Неоклассическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 03:13, доклад

Краткое описание

А. Маршалл разработал концепцию, явившуюся своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки, и в частности теориями стоимости. Его концепция и работы получили широкое распространение в конце ХIХ — начале ХХ в. (до Кейнса). Ключевая идея Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, опреляющих протекающие на рынке процессы.

Файлы: 1 файл

Экономика[1].doc

— 191.50 Кб (Скачать)

Домашние хозяйства  представляют собой хозяйственную (экономическую) единицу, которая функционирует  в потребительской сфере экономики  и может состоять из одного или  нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, в основном, человеческого фактора производства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей

Предприятие (фирма) - эта экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельные решения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования привлеченных и собственных факторов производства

Банки - это финансово-кредитные  учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.

      Эластичность — это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса)—это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

  ПРАВИЛО 1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.

      ПРАВИЛО 2. (следствие первого). Спрос на товар тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.

  Агрегирование—это объединение товара с другими товарами во все более и более расширяющиеся группы.

     ПРАВИЛО 3. (следствие первого). Спрос на товар одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей совокупности.

     ПРАВИЛО 4. (следствие первого). Товары, расходы на которые имеют значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов.

      ПРАВИЛО 5. (следствие первого). Невысокую эластичность имеет обычно спрос на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.

      ПРАВИЛО 6. (следствие первого). Для большинства товаров с ростом их цен эластичность спроса повышается, а с уменьшением цен—падает.

  ПРАВИЛО 7. (следствие первого). Повышение спроса при неизменном предложении также в большинстве случаев приводит к снижению эластичности спроса, т. к. в этом случае данный товар начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители.

      ПРАВИЛО 8. (следствие первого). Эластичность спроса по цене в значительной степени определяется временными рамками, в пределах которых принимается решение о покупке.

Эластичность  предложения показывает степень реакции производителя на изменение величины какого либо фактора. 

    Факторы, влияющие на эластичность предложения

    1. Фактор времени. 2. Степень сохранности товара, стоимость его хранения. 3. Возможности (гибкость) технологического процесса.

Равновесная цена.

    Точка пересечения кривых спроса (DD) и предложения (SS) есть точка равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена. Положение на рынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители, есть рыночное равновесие. Однако, равенство спроса и предложения—это скорее теоретическая абстракция, позволяющая нам выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Отклонения от рыночного равновесия могут быть в следующих формах:

  1) избыточный спрос, когда количество  благ, спрашиваемых на рынке, превышает  количество предлагаемых. Признаками  такого положения служат сокращение  товарных запасов (т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к оперативной продаже или использованию) и появление очередей в сфере услуг (т. к. запасы невозможны в таких заведениях как парикмахерские, прачечные);

  2) избыточное предложение, когда  количество благ, предлагаемых на рынке, превышает количество спрашиваемых. Признаки такого положения—рост товарных запасов (они превышают уровень, запланированный на случай нормальных изменений спроса) и появление очередей предпринимателей, продавцов, предлагающих услуги.

На графике  подобные ситуации выглядят следующим  образом:

                  Р

1.Уменьшение  спроса под влиянием неценовых  факторов ведет к падению равновесной  цены и объема предложения. 

2.Увеличение  спроса под влиянием неценовых  факторов повышает равновесную цену и объем предложения.

3.Уменьшение  предложения под влиянием неценовых  факторов ведет к повышению  равновесной цены и сокращению  объема спроса.

4.Увеличение  предложения под влиянием неценовых  факторов ведет к падению равновесной цены и расширению объема спроса.      

Функции цен :  
1. Измерительная функция, т.е. с помощью цен измеряются относительные ценности ресурсов и товаров, результаты коммерческой деятельности фирмы. 
2. Регулирующая функция - проявляется в движении, распределении ресурсов и товаров и услуг между экономическими субъектами. 
3. Стимулирующая функция - проявляется в увеличении объема производства и увеличении объема потребления. При увеличении объема потребления цена растет, а при уменьшении объема потреблении цена падает. 
4. Ориентирующая функция - выражается в том, что отражает изменения спроса на те или иные товары в связи с изменением потребности и сигнализирует об этом производителям, чтобы они оперативно изменяли объем и структуру производства.

