Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение научно-технического прогресса и его роли в экономике России.
Таким образом, объектом нашей работы является научно-технический прогресс, предметом – его содержание, сущность и роль в экономике.
В соответствии с проблемой исследования были сформулированы следующие задачи:
Введение. ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность, основные направления и формы НТП. ……………….4-14
1.1. Сущность НТП. ……………………………………………………………4
1.2. Основные направления НТП. ……………………………………………6-13
1.2.1. Комплексная механизация и автоматизация………………………6
1.2.2. Химизация производства…………………………………………...9
1.2.3. Электрификация…………………………………………………….10
1.2.4. Приоритетные направления………………………………………..11
1.3. Формы НТП. ………………………………………………………………13-14
Глава 2. Анализ научно-технического прогресса
и структурные изменения в российской экономике
в 1990 – 2008 гг. …………………………………………………………………....15-34
2.1. Анализ НТП. ……………………………………………………………...15-27
2.1.1. Компьютеризация. ……………………………………………….15
2.1.2. Нанотехнологии. …………………………………………………19
2.1.3. Инновации. ………………………………………………………22
2.2. Структурные изменения в экономике
России в 1990 – 2008 гг. …………………………………………………….22-27
2.2.1. Экономика России в 1990 – 1999 гг. …………………………...27
2.2.2. Экономика России в 1999 – 2008 гг. …………………………...29
Глава 3. Проблемы ускорения НТП в России. ……………………………...34-38
Заключение. ………………………………………………………………………… 39
Список литературы. ……………………………………………………………… 40
Глава 3. Проблемы ускорения НТП в России.
Процессы ускорения научно-технического прогресса в условиях переходной экономики и в процессе развития экономических отношений обусловлены сложными изменениями, происходящими вследствие приватизации собственности, развития самостоятельности регионов и предприятий, а также становления в России многоукладной экономики. Увеличение темпов экономического роста возможно за счет акцентирования внимания на научно-техническом прогрессе. Именно научно-технический прогресс является ныне важнейшим фактором экономического роста.
Преодоление современного экономического кризиса в России возможно при качественном преобразовании производственного потенциала страны, основой которого является широкое внедрение и распространение научно-технических достижений. Современная экономика все более становится инновационной, связанной с разработкой, внедрением и использованием научных новшеств. Наблюдается процесс ее интеллектуализации. На микроэкономическом уровне инновации являются материальной основой повышения эффективности производства. Внедрение инноваций определяет уровень экономического развития страны, особенно в условиях современной переходной хозяйственной системы. На макроэкономическом уровне происходит переход от ресурсного типа экономического развития к инновационному. Формируется новая инновационная модель развития экономики.
Выбор стратегии развития России может быть на данном этапе в пользу инновационного сценария, ибо существенные сдвиги в экономике возможны на пути накопления не столько материальных благ, сколько развития интеллекта. На первое место по значению выходит человеческий потенциал, сумма накопленного знания. Это не российская, а глобальная мировая тенденция. Задача создания национальной инновационной системы связана в первую очередь с созданием механизма преобразования накопленного научного знания в реальные технологии.
Это, конечно, задача общегосударственного, федерального уровня -финансирование фундаментальной науки, обеспечение научно-технологической безопасности, создание системы нормативно-правовых и программно-целевых документов. Но одновременно необходимо инициирование инновационной деятельности и на региональном уровне.
Все выше сказанное определяет актуальность исследования проблем ускорения научно-технического прогресса в условиях переходной экономики. А поскольку развитие научно-технического прогресса присуще и странам с рыночной системой, то исследование в этой области будут сохранять свою актуальность и в перспективе.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время в России существует более 400 нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленных на регулирование и поддержку инновационной деятельности. В России уже создано около 60 технопарков. Правда, не все из них успешно работают. В регионах создаются инновационно-технические центры.
Однако существующие государственные, в том числе региональные инновационные механизмы малопригодны для строительства инновационной экономики в России. Активный инновационный процесс, по сути, недостаточно развит. В настоящее время средний уровень российского технологического развития связан с результатами научных исследований 20-летней давности. Производительность труда в России до сих пор в 10 раз меньше, чем в развитых странах.
За рубежом производство наукоемкой продукции обеспечивают свыше 50 макротехнологий. Это авиационные и космические технологии, технологии нефтедобычи и переработки, электронно-ионные и плазменные технологии, технологии мониторинга природнотехногенной среды, биотехнологии, атомная энергетика и топливные элементы, информационные технологии и др.
