Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:51, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов моделей экономического роста в неоклассических теориях.
Задачи работы:
- рассмотрение модели экономического роста Р. Солоу;
- рассмотрение альтернативных уровней устойчивой капиталовооруженности;
- рассмотрение «золотого правила» Э. Фелпса и ограниченности модели Солоу.
Введение
4
1 Модель Р. Солоу: устойчивый уровень капиталовооруженности
2 Альтернативные уровни устойчивой капиталовооруженности
3 «Золотое правило» Э. Фелпса. Ограниченность модели Солоу
5
10
17
Заключение
30
Список использованных источников
31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 |
1 Модель Р. Солоу: устойчивый уровень капиталовооруженности 2 Альтернативные уровни устойчивой капиталовооруженности 3 «Золотое правило» Э. Фелпса. Ограниченность модели Солоу |
5
10
17 |
Заключение | 30 |
Список использованных источников | 31 |
ВВЕДЕНИЕ
Важность изучения проблемы экономического роста состоит в том, что экономический рост является основой увеличения благосостояния, а анализ факторов, его определяющих, позволяет объяснить различия в уровне и темпах развития в разных странах (межстрановые различия) в один и тот же период времени и в одной и той же стране в разные периоды времени (межвременные различия).
Как обеспечить экономический рост; какие факторы его обусловливают; почему одни страны развиваются быстрее, а другие медленнее; что необходимо предпринять, чтобы поддерживать высокий уровень благосостояния, если он уже достигнут, и какие меры следует использовать слаборазвитым странам, чтобы достичь этого уровня, каковы издержки экономического роста - таков далеко не полный перечень вопросов, которыми занимается макроэкономическая теория экономического роста.
Экономический рост занимает центральное место в экономике любой страны. Это связано с тем, что; во-первых, экономический рост определяет уровень экономического развития страны, степень удовлетворения потребностей и уровень жизни; во-вторых, экономический рост определяет место страны среди других стран мира, ее конкурентоспособность, возможности влияния на мировое экономическое и политическое развитие; в-третьих, экономический рост определяет перспективы развития страны во всем их многообразии. Тратить, или хранить, копить и увеличивать денежные сокровища? Какой бы путь не был выбран людьми либо страной, каждый будет прав по-своему.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования для дальнейшего исследования проблемы экономического роста и экономического развития, его сущности, целей и основных характеристик при разнообразии факторов и окружающих условий.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов моделей экономического роста в неоклассических теориях.
Задачи работы:
- рассмотрение модели экономического роста Р. Солоу;
- рассмотрение альтернативных уровней устойчивой капиталовооруженности;
- рассмотрение «золотого правила» Э. Фелпса и ограниченности модели Солоу.
1 Модель Р. Солоу: устойчивый уровень капиталовооруженности
Основными характеристиками неоклассических моделей экономического роста являются:
предположение о функционировании экономики в условиях совершенной конкуренции, обеспечивающей гибкую систему цен и равенство цен факторов производства их предельной производительности;
отсутствие функции совокупного спроса, поскольку гибкая система цен постоянно приравнивает объем совокупного спроса к объему совокупного предложения;
отсутствие функции инвестиций, так как при равновесии на рынке благ I = S;
представление технологии в виде производственной функции с взаимозаменяемыми факторами производства и постоянным эффектом масштаба.
Основоположниками неоклассических моделей роста являются Р. Солоу и Т. Сван.
Модель Солоу-Свана. В закрытой экономике без государства предложение труда и капитала в каждом периоде определяется так же, как в посткейнсианских моделях
|
| (1.1) |
Труд увеличивается с экзогенно заданным темпом прироста, а прирост капитала соответствует объему инвестиций; в свою очередь инвестиции равны сбережениям, объем которых определяется кейнсианской функцией сбережений.
Технология производства представлена производственной функцией Кобба-Дугласа:
Поскольку технология позволяет производить блага при различных сочетаниях труда и капитала, то существует возможность в каждом периоде полностью использовать оба фактора производства даже в случае их роста с неодинаковой скоростью: избыточное предложение труда можно устранить посредством снижения его капиталовооруженности, а избыток капитала - посредством повышения капиталовооруженности труда. Будет ли изменяться последняя таким образом, зависит от соотношения цен факторов производства.
Проанализируем, как должна изменяться капиталовооруженность труда в рассматриваемой модели, чтобы труд и капитал использовались полностью.
Из дефиниционного уравнения t = Kt/Nt следует, что . В условиях модели темп прироста труда экзогенно задан: , а темп прироста капитала определяется нормой сбережений
|
| (1.2) |
Поэтому в заданных условиях темп прироста капиталовооруженности труда определяется по формуле
|
|
|
При некоторых значениях qt = q* и t капиталовооруженность труда стабилизируется (t = 0). Следовательно, равенство
| sq* = n* |
| (1.3) |
соответствует растущей экономике, в которой полностью используются постоянно увеличивающиеся объемы труда и капитала. Раскроем экономический смысл формулы (1.3).
Так как q есть доход на одного работника, то произведение sq представляет объем его сбережений (предложения капитала). Произведение n показывает, сколько в среднем каждый работающий должен предложить капитала за период, чтобы оснастить всех вновь вовлекаемых в производство рабочих на уровне . Поэтому при sq* = n* объем сбережений равен такому объему инвестиций, который необходим для того, чтобы при растущем с темпом n предложении труда его капиталовооруженность постоянно была равна *. Вновь вовлекаемые в производство рабочие должны иметь одинаковую с остальными капиталовооруженность труда потому, что у всех одна и та же ставка зарплаты, равная предельной производительности труда; последняя будет одинаковой только при одной и той же капиталовооруженности труда.
Используемую в модели производственную функцию можно представить в виде
|
|
|
Поэтому равенство (1.3) выполняется при
|
|
Устойчивость равновесия
Устойчиво ли состояние экономики, когда sq* = n*? При гибкой системе цен ответ на этот вопрос является утвердительным.
Допустим, что в исходной системе цен оптимальная (максимизирующая прибыль) капиталовооруженность труда равна 1 < *; тогда sq* > n1, что свидетельствует об избытке предложения капитала, и его цена снизится. В новой системе цен оптимальной для предпринимателей окажется более высокая, чем 1, капиталовооруженность труда. Рост будет продолжаться до *. Соответственно при 1 > * из-за избытка предложения труда будет снижаться его цена и капиталовооруженность.
Таким образом, техническая взаимозаменяемость факторов производства и гибкая система цен приводят экономику к устойчивому экономическому росту при полном использовании труда и капитала даже в том случае, когда исходное состояние не является равновесным.
