на средства производства 5 [
5].

    Товарное производство - это такая организация хозяйства, когда продукты производятся для продажи. Оно характеризуется обособленностью производителей как отдельных собственников, функционирующих в системе общественного труда. Товарное производство означает, что люди не просто помогают друг другу в труде (трудятся сообща), а обмениваются результатами своей деятельности на основе купли-продажи.

    Производство  всегда связано с потреблением, но чтобы продукт труда из производства попал в потребление через  куплю-продажу, необходимы определенные условия. Первое - это высокий уровень развития общественного разделения труда и обобществления производства. Если разделение труда развито слабо, то переход продукта из производства в потребление достаточно прост: производитель все делает сам и сам все потребляет (натуральное хозяйство). При развитом разделении труда этот переход становится сложнее. Производитель сам должен сделать что-то такое, что нужно другим, затем он должен найти того, кто делает то, что ему нужно, и уже потом обменяться продуктами.

    Развитость  товарного производства зависит от уровня обобществления производства.

    Обобществление  производства - это слияние разнородных  производств в один производительный процесс (комбинирование), с одной  стороны, и отпочкование различных  производственных процессов в относительно самостоятельные (специализация), с другой стороны. Высокий уровень обобществления производства характеризуется тесными взаимосвязями между разными видами производств, в результате чего обмены между ними становятся более частыми и сложными. От уровня обобществления зависит, какими продуктами обмениваются люди: деталями, полуфабрикатами или продуктами, готовыми к употреблению.

    Второе  условие - экономическое обособление  производителей друг от друга. Это означает, что каждый производитель и каждое предприятие сами распоряжаются основными факторами производства (землей, трудом, капиталом), сами решают, что производить и в каком объеме, сами распоряжаются результатами труда 6 [6].

      Различают простое и капиталистическое товарное производство. Простое товарное производство основывается на собственном труде, капиталистическое – на использовании немного труда. Продукт труда в простом товарном производстве принадлежит товаропроизводителю, в капиталистическом – собственнику средств производства. Простое товарное производство, как правило, мелкое, а конечная цель – удовлетворение личных потребностей товаропроизводителей. Капиталистическое товарное производство предусматривает совместный труд многих наемных работников, развитое единичное разделение труда. Его цель – получение прибыли. Простое товарное производство имеет ограниченно рыночный характер (одна часть произведенных продуктов идет непосредственно на личное потребление, вторая – товарная – на рынок), а капиталистическое полностью подчинено рынку. Но у простого и капиталистического товарного производства есть и общие черты: конкуренция товаропроизводителей, разорение одних и обогащение других, наконец,  один тип собственности – частная, хотя и в различных ее формах 7 [7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА 

    2.1 Потребительная стоимость

    Исходными экономическими категориями товарного  производства, а, следовательно, и рынка  является товар и деньги.

    Товар - это продукт труда, это вещь, удовлетворяющее какие-либо потребности человека и предназначен для обмена и продажи на рынке 8 [8].

    Рассматривая  сущность товара, необходимо различать  его основные свойства. Анализ товара следует начинать с его потребительной стоимости. В данном отношении товар представляет собой вещь, которая благодаря своим свойствам удовлетворяет определенные человеческие потребности. Потребительная стоимость прямо зависит от потребительских свойств вещей.

      Полезность вещи или услуги, обусловленная  их потребительскими свойствами, определяет их потребительную  стоимость. При покупке товара (как вещи или услуги) человек  производит «оценку» потребительных  стоимостей, «исследует» их качество, сопоставляет объективную и субъективную стороны потребительной стоимости различных товаров и услуг. Таким образом, потребительная стоимость товара является более емкой категорией по сравнению с его полезностью.

