Налоговая система, ее сущность, тенденции развития в развитых странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе, рассматриваются налоговые системы в развитые странах, таких как США, Великобритании, Германии. Каждой из этих стран присуща своя, отличная от других налоговая система, которая складывалась под воздействием разных экономических, политическими социальных условий, со свойственными ей налогами, их структурой, способами взимания, ставками, фискальными полномочиями различных уровней власти, налоговой базой, сферой действия налогов, налоговыми льготами.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,  доходов граждан,  направляя ее на развитие  производственной  и социальной инфрастрyктyры,  на инвестиции,   капиталоемкие и фондоемкие отрасли  с  длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли,  электростанции и др.

Перераспределительная функция  налоговой  системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая  система  позволяет  придать рыночной экономике социальную направленность,  как это сделано во многих развитых странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок  налогообложения,   направления   значительной части  средств бюджета  на социальные нужды населения,  полного или частичного освобождения от налогов граждан,  нуждающихся  в социальной защите. [16, с. 79]

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате  экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.

Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов.

Указанное разграничение  функций  налоговой  системы   носит условный характер,  так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем  стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя  предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения,  проведенной сделки, финансовой операции и т.п.

В зависимости от степени разделения власти внутри государства
существует двух- и трехзначная налоговая система. Например, в Германии и США она действует на государственном, региональном и
местном уровнях.

В систему налогообложения должны быть заложены определен­ные принципы, следуя которым можно добиться воздействия на об­щественное воспроизводство, его динамику, структуру, состояние научно-технического прогресса.

Четыре основополагающих принципа налогообложения были сформулированы английским экономистом А. Смитом.

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу.

2. Налог, который обязуется выплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен.

3. Вид налога, срок уплаты и способ платежа должны быть удобны плательщику.  

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал из кармана народа и удерживал возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В случае если государственная система многоуровневая, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, республиканский, муниципальный (местный).

     Налоги и налоговая система – это не только источники бюджетные поступления, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. [17, с. 387]

Процесс установления налогов представляет собой введение платежей в пределах определенной территории с указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и сроков уплаты, предоставляемых льгот по налогу. Процесс установления налогов предполагает использование определенного механизма налогообложения, элементами которого являются ставки налога, сроки уплаты налога, объекты налогообложения, субъекты налогообложения, льготы и т.д.

Современная система налогооб­ложения включает следующие принципы:

   1) справедливости, нейтральности по отношению ко всем пла­тельщикам. Он заключается во всеобщности обложения и зависи­мости уровня налоговой ставки от уровня доходов и реализуется че­рез дифференцированные налоговые ставки;

2)              определенности, простоты и доступности. Он требует, чтобы
сумма, способ и время взимания были заранее известны плательщикам;

3)              однократности налогообложения, предполагающий взимание
различных видов налогов с одного источника доходов как на нацио­нальном, так и на международном уровне;

       4) гибкости налогообложения, заключающийся в создании через систему льгот предпочтительных условий развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической политикой государства;

5) стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет;

6)                 обязательности уплаты налогов.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного, тройного обложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Налогам принадлежит решающая  роль  в  формировании  доходной  части государственного бюджета.

Структура доходов госбюджета представлена различными платежами юридических и физических лиц - налогами. Они составляют основу доходной части госбюджета. 80% доходов бюджета формируется за счет налогов.

Таким образом, налог по своему экономическому содержанию представляет средство, экономический инструмент аккумуляции финансовых ресурсов, необходимых для выполнения государством своих функций. Налог как экономическая категория отражает отношения между государством, населением и юридическими лицами в процессе перераспределения ВВП с целью мобилизации денежных средств для государственных расходов.

Более конкретно налоги можно определить как обязательные, безвозмездные платежи юридических или физических лиц, установленные законодательными органами государственной власти (с определением их размеров и сроков уплаты) и зачисляемые в государственную бюджетную систему, в муниципальные бюджеты, а также во внебюджетные целевые государственные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования).

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной,  четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

-  регулирование  рыночных,  товарно-денежных отношений.  Оно состоит главным образом в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков,  товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов,  устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного  регулирования  рынка  непосредственно с налогами не связано;

  - регулирование развития народного хозяйства,  общественного производства в условиях,  когда основным  объективным  экономическим законом,  действующим  в обществе,  является закон стоимости. Здесь речь идет  главным  образом  о  финансово-экономических методах   воздействия  государства  на  интересы  людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в  нужном, выгодном обществу направлении. [17, с.390]

В условиях рынка отмирают или,  по крайней мере,  сводятся  к минимуму методы  административного подчинения предпринимателей.