Для представления движения экономики к равновесному росту на рис. 1.1 построен график q().
| Угол наклона прямой, соединяющей любую точку этого графика с началом координат, представляет среднюю производительность капитала, так как
Предельная производительность капитала при данной капиталовооруженности труда равна тангенсу наклона касательной в этой же точке; это следует из того, что
|
Так как в соответствии с неоклассической концепцией , то отрезок ab как произведение tg на 0 равен прибыли на одного работающего, а отрезок 0а - оплате единицы труда w; поэтому отношение этих отрезков представляет пропорцию распределения национального дохода между трудом и капиталом. Касательная к графику q() пересекает ось абсцисс в точке w/r, так как отношение катетов прямоугольного треугольника в квадранте II равно r, а 0a = 0.
Графически условие (1.3) представлено на рис. 1.2. Кривая sq() проходит под кривой q(), так как s < 1. Наклон луча, идущего из начала координат, задан темпом прироста населения. Точка пересечения обеих линий определяет равновесные значения q* и *. Луч n показывает, сколько инвестиций должно приходиться на одного работающего, чтобы при растущей с темпом n занятости капиталовооруженность труда постоянно равнялась соответствующей на оси абсцисс величине. Кривая sq представляет фактические сбережения (а следовательно, и инвестиции) на одного работника при соответствующей капиталовооруженности. Слева от * фактические сбережения превышают необходимые для постоянной капиталовооруженности труда инвестиции, поэтому растет, справа от * - наоборот.
| Учитывая, что q/ = , условие равновесного роста (1.2) можно представить в виде: s* = n. Внешне оно совпадает с условием экономического роста при полном использовании обоих факторов производства в модели Харрода-Домара. Однако за формальным сходством условия полного использования труда и капитала в обеих моделях экономического роста следует видеть существенное отличие между ними. В модели Харрода-Домара постоянство производительности капитала обусловлено технологией производства и состояние экономической конъюнктуры не влияет на значение . В модели Солоу-Свана производительность капитала постоянна только при равновесном росте и не по техническим, а по экономическим причинам; при неравновесном росте значение меняется, стремясь к *. По рис. 1.1 и 1.1 можно заметить, что > * при < *, и наоборот. |
Характеристики равновесного роста
Поскольку = const, то . При заданной технологии с неизменным эффектом масштаба и фиксированной норме сбережений это равенство расширяется
| . |
|
Следовательно, в модели Солоу-Свана экономика выходит на устойчивый рост национального дохода с постоянным темпом, равным темпу роста трудовых ресурсов; с такой же скоростью увеличиваются инвестиции и капитал. Поэтому при равновесном росте не изменяется ни производительность труда, ни производительность капитала.
Проследим теперь за последствиями изменения экзогенных параметров n и s. Увеличение темпа прироста трудовых ресурсов отображено на рис. 13 поворотом луча n против часовой стрелки. При заданной норме сбережений не хватает инвестиций для равновесной капиталовооруженности труда. Увеличение предложения труда снижает его цену и предприниматели переходят к менее капиталоемким способам изготовления продукции. Когда капиталовооруженность труда снизится до 1, тогда установится новое динамическое равновесие при полном использовании труда и капитала с возросшим темпом роста национального дохода при более низкой производительности труда.
|
|
Последствия повышения нормы сбережений представлены на рис. 1.4. Рост нормы сбережений сдвигает кривую sq вверх. В результате новое динамическое равновесие устанавливается при более высоких значениях капиталовооруженности и производительности труда, но с исходным темпом роста национального дохода, равным темпу роста населения.
|
|
В момент повышения нормы сбережений темп роста национального дохода резко увеличивается, так как возрастает не только масштаб производства, но и производительность труда из-за увеличения его капиталовооруженности. В дальнейшем вместе с замедлением роста производительности труда по мере приближения к новому равновесию темп роста национального дохода снижается до темпа роста населения. Динамика показателей результативности производства в переходный период показана на рис. 1.5.
Поскольку в модели Солоу-Свана устойчивый рост при полном использовании обоих факторов производства достигается при любой норме сбережений и темп прироста национального дохода всегда равен темпу прироста населения, то возникает проблема определения оптимальной нормы сбережения.
2 Альтернативные уровни устойчивой капиталовооруженности
Примем в качестве критерия оптимальности максимум потребления на одного занятого в каждом периоде: C/N max и определим ее зависимость от капиталовооруженности труда. С учетом равенств
| . |
|
среднюю норму потребления можно представить в виде
|
|
|
Она достигает максимума при
|
|
|
Таким образом, объем потребления на одного работающего достигает максимума, когда темп прироста капитала равен его предельной производительности.
Для определения нормы сбережений, максимизирующей среднюю норму потребления в динамическом равновесии, продифференцируем по s. Так как
|
|
|
Следовательно, средняя норма потребления максимальна при
|
| (2.1) |
Равенство (2.1) представляет «золотое правило» накопления: если норма сбережений равна эластичности выпуска по капиталу, то в растущей с постоянным темпом экономике средняя норма потребления достигает максимума при полном использовании труда и капитала.
|
|
Так как в условиях совершенной конкуренции доля прибыли в национальном доходе равна эластичности выпуска по капиталу, то из равенства (2.1) следует, что в соответствии с «золотым правилом» вся прибыль должна инвестироваться в реальный капитал.
Графический способ определения нормы сбережений, соответствующей «золотому правилу», показан на рис. 2.1.
При заданной технологии и фиксированном темпе роста трудовых ресурсов каждой норме сбережений соответствует своя устойчивая капиталовооруженность труда. Чтобы определить, какая s обеспечивает максимум , нужно к графику производственной функции провести касательную, тангенс угла наклона которой равен n, так как в соответствии с «золотым правилом» , а при равновесном росте = n. Точка пересечения перпендикуляра, опущенного из точки касания на ось абсцисс, с лучом n определит оптимальную норму сбережений. Через эту точку должна проходить кривая sq.
Эндогенная норма сбережений
Возможность устойчивого экономического роста с полным использованием факторов производства при различных нормах сбережений указывает на то, что в модели Солоу-Свана норма сбережений может быть эндогенным параметром. Рассмотрим два варианта эндогенной нормы сбережений.
В соответствии с неоклассической концепцией (s = s(r)): норма сбережений повышается по мере роста реальной доходности (предельной производительности) капитала. В этом случае условие равновесного роста принимает вид: s(r)q = n. Так как с повышением (понижением) капиталовооруженности труда предельная производительность капитала снижается (повышается), то при * равновесие достигается не только за счет изменения , но и в результате сдвига кривой sq: при < * график sq смещается вниз, а при > * - вверх. Поэтому при s = s(r) в динамическом равновесии производительность и капиталовооруженность труда ниже, чем при s = const.
