Народное хозяйство СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

Переход Страны Советов к мирному строительству осуществлялся в трудных условиях. Сложной была международная обстановка.

Оценивая международное положение Советской страны и раскрывая его своеобразие, Ленин указывал, что, с одной стороны, мировая буржуазия была готова в любой момент броситься на Советскую Россию, чтобы уничтожить ее. С другой — империалисты еще не забыли о провале своих недавних попыток вооруженной интервенции. Они не могли не учитывать и того, что во всех капиталистических странах трудящиеся массы активно противодействовали войне с Советской Россией. Международный империализм оказался не в состоянии задушить молодое Советское государство. Возникло неустойчивое равновесие сил, которое позволяло Стране Советов существовать и развиваться в условиях капиталистического окружения.

Файлы: 1 файл

Народное хоз-во СССР.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

  Основной  формой организации крупной государственной  промышленности после перехода к нэпу явилось трестирование, т.е. создание производственных объединений в виде крупных центральных трестов или местных районных, или отраслевых объединений. Трестирование основных отраслей государственной промышленности предотвратило распыление сил и средств по отдельным предприятиям, что серьезно затруднило бы восстановление промышленности, приспособление ее к новым экономическим условиям, борьбу с капиталистическими элементами и овладение рынком.

  Трестирование призвано было заменить систему главкизма. Если главк управлял целой отраслью промышленности, всеми ее предприятиями, в том числе и мелкими, то трест включал группу промышленных предприятий, объединение которых было хозяйственно целесообразно или которые составляли по тем или иным признакам хозяйственное целое. Главки обладали одновременно функциями административными, снабженческими, контролирующими и регулирующими производство. Главкизм исключал какую-либо хозяйственную самостоятельность предприятий. В основе деятельности треста лежал принцип децентрализации оперативных функций, принцип хозяйственной самостоятельности и ответственности для осуществления хозрасчета. Как хозрасчетное объединение трест призван был заниматься не «общим» регулированием снабжения предприятий и распределением готовой продукции, а управлением производством с учетом местных особенностей. К трестам переходила вся оперативная работа по непосредственному хозяйствованию. [4]

  Таким образом, трестирование было формой реализации основного принципа новой  системы управления, основанной на ленинском принципе демократического централизма: централизации планового руководства и регулирования при децентрализации оперативных функций.

  Трест являлся основной производственной единицей в системе управления промышленностью.

  Новые формы организации и управления промышленностью выразились также в организации синдикатов. Коренное изменение условий снабжения предприятий, переведенных на хозрасчет (снятие их с государственного планового снабжения), необходимость самостоятельной реализации готовой продукции на рынке выдвинули на первое место связь предприятий с рынком, т.е. развитие торговой деятельности предприятий. Между тем переход к совершенно новым условиям ведения хозяйства совершался тогда, когда тресты только начали учиться торговать. Отсутствием опыта ведения торговых операций и торгового аппарата воспользовались частные посредники. Вынужденные изыскивать оборотные средства, тресты вступали во взаимную конкуренцию, которая имела место также на рынках заготовок. На всем этом наживался частный капитал.

  Слабость  торгового аппарата и отсутствие достаточного опыта в осуществлении  торговых операций приводили к высоким  издержкам обращения трестов  и неудовлетворительному состоянию  их снабженческо-сбытовой деятельности, которая к тому же проводилась в ущерб руководству производственно-технической стороной работы предприятий. Все это затрудняло решение главной задачи — научиться торговать, овладеть рынком. Необходимо было создать торговый аппарат, способный обеспечить трестам» нормальный сбыт продукции и своевременную заготовку сырья, топлива и других материалов, а также оказать регулирующее влияние на рынок. Аппаратом, способным решить эту задачу, были торговые синдикаты.

  Синдикаты стали основной формой объединения  и регулирования товарооборота государственных промышленных предприятий. Они выполняли функции торгово-распределительного аппарата трестов по реализации промышленной продукции и снабжению предприятий основным сырьем, связывая таким образом государственную промышленность с рынком. Синдикаты устраняли нездоровую конкуренцию между трестами, облегчали им разрешение проблемы оборотных средств. Они успешнее овладевали рынком, маневрируя товарными фондами, аккумулировали средства для торгового оборота, уменьшая накладные торговые расходы. Осуществляя задачу организованного охвата заготовительного рынка, синдикаты устраняли частного посредника — спекулянта — из сферы торговой деятельности трестов. 

  5.Денежная  реформ и восстановление  Госбанка

  Перевод промышленности на хозрасчет изменил  ее взаимоотношения с государственным бюджетом. Основой хозяйственных взаимоотношений между предприятиями и учреждениями стал принцип платности товаров и услуг, распространенный на всю продукцию, получаемую государством от своих предприятий. Со сметно-бюджетного финансирования предприятия были сняты. В качестве основных и оборотных средств за ними были закреплены материальные и денежные фонды, которыми они располагали к моменту снятия с государственного снабжения, финансирование из бюджета их эксплуатационных расходов (издержки производства и обращения) прекратилось; бюджетное финансирование промышленности стало ограничиваться безвозвратными ассигнованиями и казначейскими долгосрочными ссудами на образование и увеличение основных и оборотных средств и на покрытие убытков некоторых предприятий, имевших первостепенное государственное значение. Народный комиссариат финансов и Госбанк должны были осуществлять контроль над хозрасчетными организациями. Таким образом открывались широкие возможности для активного воздействия финансово-кредитной системы на хозорганы и учреждения.

