Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:38, контрольная работа
Первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу.
Введение
1. Структура общественного производства
2. Воспроизводственный цикл
3. Производство, распределение. Обмен, потребление общественного производства
4. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы
Заключение
Список литературы
Приложения
Производство – является первичной фазой. Это процесс использования и преобразование ресурсов, факторов производства – земли, капитала, рабочей силы и предпринимательства, для изготовления товаров и услуг необходимых обществу.
Земля как фактор производства является естественным ресурсом и включает все используемые в производственном процессе дарованные природой блага (земля, вода, полезные ископаемые и т.д.).
Капитал – все то, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. Такой подход к этой категории синтезирует точки зрения западных экономистов на капитал (например, А. Смит[2] трактовал капитал как накопленный труд, Д. Рикардо[3] – как средства производства, Дж. Робинсон[4] считала капиталом денежные средства). В марксистской политической экономии капитал понимался иначе – прежде всего, как стоимость, приносящая прибавочную стоимость ("самовозрастающая стоимость"), как определяющее экономической отношение, причем отношение эксплуатации.
Труд (рабочая сила) – целесообразная деятельность людей, требующая приложения умственных и физических усилий, в ходе которой они преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Фактор "труд" включает и предпринимательские способности, которые иногда рассматривают как отдельный фактор производства. Все дело в том, что земля, труд и капитал сами по себе ничего создать не могут, пока они не объединены в определенной пропорции предпринимателем, организатором производства. Именно по этой причине деятельность предпринимателей, их способности часто рассматриваются в качестве самостоятельного фактора производства.
Производство представляет собой взаимодействие средств производства и людей, или человечество и материально-вещественных факторов.
Сфера производства – признается приоритетной на том основании, что производство является основой экономики: невозможно распределить, обменять и потребить то, что не произведено, не создано. Одновременно производство определяет и уровень эффективности экономики.
Производство и потребление как правило, не могут существовать без распределение и обмена.
Распределение – это распределение производственных товаров и услуг между людьми и социальными группами общества, а также распределение или размещение ресурсов, или факторов производства.
Распределение отточится ко второй фазе. В обществе распределение зависит от института собственности, поскольку факторы производства принадлежат их собственника. В рыночной системе распределение ресурсов происходит под влиянием ценового механизма, а не по чьему то личному указанию.
Распределение является связующим звеном между производством и другими фазами общественного воспроизводства – обменном и потреблением. Оно зависит от социально-экономического устройства государства и активно влияет на производство, ускоряет или замедляет его развитие.
Экономическое плановое распределение служит важнейшим инструментом управления экономической на макро-, мезо-, микроуровне.
Государственные органы также занимаются распределением в рыночной системе.
Обмен – это третья фаза общественного производства. Необходимость обмена тесно связана общественным распределением труда и является объективным широко распреденным процессом. Смысл заключается в передаче хозяйствующим объектом другому товара и получение в замен денег или другого нужного товара.
Возможность сотрудничества и в области деятельности, обмен факторами производства, информации и другими. По выражению А. Смита обмен основывается не на благотворительности, а на их коммерческом интересе.
Потребление является заключительной целевой фазой общественного производства, использование производства для удовлетворения потребностей отдельных людей и организаций.
Различают производственные и не производственное потребление материальных благ(вещное) и потребление услуг – индивидуальное, коллективное и общественное.
Производство осуществляется для потребления и определяет его уровень и структуру, но и соответственно потребление активно воздействует на производство.
По выражению английского экономиста и публициста Джона Кейсона (1883-1946 гг.) «Всякое производство имеет свое конечное цельное удовлетворение потребителей».
В фазе потребление практически нет товарно-денежных отношений. Они осуществляются в основном на ранних стадиях воспроизводственного цикла. В этой фазе товары, как правило, выпадают из экономического оборота, удовлетворяя конкретные потребности покупателей. Не смотря на это, здесь все же существуют экономические процессы. Как правило, они связаны с организацией обслуживания, нормированием и оценкой потребления. А если акты купли-продажи и непосредственно потребление распределение в производстве и времени, то соответственно усиливается экономическая составляющая – создаются условия для перемещения, хранения товаров, увеличиваются затраты на учет, ревизии, инвентации, сохранности товаров
Все фазы воспроизводственного цикла является типичными. При оказании услуг ситуация несколько меняется, поскольку срабатывает их специфика: производство (оказание) услуг совпадает с потреблением.
Давайте на примере образовательных услуг проследим процесс воспроизводственного цикла.
Воспроизводственный цикл в области образования в себя включает:
1. Производство (оказание) образовательных, воспитательных, научных и методических услуг.