В соответствии с концепцией Н. Калдора норма сбережений тоже зависит от производительности капитала
|
|
|
Поэтому условием равновесного роста является
|
| (2.2) |
В том, что и с нормой сбережений Н. Калдора в модели Солоу-Свана существует устойчивое равновесие, можно убедиться на основе следующих рассуждений: при малых значениях средняя и предельная производительности капитала большие, поэтому левая часть равенства (2.2) больше n; при больших значениях средняя и предельная производительности капитала низкие, поэтому левая часть равенства (2.2) меньше n. Следовательно, при увеличении найдется точка равновесия, устойчивость которого обеспечивается гибкостью цен.
«Омут бедности»
В соответствии с производственной функцией, используемой в модели Солоу-Свана, рост капиталовооруженности труда сопровождается снижением производительности капитала: кривая q() выпукла к оси ординат. Такое соотношение затраты-выпуск при заданном уровне развития техники характерно для индустриальных и постиндустриальных экономик в условиях полного использования трудовых ресурсов. Для стран, переходящих от аграрной к индустриальной стадии развития, рост капиталовооруженности труда может сочетаться с повышением производительности капитала. В этом случае график q() принимает вид кривой, изображенной на рис. 2.2, и равенство (1.3) выполняется при трех различных значениях капиталовооруженности труда, как показано на рис. 2.3, а.
| Динамическое равновесие, устанавливающееся при 2*, является неустойчивым: любое отклонение от него приводит к такому соотношению между спросом и предложением на рынке капитала, которое либо снижает капиталовооруженность труда до 1*, либо повышает ее до 3*. Поэтому, если страна находится в динамическом равновесии со значениями q1*,1*, то для устойчивого повышения производительности труда ей нужны большие единовременные капиталовложения: если не удастся сразу превзойти 2*, то восстановится исходное состояние экономики. Причиной возникновения «омута бедности» может быть зависимость темпа роста населения от капиталовооруженности и производительности труда, как показано на рис. 2.3, б. |
|
|
Сократить разрыв между 1* и 2* можно за счет увеличения нормы сбережения (сдвига кривой sq() вверх). Поскольку во время перехода от аграрной стадии развития к индустриальной стадии страна, как правило, не имеет собственных средств для крупных капиталовложений, то выбраться из «омута бедности» без помощи из вне ей не удается.
Государственный долг и экономический рост
Неоклассическая модель роста позволяет углубить анализ отмеченной взаимозависимости. Для этого в модель нужно ввести экономическую активность государства.
Пусть государственные расходы составляют определенную долю (a) национального дохода: G = ay и фиксированная их часть (b) направляется на инвестиции: Ig = bG = aby в дополнение к инвестициям частного сектора. Налоги взимаются по единой ставке () с доходов от хозяйственной деятельности, продажи труда и процентов на государственные облигации (B), представляющие государственный долг: T = (y + iB). Общий дефицит государственного бюджета () превышает первичный дефицит на величину выплат процентов по государственному долгу:
|
|
|
Объем сбережений частного сектора равен норме сбережений (s), умноженной на располагаемый доход, остающийся после уплаты налогов: S = s(1 - )(y + iB). Если государственный бюджет дефицитен, то инвестиции частного сектора меньше его сбережений на величину бюджетного дефицита:
|
|
|
Объем производства в каждом периоде определяется производственной функцией или в расчете на одного работника: Трудовые ресурсы увеличиваются с экзогенно заданным темпом прироста n, а прирост капитала равен объему частных и государственных инвестиций:
|
|
|
Чтобы перейти к показателям на единицу труда, разделим обе части этого равенства на N и введем обозначение: B/N . С учетом того, что y/N и ставка процента в неоклассической модели равна предельной производительности капитала получим:
Из дефиниционного уравнения K/N следует
|
|
|
Теперь приращение капиталовооруженности труда d можно представить в виде:
|
| (2.3) |
Нелинейное дифференциальное уравнение (2.3) описывает динамику капиталовооруженности труда в рассматриваемой модели; обратим внимание на то, что она зависит и от величины государственного долга.
Для получения уравнения, описывающего динамику государственного долга, учтем, что и что из дефиниционного уравнения B/N следует тогда:
|
| (2.4) |
В состоянии динамического равновесия d = d = 0. Поэтому, приравняв равенства (2.3) и (2.4) к нулю, получим систему из двух дифференциальных уравнений, решение которой определяет значения и , соответствующие равновесному росту:
|
| (2.5) |
|
| (2.6) |
Уравнение (2.5) определяет все множество сочетаний и , при которых капиталовооруженность труда не меняется во времени, а уравнение (2.6) - сочетания значений и , при которых не меняется доля государственного долга в национальном доходе в расчете на одного работника.
Графическое решение системы уравнений (2.5) и (2.6) при значениях = 0,25; a = 0,22; b = 0,6; = 0,2; s = 0,3; n = 0,03 представлено на рис. 2.4. Изоклина имеет разрыв при значении , превращающем знаменатель выражения (2.6) в ноль.
|
|
Рис. 2.4 показывает, что при наличии государственного долга ( > 0) существует не больше двух состояний динамического равновесия. Изоклины делят все множество неравновесных сочетаний и на 5 подмножеств, различающихся тем, в каком направлении в соответствии с уравнениями (2.5) и (2.6) будут меняться рассматриваемые показатели. Из этого следует, что в точке X равновесие является неустойчивым, а в точке Y - устойчивым.
Эластичность замещения факторов производства и равновесный рост
Как уже отмечалось, условие устойчивого роста в модели Солоу-Свана можно представить в виде уравнения: s = n; в нем экзогенно заданы s и n, а снижается по мере роста капиталовооруженности труда
|
|
|
|
|
Поэтому графически процесс движения к устойчивому экономическому росту можно представить так, как показано на рис. 2.5. Поскольку то расстояние между изображенными на этом рисунке линиями представляет темп прироста капиталовооруженности труда.
Так как n > 0, а = при 0 и 0 при , то существует единственная точка устойчивого равновесного роста с неизменными значениями капиталовооруженности труда и производительности капитала. Это - свойство технологии, отображающейся производственной функцией Кобба-Дугласа.
Специфика технологии (зависимости затраты-выпуск) характеризуется эластичностью замещения факторов производства
|
|
|
где - коэффициент эластичности замещения, показывающий, на сколько процентов должна измениться капиталовооруженность труда при изменении отношения предельных производительностей труда и капитала на 1%, чтобы выпуск не изменился. В технологии Кобба-Дугласа = 1.
В наиболее общем виде технология производства отображается производственной функцией с постоянной эластичностью замещения
|
|
|
Эластичность замещения факторов производства при такой технологии определяется по формуле: = 1/(1 - ). Когда 0, тогда y ; если -, то y
Средняя производительность капитала при технологии с постоянной эластичностью замещения факторов
|
|
|
Если 0 < < 1, т.е. < 1, то соответственно Поэтому при технологии с эластичностью замещения факторов производства больше единицы в растущей экономике установится динамическое равновесие с постоянным темпом прироста капиталовооруженности и производительности труда.
