Нерациональное поведение в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 11:57, реферат

Краткое описание

В экономической теории поведение характеризуется как рациональное, если:
1) в определенной ситуации потребители максимизируют полезность при заданных ограничениях. Или менее строго: каждый потребитель стремится к достижению поставленной цели, рассчитывая сравнительные издержки средств ее достижения. Это означает, что потребности должны быть определены, ранжированы, соизмерены с предполагаемыми расходами и выбран лучший вариант (лучшее из того, что потребитель может себе позволить);

Файлы: 1 файл

Neracioinalnoe_ekonomika.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

Министерство науки и образования РФ 
Российский государственный социальный университет

Факультет социального управления и социологии

Кафедра государственного муниципального управления и социальной инженерии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Нерациональное поведение в экономике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили: студентки 4 курса

Специальность: КНФ-ДБ-4

Яковлева К.С. и Тимочкина А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

 

 

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Экономическая концепция иррациональности

В экономической теории поведение характеризуется как рациональное, если:

1) в определенной ситуации потребители  максимизируют полезность при  заданных ограничениях. Или менее  строго: каждый потребитель стремится  к достижению поставленной цели, рассчитывая сравнительные издержки средств ее достижения. Это означает, что потребности должны быть определены, ранжированы, соизмерены с предполагаемыми расходами и выбран лучший вариант (лучшее из того, что потребитель может себе позволить);

2) в неопределенной ситуации  потребители проявляют рациональные ожидания, т.е. приписывают вероятности событиям в соответствии с допущениями теории рациональных ожиданий [16], основным из которых является то, что потребители знакомы с рыночным механизмом, а потому могут спрогнозировать его состояние. Участники рынков не ошибаются систематически, что позволяет применять к ситуации инструментарий теории вероятности.

Тем самым определим экономическую иррациональность как противоположность выделенным категориям: экономически иррациональный индивидуум не максимизирует собственную полезность (не выбирает лучшее из имеющегося) и демонстрирует систематическое отклонение в субъективной ожидаемой полезности.

Наступление на экономическую рациональность происходит по нескольким фронтам. С теоретической стороны:

1) выявляются новые феномены, позволяющие  поставить под сомнение способности  человека в (осознанном или интуитивном) определении вероятностей событий. Например, парадокс Алле, который  показал, что индивид, ведущий себя  рационально, предпочитает не получение максимальной ожидаемой полезности, а достижение абсолютной надежности;

2) представители кейнсианского  направления обращают внимание  на противоречие: микроэкономическая  возможность агентов к формированию  рациональных ожиданий и макроэкономические проблемы нестабильности (невозможности планирования, существование безработицы, финансовых пузырей, дефицитов на товарном рынке) [17];

3) интерес представляют проблемы  агрегированного поведения. В ситуации  макроэкономической индукции теорема  Зонненшайна-Мантела-Дебрю [18] утверждает, что макроэкономические агрегаты не обязательно предполагают максимизирующее поведение индивидов и сама по себе максимизирующая предпосылка не имеет макроэкономического аналога. В ситуации микроэкономической дедукции не обязательно, чтобы при формировании репрезентативного агента из полностью рациональных индивидов мы получали действительно рационального агента;

4) при множественности равновесий, особенно в ситуации, когда эти  равновесные решения лежат в  близких областях, возможности применения теории рациональных ожиданий ограничены [16].

Нерациональные мотивы поведения потребителей. Желание получить сиюминутное удовольствие, конфликт между инстинктом и удовольствием и отсутствие определённых навыков потребления товаров и услуг.

Мотивы поведения потребителей на рынке часто бывают нерациональными. Это может быть объяснено рядом причин.

Желание получить сиюминутное удовольствие. 

Потребление некоторых товаров (алкоголь, сигареты, наркотики, пища в больших количествах) можно объяснить тем, что сиюминутное удовольствие и наступающие за ним неприятные ощущения разделены во времени. Если потребитель умеет и хочет учиться на своих ошибках, то, вспоминая цикл "удовольствие - боль - сожаление", он постепенно придет к более рациональному потреблению, освободится от вредных привычек.

Конфликт между инстинктом и удовольствием.

Инстинктивное поведение не всегда приносит наибольшее удовольствие. Принимая пищу, не проголодавшись, или в слишком большом количестве, мы лишаем себя удовольствия от еды. Потребление сопровождается получением удовольствия, если имеет место контраст между лишением и получением какого-то блага (в нашем примере - между голодом и насыщением). Если контраста нет, то потребление дает только комфорт. Комфорт - более легкая, но менее полезная альтернатива, чем удовольствие, которое достижимо при определенной дисциплине, предусмотрительности. Среди других мотивов поведения, потребитель часто выбирает комфорт, так как его инстинкт и все современное общество подталкивают к этому.

Отсутствие определённых навыков потребления товаров и услуг.

В отличие от первой причины усилия (боль), связанные с приобретением навыков потребления, предшествуют удовольствию от самого потребления, причем усилия надо затратить сразу, а удовольствия от потребления неопределенны, сомнительны, отдалены во времени. Большинство людей лишены многих удовольствий из-за недостатка опыта и навыков их восприятия. Так, чтобы получать удовольствия от музыки, чтения, живописи, занятий спортом, надо потрудиться, затратить время и усилия. Потребитель может вести себя нерационально как вследствие недостатка знаний относительно процесса потребления (каким образом и при каких условиях получить большее удовлетворение), так и в результате неосведомленности о качестве, ценах, источниках приобретения товаров и услуг.

Специальный налог на сигареты и крепкие напитки, ограничения на рекламу, субсидии театрам и музеям, вводимые государством, могут стимулировать ограничение или рост потребления отдельных благ.

Необходимость потребительского образования – актуальная задача. Для России она является более настоятельной задачей из-за иного менталитета, сформированного особенностями национальной культуры, а также долгим господством командной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

  1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход: Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ./ Г.С.Беккер. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 671 с., 1л. портр. – ISBN 5-7598-0173-2.
  2. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. Пер. с англ. - М.: ФЭИ, 1995. - 174 с. ISBN 5-201-03380-6
  3. Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение = Microeconomics and Behavior: Учебник для вузов/ Р.Х.Франк; Авт. Пер. с англ. В.Н.Калгин, Исаев В.А., др. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. XVI 670. – («Университетский учебник) ISBN 5 – 86225 – 854 – X: 170р.

 


Информация о работе Нерациональное поведение в экономике