2. Распределение многообразных государственных (бюджетных) и не государственных (платных) обязательных и дополнительных (инициативных) образовательных, воспитательных, научных и других услуг по конкретным образовательным учреждениям, региональным и другим территориальным структурам страны, а также аналогичное распределение спектра данных услуг по подразделениям в самом образовательном заведении: факультетам, кафедрам, учебным группам, класса.
3. Обмен в области образования заключается не только в том, что часть знаний «перетекает» от преподавателя к студенту, от учителя к ученику, но и включает самостоятельную работу обучающихся с литературой, человеческое общение, а также при платных услугах – обмен знаний по деньгам.
4. Потребление услуг, оказывающих образовательными заведениями, следует отделять от более широкого понятия «приобретение (потребление) знаний» от процесса самосовершенствования. который происходит не только в стенах образовательного учреждения, но и длится многие годы.
Непрерывность этих процессов обеспечивает непрерывность функционирования общественного производства как механизма развития общества. Непрерывность воспроизводства порождена совпадение производства и потребления: "производство есть потребление, потребление есть производство" (К. Маркс). Это значит, что всякое производство есть потребление, а всякое потребление есть производство. Но их совпадение является не метафизически тождественным, но диалектически противоречивым, т.е. во взаимообусловленных, но разных отношениях. Противоречивость производства и потребления порождена противоречивостью, которые по отношению к предыдущему процессу производства выступают его результатом, а по отношению к последующему его предпосылкой. Продукт - диалектическое тождество результата и предпосылки. Результат "процесса производства столь же неизбежно принимает
4. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы
Воспроизводство, осуществляемое на различных уровнях организации хозяйства, представляет собой сложную, циклически организованную систему, охватывающую процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ.
Экономика всегда существует в государственных границах и, следовательно, ее ресурсы, возможности, потенциал ограничены не только имеющимися условиями воспроизводства, но и наличием полезных ископаемых, населением, территорией и т.д. Другими словами, общественное воспроизводство, то есть постоянно возобновляемое производство, распределение, обмен и потребление в данной стране осуществляется как национальное воспроизводство.
В системе национальных счетов (СНС) применяется группировка экономических единиц по институциональным секторам.
Сектор – это совокупность институциональных единиц (т.е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В российской СНС выделяются следующие секторы национальной экономики:
нефинансовые предприятия (предприятия по производству товаров, кроме финансовых услуг);
финансовые учреждения;
государственные учреждения;
некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
домашние хозяйства.
Названия институциональных секторов не полностью соответствуют международному стандарту.
Взаимосвязи секторов внутренней экономики с другими странами отражены в счетах «остального мира», объединяющих все институциональные единицы-резиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики.
Резиденты – это предприятия, организации и домашние хозяйства, участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока, как правило, не менее года.
Нерезиденты — граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.
Институциональная единица — экономический субъект (лицо), способный самостоятельно владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимостью и активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности, операциях с другими лицами. Единица считается институциональной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, т.е. может самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами.
Если какая-то единица не обладает обеими характеристиками институциональной единицы, то исходя из следующих принципов:
домашние хозяйства считаются институциональными, так как не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами;
единицы, не ведущие полного набора счетов, относятся к тем институциональным единицам, куда их счета входят составной частью;
единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институциональным единицам, которые их контролируют.
Заключение
Понятие общественного производства является одним из всеобщих определений общества. Но он не в коем образом не тождественно понятию общественной жизни.
Общественное производство есть, в первую очередь, производство человека. Это процесс создания материальных благ, в том числе предметов потребления, необходимых для существования общества производство является общественным вследствие разделения труда между членами общества. Производство организуется с целью удовлетворения потребностей людей Производство предметов потребления осуществляется трудящимися с помощью средств производства состоит из трех основных элементов: - трудящихся; - средств производства; - предметов потребления, Степень обобществления элементов производства (принадлежности обществу, а не частным лицам) является критерием прогрессивности общественно-экономической формации
Рабочая сила, соединяясь со средствами производства, приводит их в движение, и тем самым осуществляется производство материальных благ. такое единство средств производства и рабочей силы составляет производительные силы общества.
Производительные силы и в целом производство носят общественный характер, т.к. предполагают совместную деятельность людей в производстве, определенные связи и отношения между ними, среди которых выделяются технические и экономические отношения.
Еще раз хочется отметить, что на какой бы стадии не находилось человеческое общество, люди чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть производственны. Их изготовление совершается в процессе производства
Список литературы
1. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник Экономисть,2006 – 861 с.
2. Ермишин П.Г. Основы экономической теории, 1990.
3. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2006.- 832 с.
4. Ланкин В.Е. Менеджмент организации. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки профессионально подготовки менеджера. Таганрог: ТРТУ, 2006.