3 «Золотое правило» Э. Фелпса. Ограниченность модели Солоу
Эдмунд Фелпс внес важный вклад в исследования экономического роста — главной проблемы экономики. Каноническая модель экономического роста, созданная Робертом Солоу и Тревором Суоном в пятидесятых годах принимала как данный уровень сбережений в той или иной экономике. Его можно было повысить, понизить, посмотреть, что произойдет в любом из этих случаев, но ни один из авторов не предложил метод нахождения оптимального уровня. Фелпсу удалось вывести «золотое правило» экономического роста: доля сбережений в национальном доходе должна совпадать с долей этого дохода, приходящегося на капитал.
Работая над этой темой, Фелпс руководствовался соображениями справедливости: решая задачу межвременной, можно сказать, межпоколенческой оптимизации экономической деятельности, он принимал как должное тот факт, что мы должны поступать честно по отношению к остальным поколениям. Что такое «честно»? Очень просто, достаточно вспомнить нравственный императив Канта — веди себя с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это значит, что нам бы и хотелось потратить все, не сохранив ничего для потомства, но мы так делать не будем. Он также настаивал на критической важности человеческого капитала для перспектив экономического роста, ведь образованные и умелые работники способны быстрее усваивать и применять новейшие технологические разработки — а как показало последующее развитие событий, технологическое развитие играет значительную роль для динамичного экономического роста.
«Золотое правило» Э. Фелпса заключается в том, что в долгосрочной перспективе был достигнут максимально возможный уровень благосостояния, трудовой доход (т.е. заработную плату) следует полностью тратить на потребление, а процентный доход (прибыль на капитал) должен полностью сберегаться. Это и есть «золотое правило накопления» - главный вклад Фелпса в теорию экономического роста.
Кроме того, в 1958 году Уильям Филлипс опубликовал результаты статистического исследования динамики экономических показателей с 1897 по 1957 год, которые выявили обратную зависимость между инфляцией и безработицей. Увеличение спроса на рабочую силу естественно выражалось как в повышении ставок заработной платы, так и в снижении безработицы – и наоборот, периоды депрессии замедляли рост зарплаты и увеличивали безработицу. В дальнейшем кривая Филлипса стала трактоваться как обратная связь между темпом инфляции и уровнем безработицы.
Эта закономерность представлялась очень полезной с практической точки зрения и использовалась в США при формировании макроэкономической политики.
В своих работах 1967–1968 гг. Фелпс показал, что текущий уровень инфляции зависит не только от уровня безработицы, но и от инфляционных ожиданий. Как показывает опыт, цены и уровни заработной платы изменяются не непрерывно, а с некоторым запаздыванием. Так происходит, в частности, потому, что трудовые договоры, в которых фиксируется ставка заработной платы, заключаются на определенный, часто довольно длительный срок. При переговорах о заработной плате работники вынуждены ориентироваться на собственные прогнозы будущей инфляции. Таким образом, чем выше уровень ожидаемой инфляции, тем выше будет уровень безработицы, вне зависимости от того, какова фактическая инфляция.
Ограниченность модели Солоу.
Рассмотренная модель Солоу позволяет описать механизм долгосрочного экономического роста, сохраняющий равновесие в экономике и полную занятость факторов .Она выделяет технический прогресс как единственную основу устойчивого роста благосостояния и позволяет найти оптимальный вариант роста, обеспечивающий максимум потребления.
Представленная модель не свободна и от недостатков. Модель анализирует состояния устойчивого равновесия, достигаемые в длительной перспективе, тогда как для экономической политики важна и краткосрочная динамика производства и уровня жизни. Многие экзогенные переменные модели Солоу - s,d, n, g - было бы предпочтительнее определять внутри модели, поскольку они тесно связаны с другими ее параметрами и могут видоизменять конечный результат . Модель не включает также целый ряд ограничителей роста, существенных в современных условиях - ресурсных, экологических, социальных. Используемая в модели функция Кобба—Дугласа, описывая лишь определенный тип взаимодействия факторов производства, не всегда отражает реальную ситуацию в экономике. Эти и другие недостатки пытаются преодолеть современные теории экономического роста.
Модель Солоу показывает, что продолжительный рост уровня жизни может иметь место только в результате технологического прогресса. Поэтому наше понимание экономического роста будет неполным, пока мы не поймём, как решения частных лиц и государственная политика воздействуют на технологический прогресс. Пока это – вопрос, требующий дальнейшего изучения.
Проблемы экономического роста в Республике Беларусь
Сегодня индустриально развитые страны исходят из того, что XXI век - это век науки и высоких технологий, жесткой международной технологической конкуренции, и поэтому экономический рост связывается прежде всего с научно-техническим прогрессом и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в развитых странах приходится от 70 % до 85 % прироста ВВП. Большинство государств мира прилагают максимум усилий для укрепления научно-технического потенциала, увеличения инвестиций в наукоемкие отрасли, участия в международном технологическом обмене.
Выступая с Посланием белорусскому народу и парламенту, Президент Республики Беларусь выделил пять основных направлений, которые способны обеспечить прорыв в экономике страны. Среди них как напрямую связанные с использованием научно-технических достижений (формирование новой технологической стратегии, стратегия всеобъемлющей информатизации), так и
предполагающие использование инноваций в сферах, которые традиционно находятся в центре нашего внимания (расширение транзитного потенциала, усиление энергетической стратегии). Инновационное развитие невозможно на основе только техногенных составляющих, поэтому неотъемлемой частью стратегии прорыва выступает человеческий, общественный фактор, без которого невозможно воплощение достижений научно-технического прогресса, - развитие предпринимательской активности, инициативы и конкурентной среды.
Инновации как основа технологического прорыва
Касаясь первого из обозначенных направлений - формирования новой технологической стратегии, отметим, что в общественном сознании в нашей стране уже существует понимание того, что в ближайшее десятилетие необходимо перейти к формированию новой базы производства, основанной в том числе на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий.
Речь идет прежде всего об увеличении производства наукоемкой продукции и масштабе применения высоких технологий наряду со структурными изменениями в экономике, ориентированными на формирование стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования.
Правительство Республики Беларусь уже существенно продвинулось по пути создания инновационной экономики. Реализуется Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2011 годы. Предусмотрено выполнение 1149 проектов, в том числе создание 225 новых предприятий и важнейших производств; организация 395 новых производств (с освоением новых технологий) на действующих предприятиях, имеющих стратегическое значение для развития отрасли; модернизация 529 действующих производств на основе внедрения передовых (новых и высоких) технологий.
Объем производства инновационной продукции, созданной в результате реализации инновационных проектов, только в 2010 году составил 5055,7 млрд. рублей.