    Роль  потребительной стоимости в условиях товарного производства состоит в том, что она является вещественной основой, материальным носителем общественных отношений и цели производства и ее следует изучать как общественную потребительную стоимость, поскольку в условиях общественного разделения труда продукт изготавливается не для потребления самим производителем, а для других людей. Так как общественная потребительная стоимость представляет промежуточное звено между производством и потреблением, ее характер имеет важное значение для процесса реализации продуктов в масштабе всего общества. Это, в свою очередь, свидетельствует об органической связи потребительной стоимости с качеством продукции, а значит, и с эффективностью производства. Историческая тенденция эволюции потребительной стоимости заключается в значительном расширении количества потребительных стоимостей; в усложнении процесса их создания, росте полезных свойств традиционных товаров, повышении качества и долговечности большинства товаров; создании растущего количества потребительных стоимостей в форме товарных услуг и другие 9 [9].

    Потребительная  стоимость – это способность  товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Это свойство иногда определяется как полезность товара. При этом под полезностью  понимается только способность товара удовлетворять человеческие потребности, независимо от его влияния на здоровье человека.

    Вышеуказанное определение потребительной стоимости  относится как к средствам  производства, так и к предметам  потребления. Например, потребительная стоимость стали – это удовлетворение потребности производства в металле, в создании из него машин, конструкций. Потребительная стоимость хлеба – это удовлетворение потребности людей  в пище, в получении определенных, необходимых организму калорий и веществ. Потребительская стоимость – это то, что различает все товары 10 [10]. 

    
    1. Стоимость и меновая стоимость

    Труд, затраченный на производство товара, и создает его стоимость. Следовательно  стоимость товара – это овеществленный в нем общественный труд товаропроизводителей.  

    Как потребительные стоимости все товары различны, а как стоимости –  все они совершенно одинаковы, что  и позволяет приравнивать товары друг к другу в процессе обмена. В отличие от потребительной стоимости, стоимость товара не заключает в себе ни атома вещества природы. Это – чисто общественное, социально-экономическое свойство товара.

    Надо  заметить, что слово стоимость имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-либо предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую – меновой стоимостью. Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют небольшую меновую стоимость или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную стоимость, или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на не почти ничего нельзя получить в обмен. Напротив, алмаз не имеет почти никакой потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество других товаров 11[11].

    Меновая стоимость — это свойство одного товара обмениваться на другой, в пропорции, в соответствии с которой систематически осуществляется такой обмен.

    Всем  обмениваемым товарам присуще одно общее свойство: они являются воплощением  общественного труда, затраченного на их производство, который и делает их количественно сопоставимыми, формирует их стоимость. Кроме того, они обладают общественной потребительной стоимостью, в которой выражается не просто количество общественно необходимого труда, но и качество продукции, ее полезный эффект 12 [12].

    Меновая стоимость - представляет собой количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Причем это должны быть разные потребительные стоимости. И поскольку, например, количество хлеба невозможно соизмерить с количеством ткани, то возникает необходимость найти общий показатель их приравнивания. В экономической теории существуют две различных точки зрения на то, что лежит в основе обмена товарами. Это теории трудовой стоимости и предельной полезности.

    Трудовая  теория стоимости (марксистская).

    Согласно  этой теории товары приравниваются друг к другу в определенных количествах  на общей основе - количестве вложенного в них труда - трудовых затрат. По утверждению К. Маркса, стоимость - это общественное свойство. Создается стоимость непосредственно в процессе производства и является объективным свойством. Товаропроизводители в ходе создания новых товаров действуют самостоятельно, выбирая необходимое сочетание предметов и средств труда. Их конкретный труд, с одной стороны, имеет частный характер. С другой стороны, общественное разделение труда порождает необходимость взаимодействия с другими производителями на основе обмена. Только на рынке при обмене товаров выявляется общественно-необходимый уровень затрат труда. Ведь индивидуальные затраты труда отличаются, что отражается в разной продолжительности рабочего времени, потраченного на создание товара разными производителями. А на рынке товары продаются по одинаковой стоимости. Следовательно, на рынке стоимость определяется как средние затраты труда на производство данного товара, которые складываются на основе существующих условий производства и применяемых технологий в данном обществе на данный момент времени. Таким образом, согласно данной теории, стоимость товара определяется общественно необходимым рабочим временем, которое требуется для производства данного товара при средних условиях данного вида труда.  
Теория предельной полезности.

Информация о работе Основные формы экономического развития. Товарное производство и его роль в эволюции общества