Оценка инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:55, реферат

Краткое описание

Серьезным дестабилизирующим фактором для экономики России на протяжении последних полутора десятилетий была и остается инфляция. Оценка деятельности организации должна базироваться на реальных (очищенных от влияния инфляции) значениях используемых показателей.
Поэтому вопрос о разработке эффективных методов борьбы с постоянным ростом цен стоит очень остро. Западные представления о причинах инфляции и способах ее преодоления не всегда адекватны применительно к российской действительности, ибо здесь корни инфляции лежат в существовавшей ранее административно-командной системе хозяйствования.

Файлы: 1 файл

оценка инфляции.docx

— 52.10 Кб (Скачать)

ОЦЕНКА ИНФЛЯЦИИ.

Серьезным дестабилизирующим фактором для  экономики России на протяжении последних  полутора десятилетий была и остается инфляция. Оценка деятельности организации  должна базироваться на реальных (очищенных  от влияния инфляции) значениях используемых показателей.

Поэтому вопрос о разработке эффективных методов  борьбы с постоянным ростом цен стоит  очень остро. Западные представления  о причинах инфляции и способах ее преодоления не всегда адекватны  применительно к российской действительности, ибо здесь корни инфляции лежат  в существовавшей ранее административно-командной  системе хозяйствования.

Инфляция  - одно из наиболее заметных в России и тяжелых по своим социально-экономическим последствиям экономических явлений. Для того чтобы выработать действенную программу оздоровления экономики, необходима четкая концепция инфляции.       

 Если следовать  марксистской трактовке, то в  соответствии с формулой количества  бумажных денег, необходимых в  обращении, инфляция выступает прежде всего как избыток платежных средств, превышение их количества в обращении над суммой товарных цен.                                    

 

где КД - количество денег, необходимое в обращении;

СЦ - сумма цен  проданных товаров;

К - товары, проданные в кредит;

П - платежи, по которым наступил срок;

ВП - взаимопогашающиеся платежи;

О - скорость обращения  денег.   

 Появление  денег, не обеспеченных товарами, и было определено как инфляция. Отсюда и распространение в  некоторых случаях термина «инфляция  денег». Вообще погоня денег за  товаром означает нарушение равновесия  между денежной массой и товарным  покрытием. Словом, инфляция как  форма нарушения законов денежного  обращения означает нарушение  макроэкономического равновесия, вызывая   дисбаланс спроса и предложения. 

Причины инфляции.

Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению  к товарам, услугам и иностранным  валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности.            

 Рост цен  может быть связан с превышением  спроса над предложением товаров,  однако такая диспропорция между  спросом и предложением во  многих случаях не является  инфляцией. Пример - энергетический  кризис 70х годов в США, когда  нефтедобывающие страны подняли  цены на нефть в десятки  раз, а на другие товары и  услуги в то время цены возросли  на 7 - 9 %.           

 Независимо  от состояния денежной сферы,  товарные услуги могут изменяться  вследствие роста производительности  труда, циклических и сезонных  колебаний, структурных сдвигов  в системе воспроизводства, монополизации  рынка, государственного регулирования  экономики, введения новых ставок  налогов, девальвации денежной  единицы, изменение коньюктуры рынка и т.п. Очевидно, что не всякий рост цен - инфляция и поэтому особенно важно выделить действительно инфляционные.           

 Так, рост  цен, связанный с циклическими  колебаниями коньюктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения фаз цикла - особенно при иногда имеющей место их “нестандартной” растянутости заметно будет меняться и динамика цен. Цены будут повышаться в фазах бума и падать в фазах кризиса, а затем снова возрастать в последующих фазах выхода из кризиса.           

 Повышение  производительности труда при  прочих равных условиях приводит  к снижению цен. Однако возможны  случаи, когда повышение производительности  труда приводит к повышению  заработной платы. В этом случае - т.н. инфляции издержек повышение  заработной платы в какой-то  отрасли действительно сопровождается  повышением общего уровня цен.            

 Стихийные  бедствия нельзя считать причиной  инфляции. Например, в результате  стихийного бедствия на территории  какой-то территории разрушены  дома. Очевидно, что возрастает спрос  на стройматериалы, услуги строителей, транспорт и т.д. Большой спрос  на услуги и промышленную продукцию  будет стимулировать производителей к увеличению объемов производства и по мере насыщения рынка цены будут опускаться.            

 Итак, к важнейшим  инфляционным причинам роста  цен можно отнести следующие:           

1. Диспропорциональность  - несбалансированность государственных  расходов и доходов - т.н. дефицит  государственного бюджета. Часто  этот дефицит покрывается за  счет использования “печатного  станка”, что приводит к увеличению  денежной массы и как следствие  - инфляция.           

2. Инфляционно  опасные инвестиции - преимущественно  милитаризация экономики. Военные  ассигнования ведут к созданию  дополнительного платежеспособного  спроса, а как следствие - увеличению  денежной массы. Чрезмерные военные  ассигнования обычно являются  главной причиной хронического  дефицита государственного бюджета,  а также увеличения государственного  долга для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.           

3. Отсутствие  чистого свободного рынка и  совершенной конкуренции как  его части. Современный рынок  в значительной степени огополистичен. Поскольку огополист заинтересован в сокращении производства и предложения товаров, создается дефицит используемый для поддержания или поднятия цены на товар.           

4. Импортируемая  инфляция, роль которой возрастает  с ростом открытости экономики  и вовлечения ее в мирохозяйственные  связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства  довольно-таки ограничены. Метод  ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких  случаях, делает импорт более  выгодным, одновременно затрудняя  экспорт.           