С учетом накопленного опыта разрабатывается госпрограмма инновационного развития Беларуси на следующее пятилетие. В планах заложено создание научно-технологических парков по приоритетным направлениям развития экономики (светодиодная техника, микроэлектроника, нано-, лазерные и биотехнологии, технологии вакуумного напыления и др.); развитие науки на предприятиях отраслей экономики в составе крупных корпоративных структур. Это позволит упростить взаимодействие научно-технических и производственных подразделений, которые в основном и обеспечивают цикл создания и постановки на производство инновационной продукции, наладить взаимодействие крупных предприятий с малыми инновационными предприятиями, сконцентрировать необходимые ресурсы на важнейших направлениях развития отраслей.
Для обеспечения приоритетного инновационного развития национальной экономики необходимо увеличение внутренних расходов на научные исследования и разработки (до 1,4-1,6 % к ВВП по сравнению с 0,68 % в 2010 году); ускорение внедрения НИОКР в производство, чему должно способствовать формирование инновационной инфраструктуры (включая создание и развитие технопарков, инновационных центров, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий); стимулирование посредством использования налоговых и других видов льгот.
При этом важнейшим направлением, способствующим росту конкурентоспособности экономики, остается стимулирование формирования в республике инновационно восприимчивой среды, выработка необходимых для этого экономических механизмов с применением целостной системы организационно-правовых, экономических и иных форм стимулирования, поддержки и регулирования инновационной деятельности. Здесь возможно широкое использование потенциала государственно-частного партнерства, разработка проекта закона о котором намечена на 2011 год.
Именно от качества восприятия инноваций зависит, какой процент расходов на новые идеи даст результат в виде их практической реализации. Даже в странах с высоким уровнем развития инновационной инфраструктуры (таких как, например, Германия) реализация инноваций на выходе составляет 5-7 %. При этом существенно может помочь система страхования рисков, которая у нас пока отсутствует. Ее наличие ускорило бы создание венчурных фондов.
Кроме того, следует подчеркнуть, что построение национальной инновационной системы подразумевает и желание производственников совершенствовать свою продукцию и технологии, делать вложения в инновации. Для реализации эффективной стратегии привлечения инвестиций применять маркетинговые подходы надо также нашим научным учреждениям, предлагая то, что позволит увеличить конкурентоспособность предприятий.
Проведение структурных преобразований будет взаимосвязано с совершенствованием организационных форм субъектов хозяйствования, в том числе путем создания крупных национальных интегрированных корпоративных структур - высокотехнологичных кластеров, экспортоориентиро- ванных холдингов, совместных с ТНК производств. Возрастет степень интеграции белорусского промышленного комплекса в мировую хозяйственную систему на основе расширения сотрудничества в разработке и реализации продукции, производстве ее отдельных компонентов.
Стимулировать рост числа высокотехнологичных производств поможет создание возможностей для получения более высокого дохода на вложенный в их развитие капитал, особенно на начальных этапах инвестирования. Это будет достигнуто посредством установления налоговых льгот, компенсации процентов по кредитам, выступления государства в качестве гаранта по кредитам зарубежных банков.
Важным инструментом также станет создание необходимой для функционирования высокотехнологичных предприятий инфраструктуры (средств связи и коммуникации, логистических центров). Ее формирование будет осуществляться как государством, так и частными компаниями путем установления льгот для реализации соответствующих проектов. Наличие специфической инфраструктуры позволит существенно снизить издержки функционирования компаний, уменьшить барьеры на пути выхода на рынок новых производителей.
Максимально использовать транзитный потенциал
Одним из приоритетов, способных в перспективе обеспечить качественный рывок в экономическом развитии страны, выступает разработка и реализация транзитной стратегии.
Беларусь находится на пересечении стратегически важных железнодорожных путей и автомагистралей, воздушных линий, транзитных трубопроводов газа, нефти и нефтепродуктов, систем телекоммуникаций между Западной Европой, Российской Федерацией, странами Азии, регионами Черного и Балтийского морей.
Над Беларусью проходят кратчайшие воздушные пути из Японии, Австралии и Сингапура в Европу, а из Америки - на Ближний Восток. Протяженность сети международных воздушных трасс над территорией республики составляет более 25 млн. км. Пользователями воздушного пространства страны являются около 1 тыс. авиакомпаний из почти 100 государств мира.
По территории Беларуси проходят 5 международных автомобильных дорог категории «Е» общей протяженностью 1841 км, а также трансъевропейские транспортные коридоры, которые имеют общую протяженность 1513 км. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования составляет на тысячу жителей 9 км (для сравнения: в России - 5,3, во Франции - 15, в США - 22 км). Если рассматривать этот показатель в территориальном разрезе, плотность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 412 км на 1000 кв. км территории (16-е место в мире).
Республикой Беларусь заключены двусторонние соглашения с 42 государствами, а с 47 странами производится обмен разрешениями, дающими право белорусским перевозчикам на осуществление международных перевозок по их территории. В докризисном 2009 году наш экспорт транспортных услуг составил 2,9 млрд. долларов. Это сравнимо с экспортом калийных удобрений в том же году (около 3,4 млрд.). Но в отличие от рынка калия, который по естественным причинам довольно ограничен, наш транзитный потенциал далеко не исчерпан. Вместе с тем более полное использование транзитных возможностей, увеличение объемов перевозок обусловливает новые, более высокие требования к качеству сети дорог и их инфраструктуры.
В этом контексте развитие дорожного хозяйства страны на основе расширения сети автомобильных дорог и улучшения их технического состояния правительство считает приоритетной задачей. Составной частью государственной политики в этой сфере остается интеграция магистральных дорог в Европейскую транспортную систему и в единую сеть международных автомагистралей Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества.
Снижение количества экспортно-импортных операций, которое произошло в ряде стран в период мирового финансово-экономического кризиса, негативно отразилось на транзитных перевозках грузов. Для сохранения объемов транзита по территории республики в 2010 году правительством проводились активные переговоры с Европейским союзом, в результате которых подписан меморандум о создании транспортно-логистического партнерства в рамках «Северного измерения». Этот документ позволит создать условия для привлечения инвестиций в реализацию приоритетных национальных инфраструктурных проектов, например организацию логистических центров классов «А» и «Б», которых в республике сейчас практически нет.
В рамках выполнения мероприятий утвержденной правительством Комплексной программы обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006-2011 годы проводится работа по подготовке и утверждению нормативных правовых актов, направленных на повышение транзитной привлекательности республики, развитию инфраструктуры на пограничных железнодорожных и автомобильных пунктах пропуска, строительству объектов придорожного сервиса и реконструкции автомобильных дорог, модернизации сети передачи данных для информационного обеспечения перевозок и применения электронной технологии слежения за перемещением груза.
Реализация названной программы позволила создать транзитные условия, сопоставимые с существующими в странах-соседях, и добиться роста большинства объемных и финансовых показателей, характеризующих эффективность использования транзитных возможностей нашей страны. В 2010 году в программу были внесены дополнительные мероприятия, направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса. Хотя снижение спроса на транспортные услуги сказалось и на объеме транзита, предпринятые меры позволили не допустить значительного падения основных показателей.
