Неравенство доходов и проблема формирования среднего класса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является экономическое исследование неравенства распределения доходов населения за последний период и рассмотрение, как это влияет на формирование среднего класса.
Задачи данной работы в соответствии с поставленной целью:
1. Раскрыть теоретическую сущность доходов.
2. Рассмотреть, как измеряется социальное неравенство.
3. Дать понятие среднему классу.
4. Оценить дифференциацию населения
5. Сравнить показатель индекса Джинни России с этим показателем других стран мира.
6. Рассмотреть динамику численности российского среднего класса.
7. Рассмотреть государственное регулирование проблем неравенства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие неравенства доходов и среднего класса………………5
1.1. Доходы населения как социально-экономическая категория……5
1.2. Социальное неравенство и его статистическое измерение……..10
1.3. Понятие среднего класса………………………………………….14
Глава 2. Проблемы неравенства доходов и формирование неравенства в России…………………………………………………………………………….22
2.1. Дифференциация населения: методы оценки……………………22
2.2. Межстрановые сопоставления доходов граждан………………..27
2.3. Российский средний класс: динамика численности и особенности воспроизводства………………………………………………………………….30
Глава 3. Государственное регулирование проблемы неравенства…….37
3.1. Государственная политика доходов. Трансфертные выплаты…37
3.2. Регулирование доходов……………………………………………38
3.3. Проблемы регулирования доходов через налогообложение…...40
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованной литературы…………………………………….47

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 895.00 Кб (Скачать)

     Острота этих проблем для среднего класса хорошо прослеживается при анализе мобильности по уровню доходов. Под мобильностью понимается такое изменение в доходах за период времени от до , которое приводит к смене положения индивидов (или домохозяйств) на шкале распределения по доходам. Для измерения относительной мобильности по доходам использована матрица мобильности, которая представляет собой матрицу переходов между двумя распределениями доходов в годах и , поделенными на n равно наполненных доходных классов (в данном случае квинтилей). Объекты (индивиды или семьи), которые осуществили за анализируемый отрезок времени переход из одного доходного класса (квинтильной группы) в другой, считаются мобильными, а те, которые остались в прежнем доходном классе, - иммобильными. При этом мобильные подразделяются на тех, кто осуществил восходящую мобильность и нисходящую.

     Измерение относительной мобильности доходов  показало, что в рассматриваемый период ее результаты для среднего класса были негативными в большей мере, чем для остальных слоев населения (рис. 3).

     Доля  представителей среднего класса, которые  имели существенные потери в доходах и переместились вниз на относительной шкале их распределения, в каждый из периодов наблюдения была более высокой, чем в других социальных классах.

     Показатели  восходящей относительной мобильности, которые у среднего класса были во все периоды наблюдения, наоборот, ниже, чем у других социальных классов, также указывают на то, что средний класс в ходе социально-экономических трансформаций 1990-х годов претерпел наиболее значительные экономические потери. И даже если сравнить суммарную долю тех, кто в среднем и несредних классах осуществил восходящую относительную мобильность по доходам и сохранил без изменений свой статус по уровню доходов, соотношение оказывается не в пользу среднего класса.

     

Рис. 3. Нисходящая относительная мобильность по доходам среднего и несреднего классов (по данным РМЭЗ, 1994-2004 гг.)

     Стабилизация  экономической ситуации после 2000 г., рост доходов населения остановили тенденцию сокращения численности слоя населения со средними доходами. Это привело к росту реального среднего класса. В результате к 2004 г. его удельный вес стал больше, чем в 1994 г.

     Несмотря  на более существенные по сравнению с другими экономическими слоями экономические потери, средний класс продолжал оставаться на протяжении 1994-2004 гг. частью населения, имевшей не только относительно более высокие текущие доходы, но и более высокую, чем в среднем у других слоев населения, имущественную обеспеченность, в частности обеспеченность дорогостоящим имуществом (рис. 4).26

     

     Рис. 4. Доля имеющих в составе домашнего имущества дачу, вторую квартиру (комнату), автомашину, компьютер, видеотехнику, морозильную камеру, % (по данным РМЭЗ, 1994-2004 гг).