5. Инфляционные  ожидания - возникновения у инфляции  самоподдерживающегося характера.  Население и хозяйственные субъекты  привыкают к постоянному повышению  уровня цен. Население требует  повышения заработной платы и  запасается товарами впрок, ожидая  их скорое подорожание. Производители  же опасаются повышения цен  со стороны своих поставщиков,  одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие и раскачивают тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни. 

Несмотря на сложность этого экономического явления, инфляция поддается количественному  измерению. Наиболее распространенным и официальным численным показателем  инфляции является индекс потребительских  цен (Iцен), который определяется как отношение общего уровня цен в текущем периоде к базисному периоду, или отношение цены потребительской корзины (определенного набора товаров и услуг) в текущем году к идентичной потребительской корзине в базисном году.

Индекс потребительских  цен (табл. 1) традиционно выступает  в качестве индикатора инфляционной ситуации в стране и отдельных  ее регионах, ежемесячно публикуется  Госкомстатом России (ИПЦ) с 01.01.1992.  

Таблица 1. Индексы  потребительских цен в 2006-2010 гг.

Период 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Индекс  потребительских цен 1,109 1,09 1,119 1,133 1,088 1,088
 

 

Таким образом, по данным Росстата, инфляция в России за 2005 г. составила 10,9 %, за 2006 г. — 9,0 %, 2007 г. — 11,9 %, 2008 г. — 13,3 %, 2009 г. — 8,8 %, 2010 г. — 8,8 %. Инфляция за период с 2005 по 2009 гг. рассчитывается следующим образом: 1,109 × 1,09 × 1,119 × 1,133 × 1,088 = 1,667. То есть инфляция за пять лет  составила 66,7 %. 

Пример 1.

В рыночную корзину  входит набор трех видов товаров (табл. 2). 

       Таблица 2. Товары в рыночной корзине

Показатель Количество, шт. Цена (базисный период) — май, руб. Цена (отчетный период) — июнь, руб.
А 100 1,00 1,12
Б 200 2,00 2,40
В 300 0,8 0,85
 

 Индекс цен = (100 × 1,12 + 200 × 2,4 + 300 × 0,85) / (100 × 1,00 + 200 × 2,00 + 300 × 0,85) = 847 / 755 = 1,1219, или 112,19 %.

Таким образом, в отчетный период уровень цен  потребительской корзины увеличился в 1,12 раза, или на 12,19 %, то есть затраты  потребителя в отчетный период на рыночную корзину повысились; 

Инфляция не предполагает роста цен в равной пропорции и одновременно. Состав потребительской корзины ограничен  и определяется на основе анализа  поведения потребителей. Ряд экономистов  считает, что индекс потребительских  цен завышает рост стоимости жизни, так как не принимает во внимание изменение стиля поведения (в  сфере услуг) и качественные сдвиги (например, улучшение качества товаров  и услуг), а следовательно, могут возникнуть проблемы измерения темпов инфляции, их завышения.

Темпы инфляции рассчитываются следующим образом: из индекса потребительских цен  текущего года вычитается индекс потребительских  цен прошлого года, затем эта разница  делится на индекс цен прошлого года и результат умножается на 100%:                                                    

 

Существует другой способ количественного измерения  инфляции. Это так называемое «правило семидесяти», которое позволяет подсчитать количество лет, необходимых для удвоения общего уровня цен. С этой целью число 70 делится на ежегодный уровень инфляции-                                                                               

   

Так при темпе  инфляции 66,1% для удвоения уровня цен  потребуется 70/66,1 = чуть более одного года. При темпах инфляции 6,6% для  этого понадобилось бы 10 лет. 

До настоящего времени методические подходы к пересчету показателей бухгалтерской отчетности в условиях инфляции в РФ не разработаны и не утверждены. Таким образом, корректировка данных бухгалтерской отчетности может проводиться только в аналитических целях.

Инфляция непосредственно  влияет на многие аспекты финансовой деятельности организации и прежде всего на величину ее денежных потоков. При проведении оценки в РФ предпочтительнее использовать первый путь, основанный на прямой корректировке денежных сумм на значения инфляционных показателей.

Если перед  экономистом стоит цель полной оценки финансового результата организации  и сравнения данных с показателями предыдущих периодов, то выручку текущего периода следует пересчитать  в ценах предыдущего периода. Для целей пересчета следует  воспользоваться информацией о  темпах инфляции в течение каждого  месяца.

Для расчета  реального дохода (с учетом инфляции) необходимо разделить номинальную  стоимость на индекс инфляции. Таким  образом, получаем величину показателя в сопоставимых ценах (табл. 3). 

Таблица 3. Расчет скорректированного на инфляцию дохода компании

Месяц Темп инфляции, % Индекс инфляции Выручка,

тыс. руб.

Выручка в ценах  начала года, тыс. руб.
1 1,86 1,0186 123 840 121 579
2 1,20 1,0120 106 560 103 374
3 1,22 1,0122 138 240 132 490
4 1,41 1,0141 138 240 130 648
5 1,33 1,0133 174 240 162 509
6 1,02 1,0102 105 120 97 053
7 1,12 1,0112 92 160 84 145
8 0,98 1,0098 93 600 84 630
9 1,23 1,0123 66 240 59 165
10 1,41 1,0141 129 600 114 147
11 0,45 1,0045 123 840 108 586
12 1,05 1,0105 148 320 128 699
За  год 14,28 1,1525 1 440 000 1 327 024

Информация о работе Оценка инфляции