I. По характеру обслуживания оборота цены делятся на оптовые цены и розничные цены.  
1. Оптовые 2. Розничные цены - это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю и населению включая НДС. 
А) Отпускные цены на предприятиях общественного питания. 
Б) Цены на услуги населению. 
В) Тарифно-грузовые и пассажирские перевозки. 
II. Цены подразделяются в зависимости от государственного воздействия и регулирования и степени конкуренции на рынке. 
1. Свободные цены - это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения и цена производства. 
А) Цена спроса - это цена, которая складывается на рынке покупателя. 
Б) Цена предложения - это цена, которая указывается в официальном предложении продавца (без скидок) (оферта). 
В) цена производства - цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансируемый капитал. 
2. Регулируемые цены - это цены, устанавливаемые соответственными органами управления РФ или органами местного самоуправления. 
А)Рекомендуемые цены делятся на предельные и фиксированные.  
Предельные цены - это цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену на свою продукцию или услуги. 
Фиксированная цена - это цена, которая устанавливается на определенном уровне, но может меняться только по решению того органа или субъекта, который их утвердил. 
Ш. Цены делятся по способу установления фиксации и делятся на твердые цены подвижные цены и цены скользящие. 
А) Твердые цены - это постоянные цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению или контракту. В этом договоре прописывается что "цена твердая - изменению не подлежит". Твердые цены применяются в сделках с немедленной поставкой, с поставкой в течение короткого срока и при длительных сроках поставки. 
Б) Подвижная цена - это цена, которая фиксирована в момент заключения договора, но может быть пересмотрена в силу изменения рыночной цены на этот товар или услугу. В договоре должна быть оговорка "о повышении или понижении цены". Также в договоре может быть оговорено, что в случае отклонения рыночной цены от контрактной от 2 до 5% - цена не меняется. 
В) Скользящая цена - цена исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменения в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления этой продукции. Основной фактор изменения цены - инфляция. Скользящая цена также используется в международной торговле. 
IV. Цены различаются по способу получения информации. Существуют Публикуемые и расчетные цены.  
А) Публикуемые цены - это цены, которые сообщаются из специальных источников информации. К публикуемым ценам относятся справочные цены, прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов и цены торгов. 
1.Справочные цены могут быть номинальными. Публикуются в различных печатных изданиях. Номинальные цены применяются в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок и надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену также называют базовой или базисной ценой. 
Расчетные цены применяются в договорах или контрактах на нестандартное оборудование, которое производится по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого заказа с учетом технических и коммерческих условий. 
V. Цены различаются в зависимости от вида рынка на цены товарных аукционов, биржевых котировок и цены торгов. 
А) Цены товарных аукционов. Аукцион - это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров. Проводятся 1 или 2 раза в год. Цены аукционов - это цена публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров. Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношений между спросом и предложением. Особенностью аукциона является наличие многих покупателей и одного или нескольких продавцов. Аукционная цена может отличаться от рыночной и быть намного выше ее. Цены аукциона используются на продукцию лесного, сельскохозяйственного, торговлю мехом, драгоценными камнями и металлами, предметами старины и искусства.  
Б) Биржевые котировки - это специально организованные, в отличие от аукционов, постоянно действующего рынка массовых качественно однородных товаров. Биржевые котировки - это цена реальных контрактов, которые заключаются на реализацию соответствующих товаров на этих биржах. Уровни цен аукционов и биржевых котировок публикуются в специальных биллютенях, выпускаемых биржевыми и аукционными комитетами. 
В) Цена торгов - это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдачу заказов на поставку товаров или получение подрядов по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Тендер предполагает привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее организатора. 
VI. Цены различаются в зависимости от временного фактора на постоянные, сезонные и ступенчатые. 
А) Постоянные цены - цена, срок действия которой заранее не определен. 
Б) Сезонная цена - срок действия которой определен каким-то определенным временем. 
В)Ступенчатая цена - ряд последовательно снижающих цен на продукции в заранее обусловленные моменты времени. 
VII. Внутрифирменные цены. СК внутрифирменным ценам относятся трансфертные цены - это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями данного предприятия. Это разновидность оптовых цен. Целью трансфертного ценообразования является влиять на показатели работы каждого подразделения, занятого изготовлением продукции. Трансфертные цены устанавливаются на готовые изделия, полуфабрикаты и сырье. 
VIII. Цены различаются по условиям поставки и продажи. 
Цена нетто и цена брутто.

    Социальная  политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Социальная политика государства направлена на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Благодаря такой политике развитые государства к концу уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными группами населения, а с все более заметной тенденцией к сотрудничеству.

    Конкуренция- термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ''сталкивание' 'Конкуренция- соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития. Конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Конкуренция выполняет функцию дифференциации доходов товаропроизводителей на основе обеспечения разной эффективности производства

    Различают четыре рыночных ситуации в зависимости  от количества, '' удельного веса'' на рынке товаропроизводителей и влияния отдельного продавца(покупателя) на рыночную цену: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чистая конкуренция относится к свободной(совершенной) конкуренции, а чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия- к монополистической(несовершенной) конкуренции.

    В условиях чистой конкуренции существует большое число предприятий, производящих одинаковый продукт(например, рожь, лён). Новые предприятия легко могут войти в отрасль. Поскольку доля каждого конкурентного предприятия в общем объёме предложения товара незначительна, отдельное предприятие не может оказать существенного влияния на рыночную цену, которая устанавливается на основе совокупности спроса и предложения.

    Чистая  монополия предполагает, что в отрасли имеется только один товаропроизводитель, который полностью контролирует объём предложения товара и очень сильно влияет на цены. Проникновение в отрасль дополнительных предприятий заблокировано. Отсутствует дифференциация продукции. Примером чистой монополии является алмазный синдикат ''Де Бирс'', который контролирует от 80% до 85% мирового предложения алмазов.

    Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят похожую, но не идентичную продукцию(одежду, книги, строительные материалы). Вхождение в отрасль довольно простое. Производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами за свою продукцию. Многие производители используют рекламу, торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения покупателей в том, что их продукция лучше, чем продукции конкурентов.

    Олигополия  отличается небольшим числом продавцов, каждый из которых обладает значительной долей рынка. Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигопольной отрасли могут производить однородные(сталь, цемент, алюминий и т.д.) и дифференцированные(автомобили, бытовые электрические приборы, пишущие машинки и т.д. ) продукты. Вступление в олигопольные отрасли затруднено для претендентов.

  Виды монополий:   Существует три вида монополии:     

      Закрытая  монополия  – это монополия,  защищённая   от   конкуренции

юридическими  ограничениями, патентной защитой, институтом авторских  прав  и

т. д. Примером может служить  монополия  почтовой  службы  США  на  доставку

посты первым классом.

      Естественная монополия возникает в отрасли,  в которой долгосрочные

средние  издержки  достигают  минимума  только  тогда,  когда   одна   фирма

обслуживает весь рынок целиком.  В  такой  отрасли  минимальный  эффективный

масштаб производства  близок  к  количеству  или  даже  превосходит  то,  на

которое рынок  предъявляет спрос по  любой  цене,  достаточной  для 

издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя  или

большим количеством  фирм приведёт к тому, что  масштабы  производства  будут

Информация о работе Неоклассическая теория