     Для представителей среднего класса характерна и большая уверенность в том, что они в состоянии решать насущные проблемы материально-экономического характера: улучшать жилищные условия, оплачивать расходы на культурное и физическое развитие детей и их обучение в высших учебных заведениях, делать сбережения, проводить отпуск за границей (рис. 5). Четверть представителей среднего класса располагает средствами для того, чтобы направить их на три и более из этих целей (в несредних классах доля имеющих такие возможности составляет около 11%). А в целом у 75% среднего класса есть средства хотя бы на одну из этих целей (в несредних классах - у 43%). Для среднего класса характерны и более широкие границы потенциального и реального сберегательного поведения, регулярность обновления морально устаревшего имущества, приобретения дорогостоящих вещей и новинок потребительского рынка.

     

     Рис. 5. Возможности купить жилье (а), оплачивать занятия детей (б), копить деньги (в), отдыхать за границей (г), платить за обучение в вузе (д), % ответивших (по данным РМЭЗ, 2004 г.)

 

     

     Глава 3.Государственное  регулирование проблемы неравенства. 

     3.1.Государственная  политика доходов. Трансфертные выплаты. 

     Государственная политика доходов является составной  частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям  населения через систему социального  обеспечения и нейтрализацию  инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

     Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей  дохода и социальных выплат. При  этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

     Социальные  трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе. 27

     Государство, организуя через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

     Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.28

     Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

     Главный аргумент в пользу равного распределения  доходов заключается в том, что  оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство.

     Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Оукен сравнил с "дырявым ведром", т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы "утечки" из "ведра Оукена" определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. 

    1. Регулирование доходов.
 

     Государство непосредственно вмешивается в  первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает  верхний предел увеличения номинальной  заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

     Методы  осуществления политики доходов  в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам  добровольного согласия работодателей  и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

     Наиболее  эффективным средством государственного регулирования заработной платы  в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

     В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой  инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом. 29

     Значительное  влияние на уровень реальных доходов  населения оказывает инфляция. Поэтому  одним из важнейших условий рационального  государственного регулирования доходов  является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

     Особое  значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется  индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

     Индексация  осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий  через коллективный договор Она  предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

     В России индексация денежных доходов  установлена законом и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

     Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.  

     3.3 Проблемы регулирования  доходов через  налогообложение. 

     На сегодняшний день мы имеем не только избыточное социально-экономическое расслоение нашего общества, но и тот факт, что распределительные механизмы, которые его создали, систематически препятствуют преодолению социальных диспропорций. Без переналаживания этих механизмов в сторону разумного ограничения роста самых высоких доходов мы никуда в лучшую сторону не двинемся, - даже если сегодня мы все разделим поровну, неравенство очень быстро вернется на круги своя.

     Основной  путь корректировки распределительных  механизмов - это механизмы перераспределения доходов в системе "налогообложение - социальные льготы". В странах с рыночной экономикой уже в течение длительного времени осуществляется государственное регулирование, направленное на выравнивание материального положения различных доходных групп населения, и такая система признается наиболее важной частью механизма перераспределения доходов.

     Эффективность такого государственного регулирования  можно увидеть на примере США - такое выравнивание распределения доходов в США при переходе в результате перераспределения от первоначальных рыночных к располагаемым доходам приводит к снижению децильного коэффициента в 4,5 раза (с 67,6 до 14,7) и повышению доходов нижней бедной группы почти в 5 раз!30

     У нас же такое налогообложение неравенство увеличивает! Это только на первый взгляд плоская шкала налогов всех уравнивает. Из структуры доходов населения по их источникам видно, что доходы богатых подвергаются меньшей налоговой нагрузке, так как большую часть их доходов составляет не заработная плата, а другие доходы (от собственности, дивиденды, и т.п.), которые облагаются налогами по значительно более низкой ставке, чем фонд заработной платы. Трудовые доходы у нас облагаются дважды: единым социальным налогом (ЕСН) и подоходным налогом. Как и в чью пользу работает существующий механизм налогооблажения, легко видеть из таблицы 5, где для примера приведена реальная итоговая налоговая нагрузка для различных доходных групп населения по г. Москве.31

     Таблица 5. Налоговая нагрузка для различных доходных групп населения г. Москва (2006 г.)

Информация о работе Неравенство доходов и проблема формирования среднего класса