Несмотря на негативное влияние кризиса, международные эксперты, оценивая сложившуюся ситуацию и прогнозируя развитие мировой экономики, утверждают, что в ближайшие 10-20 лет основные финансовые и товарные потоки будут существенно возрастать и сосредоточиваться в треугольнике США - Европа - Дальний Восток. Ведущими трансконтинентальными направлениями международных перевозок грузов останутся направления Восток - Запад и Север -- Юг. В связи с этим транзитная стратегия нашей страны нуждается в совершенствовании с учетом всех внутренних и внешних факторов. Создание более выгодных, чем по альтернативным маршрутам, транзитных условий, дальнейшее развитие инфраструктуры позволит не только сохранить привлекательность территории Беларуси для транзита, но и повысит конкурентоспособность всей транспортной системы страны в целом.
Одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе является развитие логистических систем как формы оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в условиях расширения внутринациональных и мирохозяйственных связей и роста производства.
В Республике Беларусь в силу объективных причин экономического характера имеет место технологическое отставание в области логистики. На исправление ситуации направлена принятая правительством программа развития логистической системы Беларуси, реализация которой рассчитана до 2015 года.
Немаловажным аспектом развития логистической системы является размещение элементов логистической цепи, то есть построение территориальной структуры, наполненной соответствующими объектами и коммуникациями. В Беларуси определены 50 участков для строительства логистических центров. Из них 18 - транспортно-логистические, назначение которых состоит в том, чтобы, используя имеющиеся возможности международных транспортных коридоров, сделать их привлекательными для грузовладельцев. Это прежде всего транспортировка грузов по направлениям с запада на восток и по одному из приоритетных маршрутов Западная Европа - Западный Китай, а также по маршрутам с севера на юг.
Развитие логистической системы позволит Беларуси более эффективно использовать возможности Таможенного союза для перемещения грузов.
Особое внимание уделяется поиску потенциальных инвесторов и привлечению инвестиций в указанную сферу деятельности в ходе международных выставок, конгрессов, семинаров транспортно-логистической тематики и встреч с инвесторами. С начала текущего года проведены встречи с представителями деловых кругов Италии, Греции, Чехии, Казахстана.
Всеобщая информатизация -императив времени
Важной составляющей инфраструктуры технологической стратегии и одновременно самостоятельным направлением инновационных преобразований является стратегия всеобщей информатизации.
Однако, говоря о создании соответствующих средств связи и коммуникаций в качестве составляющей инфраструктуры новой технологической стратегии, мы должны представлять, что в наше время они все менее выполняют роль обслуживания технологических процессов. Современный этап развития цивилизации все чаще идентифицируют с информационным обществом, которое определяется доминирующей ролью знаний и информации во всех сферах жизнедеятельности, решающим воздействием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на образ жизни людей, их образование и работу, а также на взаимодействие государства и гражданского общества.
Анализ протекающих процессов информатизации показывает, что в настоящее время в республике сформированы основы информационного общества. Успешно развивается национальная информационно-коммуникационная инфраструктура (ИКИ), позволяющая оказывать новые телекоммуникационные услуги. Реализуется значительный комплекс работ, направленных на развитие и широкое применение информационно-коммуникационных технологий в государственном и местном управлении, материальном производстве, финансовой и социальной сферах, здравоохранении, культуре.
В 2010 году на системном уровне начата проработка и реализация новых для республики направлений работ в сфере информатизации: по классификации и организации защиты критически важных объектов информатизации, совершенствованию организации работ с информационными ресурсами в сети Интернет, созданию информационных систем в рамках Таможенного союза, организации онлайн-доступа к государственным информационным ресурсам (ГИР) о залоговом имуществе для упрощения и гарантии процедур кредитования.
Заложена необходимая правовая основа информатизации. Приняты постановления правительства, направленные на решение вопросов защиты информационных ресурсов и систем. В целях реализации положений Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» разработаны нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной регистрации информационных ресурсов и систем и доступа к ним посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), а также порядок пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов.
На системном уровне решаются вопросы региональной информатизации: в рамках госпрограммы «Электронная Беларусь» реализовано более 15 крупных проектов по созданию и внедрению государственных информационных систем регионального уровня.
Направления формирования информационно-коммуникационной инфраструктуры и «электронного правительства» согласовываются в рамках совместных решений комиссиями Регионального содружества в области связи, в том числе на основе Стратегии сотрудничества государств -участников СНГ в сфере информатизации на период до 2011 года и плана по ее реализации, которые утверждены решением Совета глав правительств СНГ от 24 ноября 2006 года. Эти документы будут дорабатываться на период до 2015 года.
Для работы на перспективу подготовлен проект Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь до 2015 года. Этим документом определены цели, основные задачи, принципы и приоритетные направления развития информационного общества в нашей стране.
В развитие этой стратегии разрабатывается концепция государственной программы «Информационное общество» на 2012-2015 годы, которая ставит целью формирование системы оказания организациям и гражданам электронных услуг по следующим приоритетным направлениям: «электронное правительство», «электронная экономика», «электронное здравоохранение», «электронная занятость и социальная защита населения», «электронное обучение и развитие человеческого капитала».
С учетом собственного и зарубежного опыта в рамках направления «электронное правительство» планируется развивать следующие электронные услуги для граждан и организаций: услуги в финансово-кредитной сфере; услуги с использованием пространственных данных отечественного контента; услуги в рамках исполнения административных процедур. Работа по формированию и развитию базовых компонентов государственной системы оказания электронных услуг будет завершена к 2013 году.
На территории республики функционирует современная транзитная телекоммуникационная инфраструктура. Волоконно-оптическими линиями Беларусь связана со всеми пятью сопредельными государствами (Латвия, Литва, Польша, Украина, Россия). Связь Минска с областными центрами обеспечена посредством волоконно-оптических линий магистральной сети связи. Государственная сеть телекоммуникаций способна обеспечить любые потребности заказчиков независимо от скоростей и направлений и позволяет при необходимости с минимальными затратами расширять ее. В целях обеспечения транзитных возможностей по пропуску телекоммуникационного трафика в Беларуси постоянно ведется строительство новых международных межсоединений по волоконно-оптическому кабелю с операторами сопредельных государств.
Таким образом, географическое положение республики может быть выгодно не только в плане транзита грузов, но и транзита информационных потоков.
Важная роль энергетической составляющей
Прорыв в технологической и инфраструктурной областях не отменяет тот факт, что мы по-прежнему будем нуждаться, в большей или меньшей мере, в импорте энергоносителей. Поэтому энергетическую сферу можно назвать центральной в обеспечении экономического развития и безопасности нашей страны. Среди приоритетных направлений ее развития - снижение энергетической зависимости, обеспечение устойчивого функционирования энергетического сектора и надежного энергообеспечения республики.