В создавшихся условиях настоятельно необходимо создание стройной системы инструментов государственного регулирования инновационной деятельности в области ускорения НТП. Среди инструментов, которые в настоящее время в России и ее регионах используются в государственном регулировании инновационной сферы, следует отметить:
прямое государственное стимулирование НИОКР путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (госзаказ, гранты, кредитование);
косвенное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторе с помощью налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики;
формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок - службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготовки прогнозов научно-технического развития.
Несомненную актуальность приобрела задача достижения баланса составляющих инновационного процесса: науки, государства, бизнеса. Государство может и должно быть заказчиком исследований и разработок, источником ресурсов в меру своих реальных экономических возможностей. Его основные задачи – создание разветвленной законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей свободу и широкие возможности для юридических и физических лиц поддерживать инновационную деятельность, разработка долго- и среднесрочных прогнозов, в том числе в научно-технической сфере, поддержка фундаментальной науки и образования. Вместе с тем также необходимо развитие информационной системы внутри страны, которая бы удовлетворяла острую потребность в получении предприятиями доступа к передовым технологиям. Следует объединить федеральные и региональные ресурсы для создания Центров передачи технологий, обеспечивающих доступ промышленных компаний к научно-техническим и технологическим ресурсам и включающих организованную систему поиска необходимой информации.. Ключевой проблемой инновационной деятельности является также создание соответствующего кадрового потенциала как в науке, так и в реальном секторе.
Заключение.
Любое государство, чтобы не отстать в своем научно-техническом развитии, должно разрабатывать и осуществлять единую государственную техническую политику. Под единой государственной научно-технической политикой понимаются выбор важнейших направлений НТП и их реализация с мощной поддержкой государства.
С переходом на рыночные отношения в России не уделялось должного внимания развитию науки и техники со стороны государства, что привело к еще большему отставанию нашей страны от развитых стран мира в области приоритетных направлений НТП и, естественно, не способствовало выходу России из кризисного положения. Ситуация усугубляется тем, что в России на данный момент не разработана единая государственная научно-техническая политика и на развитие фундаментальной науки государством выделяются мизерные средства.
Любое предприятие не может иметь хорошей перспективы, если не будет постоянно внедрять результаты НТП, так как от этого зависят качество выпускаемой продукции, издержки на ее производство и реализацию, объем реализации и величина получаемой прибыли.
Прогнозирование и планирование НТП на предприятии должны осуществляться на основе выработанной стратегии развития предприятия на дальнюю перспективу с учетом реальных финансовых возможностей.
Список литературы.
Симкина, Л. Г. Экономическая теория [Текст] : учебник для вузов / Л. Г. Симкина. - СПб. : Питер, 2008. - 384 с. : ил., с. 218-220.
Борисов, Е. Ф. Экономическая теория [Текст] : учебник / Е. Ф. Борисов. - М. : Проспект, 2005. - 549 с. : ил., с. 399-404.
Кудров, В. М. Национальная экономика России [Текст] : учебник для вузов / В. М. Кудров. - М. : Дело, 2006. - 544 с. : ил., с. 510-518.
Анализ экономики. Страна, рынок, фирма [Текст] : учебник для вузов / В. Е. Рыбалкина. - М. : Международные отношения, 2006. - 304 с. : ил., с. 201-202
Журнал Инновации: Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке [Электронный ресурс] : сетевое издание о стратегии. Режим доступа : http://stra.teg.ru/lenta/
Википедия: [Электронный ресурс]:Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/
Капитал страны: [Электронный ресурс] :журнал об инвестиционных возможностях России. Режим доступа : http://www.kapital-rus.ru/
Федеральный портал: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.protown.ru/
Компьюлента: [Электронный ресурс]:Режим доступа : http://www.compulenta.ru/
Кругосвет: [Электронный ресурс]: Онлайн энциклопедия. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/
Журнал “Курьер печати”: [Электронный ресурс]: Электронный портал. Режим доступа: http://www.sostav.ru/articles/
Информационные технологии: [Электронный ресурс]: Информационный портал. Режим доступа: http://www.artkis.ru/nano.php
39
Информация о работе Научно – технический прогресс и структурные изменения в экономике