Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 11:57, реферат
В экономической теории поведение характеризуется как рациональное, если:
1) в определенной ситуации потребители максимизируют полезность при заданных ограничениях. Или менее строго: каждый потребитель стремится к достижению поставленной цели, рассчитывая сравнительные издержки средств ее достижения. Это означает, что потребности должны быть определены, ранжированы, соизмерены с предполагаемыми расходами и выбран лучший вариант (лучшее из того, что потребитель может себе позволить);
Министерство науки и образования РФ
Российский государственный социальный
университет
Факультет социального управления и социологии
Кафедра государственного муниципального управления и социальной инженерии
Реферат
На тему: «Нерациональное поведение в экономике»
Выполнили: студентки 4 курса
Специальность: КНФ-ДБ-4
Яковлева К.С. и Тимочкина А.А.
Москва 2014
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Экономическая концепция иррациональности
В экономической теории поведение характеризуется как рациональное, если:
1) в определенной ситуации
2) в неопределенной ситуации потребители проявляют рациональные ожидания, т.е. приписывают вероятности событиям в соответствии с допущениями теории рациональных ожиданий [16], основным из которых является то, что потребители знакомы с рыночным механизмом, а потому могут спрогнозировать его состояние. Участники рынков не ошибаются систематически, что позволяет применять к ситуации инструментарий теории вероятности.
Тем самым определим экономическую иррациональность как противоположность выделенным категориям: экономически иррациональный индивидуум не максимизирует собственную полезность (не выбирает лучшее из имеющегося) и демонстрирует систематическое отклонение в субъективной ожидаемой полезности.
Наступление на экономическую рациональность происходит по нескольким фронтам. С теоретической стороны:
1) выявляются новые феномены, позволяющие
поставить под сомнение
2) представители кейнсианского
направления обращают внимание
на противоречие: микроэкономическая
возможность агентов к
3) интерес представляют проблемы
агрегированного поведения. В ситуации
макроэкономической индукции
4) при множественности
Нерациональные мотивы поведения потребителей. Желание получить сиюминутное удовольствие, конфликт между инстинктом и удовольствием и отсутствие определённых навыков потребления товаров и услуг.
Мотивы поведения потребителей на рынке часто бывают нерациональными. Это может быть объяснено рядом причин.
Желание получить сиюминутное удовольствие.
Потребление некоторых товаров (алкоголь, сигареты, наркотики, пища в больших количествах) можно объяснить тем, что сиюминутное удовольствие и наступающие за ним неприятные ощущения разделены во времени. Если потребитель умеет и хочет учиться на своих ошибках, то, вспоминая цикл "удовольствие - боль - сожаление", он постепенно придет к более рациональному потреблению, освободится от вредных привычек.
Конфликт между инстинктом и удовольствием.
Инстинктивное поведение не всегда приносит наибольшее удовольствие. Принимая пищу, не проголодавшись, или в слишком большом количестве, мы лишаем себя удовольствия от еды. Потребление сопровождается получением удовольствия, если имеет место контраст между лишением и получением какого-то блага (в нашем примере - между голодом и насыщением). Если контраста нет, то потребление дает только комфорт. Комфорт - более легкая, но менее полезная альтернатива, чем удовольствие, которое достижимо при определенной дисциплине, предусмотрительности. Среди других мотивов поведения, потребитель часто выбирает комфорт, так как его инстинкт и все современное общество подталкивают к этому.
Отсутствие определённых навыков потребления товаров и услуг.
В отличие от первой причины усилия (боль), связанные с приобретением навыков потребления, предшествуют удовольствию от самого потребления, причем усилия надо затратить сразу, а удовольствия от потребления неопределенны, сомнительны, отдалены во времени. Большинство людей лишены многих удовольствий из-за недостатка опыта и навыков их восприятия. Так, чтобы получать удовольствия от музыки, чтения, живописи, занятий спортом, надо потрудиться, затратить время и усилия. Потребитель может вести себя нерационально как вследствие недостатка знаний относительно процесса потребления (каким образом и при каких условиях получить большее удовлетворение), так и в результате неосведомленности о качестве, ценах, источниках приобретения товаров и услуг.
Специальный налог на сигареты и крепкие напитки, ограничения на рекламу, субсидии театрам и музеям, вводимые государством, могут стимулировать ограничение или рост потребления отдельных благ.
Необходимость потребительского образования – актуальная задача. Для России она является более настоятельной задачей из-за иного менталитета, сформированного особенностями национальной культуры, а также долгим господством командной экономики.
Источники