В целях снижения энергетической зависимости страны от поставок энергоресурсов из одного источника предпринимается ряд мер по диверсификации импорта энергоресурсов. Надо сказать, что это не только наше решение, так поступают многие страны для того, чтобы обезопасить себя от перебоев в поставках.
Прежде всего, диверсификация импорта энергоресурсов касается нефтяной сферы, так как имеется потенциальная возможность организации поставки нефти в Беларусь из любого региона мира.
В Венесуэле продолжает успешную деятельность совместное белорусско-венесуэльское предприятие по добыче нефти «Петролера БелоВенесолана». Для стабилизации уровней добычи нефти на месторождении Гуара Эсте пробурены новые скважины.
На встрече президентов Беларуси и Венесуэлы Александра Лукашенко и Уго Чавеса, состоявшейся 15 марта 2011 года, принято решение о создании условий для начала поставок венесуэльской нефти на белорусские НПЗ в 2011 году. Подписан меморандум о взаимопонимании между компанией РБУ8А и ЗАО «Белорусская нефтяная компания». Этим документом определены возможные объемы поставок нефти, которые должны составить с мая 2011 года по апрель 2012-го до 4 млн. тонн, а после могут увеличиться до 10 млн. тонн в год.
В Иране с участием РУП «ПО «Белоруснефть» создано и функционирует совместное предприятие по добыче нефти Ве1раг8 Ре1го1е-ит Сотрапу Ий. Утвержден генеральный план разработки нефтяного месторождения Джуфейр. Срок реализации проекта - до 2016 года. В соответствии с генеральным планом проведено бурение первой многоствольной скважины. Ранняя фаза добычи нефти на месторождении Джуфейр может начаться в конце 2011 года.
Правительство в конце 2007 года утвердило Государственную программу по обеспечению производства дизельного биотоплива в Беларуси на 2007-2011 годы. В минувшем году ОАО «Гродно Азот» выработало 247,7 тыс. тонн биодизельного топлива, ОАО «Могилевхимволокно» - 264,4 тыс. тонн, ОАО «Белшина» - 4,2 тыс. тонн.
Кроме того, для создания в республике стратегических запасов природного газа и нефти выполняются работы по расширению
существующих и строительству новых подземных хранилищ газа (ПХГ), а также нефтяных резервуаров. С 2007 года ведутся работы по расширению Прибугского ПХГ, и уже в 2009 году в нем был создан запас активного газа в объеме 450 млн. куб. м. Работы по дальнейшему развитию Прибугского ПХГ продолжаются, в 2012 году планируется завершить очередной этап его расширения до 600 млн. куб. м активного газа.
На Мозырском ПХГ введен в эксплуатацию пятый пусковой комплекс первой очереди строительства. В 2010 году в хранилище закачано 120 млн. куб. м природного газа. В 2011 году планируется увеличить объем активного газа в нем до 240 млн. куб. м.
На Нежинской площадке к началу 2011 года проведен комплекс сейсморазведочных работ и пробурена разведочная скважина. При положительных результатах геологоразведочных работ с 2012 года может быть начато эксплуатационно-разведочное бурение и подготовка геологической структуры к созданию еще одного ПХГ.
В результате общая мощность подземных газовых хранилищ в республике в 2010 году достигла более 930 млн. куб. м. К 2015 году планируется расширение объема белорусских ПХГ до 1760 млн. куб. м.
В целях увеличения резервных запасов нефти в стране определены оптимальные площадки под размещение нефтяных резервуаров и ведется их строительство.
Несмотря на более высокую стоимость энергии, получаемой из нетрадиционных (возобновляемых) источников, многие страны мира проводят исследования в этом направлении и реализуют такие проекты на практике. В Беларуси также ведется постоянная работа по расширению использования возобновляемых источников энергии. В планах - за в Беларуси для субъектов хозяйствования, производящих электроэнергию с использованием нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, увеличен срок действия повышающих коэффициентов для продажи произведенной электроэнергии в сеть Белорусской энергосистемы.
Кроме того, усиление энергетической составляющей экономики мы видим в строительстве новых энергетических мощностей.
В соответствии с этими программными документами проводится работа по модернизации и развитию электроэнергетической, газовой и торфяной отраслей. Так, в соответствии с программой в электроэнергетической отрасли в 2006-2010 годах реализован 21 инвестиционный проект на генерирующих источниках энергосистемы.
В 2011 году на генерирующих источниках Белорусской энергетической системы реализуются девять инвестиционных проектов с вводом объектов в 2011-2012 годах. Их эксплуатация позволит ежегодно экономить около 300 тыс. т у.т. и замещать около 80 тыс. т у.т. импортируемых энергоресурсов.
В рамках выполнения основных положений Концепции энергетической безопасности ведется разработка аналогичной Государственной программы модернизации Белорусской энергосистемы на 2012-2015 годы и на перспективу до 2020 года. Целью этой программы является дальнейшее повышение эффективности энергетического производства за счет вывода из эксплуатации неэффективного оборудования и внедрения современных парогазовых технологий, диверсификации используемых топливно-энергетических ресурсов за счет строительства АЭС, угольных электростанций, ГЭС, использования местных видов топлива и ветроэнергетики.
Будут продолжены работы по строительству АЭС - основной составляющей повышения энергетической безопасности страны в среднесрочной перспективе. Завершается этап подготовительных работ и начинается практическая реализация проекта строительства АЭС: в республике создана необходимая инфраструктура для развития ядерной энергетики, выбран проект атомной станции (российский проект АЭС-2006) и площадка для ее сооружения, идет формирование нормативной правовой базы, ведется подготовка кадров для ядерной энергетики, начаты работы по сооружению жилого поселка энергетиков, созданию промышленной базы для строительства АЭС, транспортной инфраструктуры, разработано обоснование инвестирования в проект.
Таким образом, планы и конкретные проекты модернизации топливно-энергетического комплекса республики в целом успешно реализуются, разрабатываются новые высокоэффективные программы ускоренного инновационного развития. Необходимо их выполнить.
Повышение деловой активности - резерв роста экономики
Повышение деловой активности посредством содействия развитию предпринимательства, либерализации экономической среды рассматривается как основной элемент повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.
В целях создания благоприятного делового климата, снижения административной нагрузки на субъекты хозяйствования в настоящее время осуществляется разработка проекта Директивы Президента Республики Беларусь «О мерах по дальнейшей либерализации экономики, раскрепощению предпринимательской инициативы».
Кроме того, Советом Министров утвержден План мероприятий на 2011 год по упрощению административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проводится работа по совершенствованию законодательства в области экономической несостоятельности (банкротства), разработан соответствующий проект указа. Его нормы направлены на упрощение процедуры и сокращение сроков ликвидации субъекта хозяйствования.