  Развитие  товарно-денежных отношений после  перехода к нэпу вызвало необходимость  в кредите и в организации  сети кредитных учреждений. Прежде всего потребность в кредите  выявилась в связи с задачами развертывания товарооборота и оказания помощи крестьянству в восстановлении сельского хозяйства. После перевода предприятий на хозяйственный расчет сфера кредитных отношений расширилась и их значение возросло. В решениях XI партийной конференции развитие кредитных отношений предусматривалось как одна из главных мер, направленных на создание устойчивой советской валюты и оказание всемерной поддержки маломощным крестьянским хозяйствам. XI съезд партии указал: «Развитие товарооборота между городом и деревней, а также товарное обращение в пределах городских рынков и деревенских рынков и еще в большей степени развитие товарооборота с внешними рынками не могут успешно и быстро происходить без могущественного содействия кредита, регулирование которого должно быть в руках Госбанка

  На  Госбанк возлагались следующие  функции: кредитование крупной государственной  промышленности, кооперативных и  других организаций, частных предприятий, сельских хозяйств и кустарей; прием  и выдача денежных вкладов; покупка  и продажа иностранных ценных бумаг, тратт, девиз и драгоценных металлов, а также (по поручениям) товаров; кассовое исполнение бюджета; организация и осуществление расчетов между учреждениями, предприятиями, кооперативными организациями и т.д.

  В первый год деятельности Госбанка главным источником его ресурсов служили ассигнования из государственного бюджета. Всего до 1 ноября 1922 г. государственный бюджет передал Госбанку в переводе на денежные знаки образца 1922 г. 28 410 млн. руб., из них 16 275 млн. руб. на образование и увеличение собственных ресурсов Госбанка, остальные — на выдачу специальных ссуд сельскому хозяйству, промышленности, потребительской кооперации и др. Однако из-за быстрого обесценения денег реальное значение этой помощи быстро сводилось на нет. Падающая валюта препятствовала развитию вкладных и кредитных операций банка. Дело коренным образом улучшилось лишь после внедрения в хозяйственный оборот устойчивой валюты в виде кредитных денежных знаков — банковых билетов в червонном исчислении.

  Право выпуска в обращение банковых билетов в червонном исчислении (один червонец равен 10 руб. золотом) было предоставлено Госбанку в октябре 1922 г.[4] 

6. Переход к бездефицитному  госбюджету

  Необходимы  были героические усилия советского народа, чтобы в этих условиях в  невиданно короткие сроки восстановить разрушенное народное хозяйство, отстоять и укрепить финансово-экономическую самостоятельность страны, создать твердую советскую валюту и бездефицитный государственный бюджет.

  Решение краеугольной задачи финансовой политики первых лет нэпа — стабилизации рубля — упиралось в развитие товарооборота, ликвидацию бюджетного дефицита, накопление необходимых валютных и товарных фондов для обеспечения устойчивости денег. Экономические условия, в которых находилась страна в 1921—1922 гг., не давали возможности немедленного проведения денежной реформы. В бюджете имелся еще крупный дефицит. В 1921 г. в стране был большой неурожай. Товарооборот был недостаточно развит, что было связано с натурализацией крестьянского хозяйства, отсутствием навыков торговой работы у государственных и кооперативных организаций, недостатком товаров в руках государства. 

  7.Общие  итоги восстановительного  периода в СССР

Опираясь на материалы, рассмотренные в данной контрольной работе, можно сделать  следующие выводы об эффективности перехода к Новой экономической политике в СССР:

-укреплены международные  позиции; установлены торговые  отношения с Англией, Германией,  Италией и другими государствами

-установлена  диктатура пролетариата

-установлен  союз рабочего класса и крестьянства

-уничтожение  частной капиталистической собственности

-произведен  переход к общественной собственности 
-создание твердой денежной системы

-переход предприятий  на хозяйственный расчет

-переход от  главков к трестам

-переход от  трестов к синдикатам

-восстановление  роли и прав Госбанка

 

Библиографический список 

  1. И.А. Гладков, В.П.Дьяченко, Г.Д. Дихтяр, Р.А. Локшин и  другие авторы «Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921-1925гг.)»  Том 1.
  2. И.А. Гладков «Предпосылки и условия мирного хозяйственного строительства»
  3. И.А. Гладков «Сущность новой экономической политики, ее основные задачи и принципы»
  4. А.И. Коссый «Новые формы и методы планового руководства экономикой»
  5. А.И. Коссый «Особенности планирования сельского хозяйства в первые годы нэпа»

Информация о работе Народное хозяйство СССР