Таким образом,  развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами  -  путем применения отлаженной системы налогообложения,  маневрирования  ссудным  капиталом  и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок и осуществления  народнохозяйственных программ и т.п.  Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. [9, с. 184]

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя одни и отменяя  другие  налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование  развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его.  Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных  фондов  финансирования малых предприятий, льготное кредитование  их  деятельности  и  т.п.   Но   главное средство оказания  содействия  малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.  [16, с.157]

Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов государства, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж. [1, с. 137]

Очень часто вывод о наличии в стране «хорошей» или «плохой» налоговой системы определяется в первую очередь с учетом степени налоговой нагрузки. Данный показатель определяется как удельный вес государственных налогов и сборов в ВВП.

Чем богаче общество, тем большая часть ВВП огосударствляется через налоговую систему. [5, с. 356]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1.     Налоговые системы и тенденции их развития в странах с развитой рыночной экономикой

 

Переход к рыночным отношениям заставляет нас обратить пристальное внимание на экономический опыт развития зарубежных стран, в частности в области финансов. Особое место здесь занимает налоговая система - важнейший инструмент государственной экономической политики и регулирования рыночных отношений.

В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. Свое особое “национальное лицо” имеют налоговые системы США, Великобритании, Германии, Франции. Во многом это связано с традициями, накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, а также с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Тем не менее, налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран. [3, с.13]

Для современных стран с развитой экономикой характерно расширенное и усиленное вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Разная составляющая лишь в степени этого вмешательства. В США, например, оно меньше, во Франции больше, Германия находится на среднем уровне. Основными инструментами государственного регулирования является финансовое воздействие на предприятия и индивидуальных предпринимателей через налоговую политику. [9, с.213]

Каждой стране присуща своя, отличная от других налоговая система, которая складывалась под воздействием разных экономических, политическими социальных условий, со свойственными ей налогами, их структурой, способами взимания, ставками, фискальными полномочиями различных уровней власти, налоговой базой, сферой действия налогов, налоговыми льготами. [11, с.73]

В основу создания налоговой системы закладываются различные параметры. Например: отношение совокупности налоговых изъятий к внутреннему валовому продукту, прогрессивность, пропорциональность и регрессивность налоговых ставок и т.д. Одним из важнейших параметров, во многом определяющим налоговую систему той или иной страны, является соотношение прямого и косвенного налогообложения. [11, с. 74]

Система налогообложения является механизмом аккумуляции доходов госбюджета и воздействия на общественное производство: на его структуру, его размещение, на темпы научно-технического развития. Налоги стимулируют или, напротив, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке.

Налогами можно ограничивать или стимулировать деловую активность. Иногда налоги используются для решения довольно частных проблем. Так в Германии в начале века, с целью прекращения расходования вина на производство уксуса был введен налог на уксусную кислоту. Денежные доходы от налога едва покрывали расходы по его взиманию, но поставленная задача была решена. В той же Германии налоги используются для решения социальных задач. В частности, после резкого увеличения акциза на табак некурящих в Германии стало значительно меньше. Налогообложение используется также для решения проблем экологии. Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие экологическую чистоту двигателя с 70-х годов применяются в США. [6, с. 34]

 

2.1   Налоговая система США

 

Налоговая система США отличается чрезвычайной сложностью и находится в постоянном развитии. Опыт длительного развития налоговой системы свидетельствует о том, что формирование ее было нацелено на выполнение двух основных функций - фискальной и стимулирующей, нахождению оптимальных соотношений между ними. Многоступенчатая, разветвленная налоговая система широко используется в интересах развития предпринимательства, развития научных исследований и сферы услуг. С целью усиления стимулирующей функции предусмотрены многообразные налоговые вычеты, льготные ставки, система освобождений от налога. Особенностью налоговой системы США является предоставление права федеральным, местным и органам власти штатов устанавливать самостоятельно порядок налогообложения, налоги и их ставки. Отдельные виды налогов взимаются всеми ветвями власти - федеральными, штатов и местными. К таким, например, относится индивидуальный подоходный налог. [13, с. 157]

Информация о работе Налоговая система, ее сущность, тенденции развития в развитых странах