В активной стадии находится работа по формированию законодательной и технической основы для ведения единого реестра (базы данных) имущества, права на которое ограничены залоговыми обязательствами. Создание такого ресурса позволит упростить доступ к этой информации, оптимизировать процедуры кредитования.
В целях определения взаимовыгодных направлений сотрудничества государства и бизнеса, создания в республике эффективной правовой базы, которая будет являться предпосылкой для развития механизма государственно-частного партнерства, разрабатывается проект закона «О государственно-частном партнерстве».
В ближайшее время планируется принятие указа, предусматривающего упрощение порядка лицензирования отдельных видов деятельности, сокращение сроков осуществления лицензионных процедур и упразднение требований о лицензировании значительного числа видов деятельности. По предварительным оценкам, количество выдаваемых в стране лицензий уменьшится на 160 тыс., или на 60 % общего числа выданных лицензий (главным образом, за счет примерно 130 тыс. лицензиатов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами и деятельность в сфере общественного питания).
Подготовлен проект плана мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2011 году. Этим документом предусмотрены меры, направленные на упрощение сертификационной деятельности путем расширения сферы применения добровольной сертификации, оптимизации административных процедур при разработке и постановке на производство новых видов продукции и освоении новых производств.
При реализации плана предполагается дальнейшее совершенствование налоговой системы и снижение налоговой нагрузки посредством отмены или снижения уровня ставок по ряду налогов и сборов, снятия ограничений налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость пределом налога, исчисленного от реализации товаров (работ, услуг). Планируется отменить неэффективные и неиспользуемые процедуры налогового администрирования, пересмотреть сроки осуществления процедур и рассмотрения документов, необходимых для их осуществления.
Будет продолжена работа по сокращению перечня товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), по отмене необходимости составления экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), за исключением товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов).
Проектом плана по либерализации предусмотрено упрощение процедуры предоставления земельных участков для строительства и обслуживания объектов придорожного сервиса, совершенствование механизмов приватизации государственного имущества.
В целях совершенствования механизма оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства планируется разработать проект указа, предусматривающий изменение критериев, которым должен соответствовать субъект малого предпринимательства, претендующий на такую поддержку, расширение объектов кредитования и др.
Предусматривается приведение штрафов за нарушения при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствие с параметрами, характеризующими их тяжесть, а также учитывающими реальный уровень доходов субъектов хозяйствования и должностных лиц.
Предусмотрено дальнейшее развитие системы страхования и создание благоприятных условий для привлечения в нее иностранных инвестиций, совершенствование денежно-кредитных отношений и банковской деятельности, стимулирование рынка труда и самозанятости населения.
Планируется расширить практику публичного обсуждения положений проектов нормативных правовых актов, в том числе технических, направленных на регулирование предпринимательской деятельности.
Реализация намеченных мер позволит улучшить бизнес-климат, снизить административные барьеры, устранить иные ограничения, придать на этой основе дополнительный импульс развитию предпринимательства, повысить рейтинг Беларуси в отчете Всемирного банка и войти в число тридцати стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса и привлекательным инвестиционным климатом.
Выводы:
Гармоничное и успешное продвижение по всем рассмотренным направлениям в совокупности имеет больший потенциал воздействия на развитие страны, чем по каждому из них в отдельности. Это именно тот потенциал, которого нам не хватает для преодоления инерции и осуществления качественного прорыва в экономике. При этом каждая из стратегий получит свое развитие, не ограничиваясь уже предпринимаемыми мерами, а сообразуясь с новыми условиями и вызовами.[12]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономический рост представляет такое развитие национального хозяйства, при котором увеличиваются реальный национальный доход и реальный валовой внутренний продукт как источники удовлетворения потребностей общества. Под экономическим ростом обычно понимают не кратковременные взлеты реального объема общенационального производства, а долговременные тенденции увеличения и качественного совершенствования общенационального продукта и факторов его производства.
Экономическое развитие как понятие более полно по сравнению с экономическим ростом отражает хозяйственный прогресс. Он означает не только умножение результатов производства, но и становление в национальном хозяйстве новых прогрессивных пропорций. Они в свою очередь формируют предпосылки последующего развития. Экономический рост связан в первую очередь с количественным приращением созданной продукции. Он может игнорировать такие важные направления хозяйственного развития как обновление производства и ассортимента товаров, формирование условий для поддержания нормальной экологической среды и др. А именно эти процессы демонстрируют усложнение развития экономики и переход ее на более высокий качественный уровень
Сегодня существуют две теории, претендующие на объяснение экономического роста: неоклассическая и неокейнсианская. Между обоими направлениями в экономической науке существует и другое принципиальное разногласие. Неоклассики считают рынок идеальным хозяйственным механизмом, способным решать современные проблемы. Отсюда их вывод о том, что государственное вмешательство в экономику должно быть лишь косвенным (через денежно-кредитную сферу) и минимальным.
Цель построения теоретических моделей экономического роста - определить условия, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и совокупным предложением в растущей экономике и совместимость динамического равновесия с полной занятостью.
В неоклассических моделях устойчивый рост существует при экзогенной норме сбережений в результате взаимозаменяемости факторов производства и гибкости их цен.
Гармоничное и успешное продвижение по всем рассмотренным направлениям экономического роста в Республике Беларусь в совокупности имеет больший потенциал воздействия на развитие страны, чем по каждому из них в отдельности. Это именно тот потенциал, которого не хватает для преодоления инерции и осуществления качественного прорыва в экономике. При этом каждая из стратегий получит свое развитие, не ограничиваясь уже предпринимаемыми мерами, а сообразуясь с новыми условиями и вызовами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория 2-е издание. — М: Проспект, 2005.
2. Булкина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебное пособие. — М., 2005.
3. Васильев Н. Г., Соколова О. А. Макроэкономика: Учебник. — М: БЭК, 2002.
4. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс/ Под ред. проф. А. А. Пороховского. — М.,2009.
5. Мамедов О. Ю. Макроэкономика. — М: Феникс, 2009.
6. Макроэкономика 2-е издание: Учебник// Под. ред. Е. Б. Яковлевой. — М., 2003.
7. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Макроэкономика: Учебник для вузов. — М.,2009.
8. Селищев А. С. Макроэкономика 3-е издание. – М: Питер, 2005.
9. Человек и общество 7-е издание: Учебное пособие// Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лебезниковой. — М., 2001.
10. Шишкин А. Ф. Экономическая теория: Учебник. — М: ВЛАДОС,2006.
11. Экономическая теория 10-е издание: Учебник для вузов//Под ред. В. Д. Камаева. — М: ВЛАДОС,2003.
12. Экономическая газета. Выпуск газеты № 66 (1384) от 01.09.2011 / резонанс — Каждый хочет победить.
|
| Лист |
21 |
Информация о работе Неоклассические теории экономического роста