Национальный доход

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:41, доклад

Краткое описание

Общий объем доходов страны зависит не только от результатов внутренней производственной деятельности, но также от доходов, полученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж. Сумма первичных доходов страны, определенная на основе ВВП, характеризующего объем товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны, количественно отличается от объема первичных доходов, полученных резидентами этой страны, на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы и переданных за границу Общий объем первичных доходов, полученных резидентами, образует валовой национальный доход - ВНД (до 1993 г. он назывался валовым национальным продуктом - ВНП), а за вычетом износа основных средств - чистый национальный доход - ЧНД (ранее чистый национальный продукт - ЧНП).

Файлы: 1 файл

Национальный доход это.docx

— 31.64 Кб (Скачать)

Национальный  доход это

Общий объем доходов страны зависит не только от результатов  внутренней производственной деятельности, но также от доходов, полученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж. Сумма первичных доходов страны, определенная на основе ВВП, характеризующего объем товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны, количественно отличается от объема первичных доходов, полученных резидентами этой страны, на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы и переданных за границу Общий объем первичных доходов, полученных резидентами, образует валовой национальный доход - ВНД (до 1993 г. он назывался валовым национальным продуктом - ВНП), а за вычетом износа основных средств - чистый национальный доход - ЧНД (ранее чистый национальный продукт - ЧНП).  
 
Главное, однако, заключается не в количественных различиях. Национальный доход - это показатель доходов и представляет собой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как валовая добавленная стоимость и ВВП рассматриваются как показатели производства. Названия «валовойнациональный доход» и «чистый национальный доход» лучше отражают существо этих показателей, связанных с категорией дохода, а не с производством продукта.  
 
Как правило, сальдо первичных доходов, полученных и переданных за рубеж в странах с развитой экономикой, является положительным, а в развивающихся странах - отрицательным. Поэтому в развитых странах валовой национальный доход больше валового внутреннего продукта, а в развивающихся - меньше. Это связано с тем обстоятельством, что развитые страны как более богатые в большей мере предоставляют финансовые и материальные ресурсы и получают доходы из развивающихся стран за их использование. Можно полагать, что в России валовой национальный доход меньше ВВП, часть которого образует доходы других стран в виде процентов за кредит, репатриации дивидендов и т.п.  
 
На общий объем доходов страны влияют также полученные и переданные данной страной трансферты в денежной и натуральной форме. Национальный доход с учетом сальдо трансфертов образует соответственно валовой или чистый располагаемый национальный доход.

Валовый национальный доход

В международной статистике сложились две системы расчета  показателей, относящихся к стране в целом. Основными экономическими характеристиками результатов общественного  производства в рамках системы баланса  народного хозяйства (БНХ) в нашей  стране (и странах СЭВ до 1988 г.) являются совокупный общественный продукт (СОП) и национальный доход (ИД). Важнейшими показателями системы национальных счетов выступают валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).  
 
Совокупный (валовой) общественный продукт есть стоимость материальных благ, созданных обществом в течение определенного периода (как правило, года). СОП (ВОП) определяется как сумма валовой продукции (объема выполненных работ, услуг) отраслей материального производства: промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства, грузового транспорта и связи в части, обслуживающей материальное производство, торговли, общественного питания и других отраслей производственной сферы.  
 
Национальный доход – вновь созданная в сфере материального производства стоимость. Это часть совокупного (валового) общественного продукта, которая остается за вычетом потребленных в процессе производства средств производства. Национальный доход исчисляется тремя методами.  
 
Остановимся подробнее на важнейших макроэкономических показателях системы национальных счетов, вводимых в практику расчета в дополнение расчетам СОП и НД.  
 
Валовой внутренний продукт отражает стоимостной результат развития экономики, дает характеристику конечной готовой продукции и услуг, произведенных на территории данной страны. В отличие от СОП в валовой внутренний продукт не включается стоимость потребленных при его производстве предметов труда (материальные затраты на сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия и узлы и т.п.). Кроме того, в ВВП в отличие от СОП, учитывающего лишь результаты деятельности материальной сферы, включается стоимость произведенных услуг.  
 
Количественно величина валового внутреннего продукта может быть исчислена тремя способами: 
 
1) по источникам производства;  
2) по полученным доходам;  
3) по направлениям использования.  
 
Рассмотрим расчет ВВП по источникам производства. При таком подходе учитывается валовой выпуск (ВВ) за отчетный период продуктов и услуг производственных единиц всех отраслей (в том числе и сферы нематериальных услуг) в ценах производства за вычетом стоимости их промежуточного потребления (ПП) по ценам потребления.  
 
Валовой выпуск (ВВ) продуктов и услуг складывается из выпуска: 
 
- продуктов (результатов труда, имеющих материально-вещественную форму, включая энергию);  
- рыночных услуг (услуг, являющихся объектом купли и продажи и произведенных хозяйственными единицами, издержки которых покрываются целиком или в значительной мере за счет выручки от реализации этих услуг);  
- нерыночных услуг (услуг государственных учреждений и общественных организаций, издержки которых, относящиеся к их текущему потреблению, целиком или главным образом покрываются за счет государственного бюджета, добровольных взносов домашних хозяйств либо доходов от собственности).  
 
В составе рыночных услуг выделяют условно исчисляемую продукцию банков – величину дохода от собственности, полученного финансовыми учреждениями (кроме дохода от инвестирования их собственных фондов), за вычетом процентов, уплаченных их кредиторам.  
 
Промежуточное потребление (ПП) представляет собой стоимость всех продуктов (за исключением основных фондов) и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг.  
 
Промежуточное потребление включает: 
 
1) материальные затраты отраслей, относящихся к производственной сфере;  
2) материальные затраты отраслей, относящихся к непроизводственной сфере;  
3) оплату нематериальных услуг отраслей материального производства;  
4) оплату нематериальных услуг отраслей непроизводственной сферы;  
5) расходы на закупку военного снаряжения и военного оборудования длительного пользования;  
6) потери продуктов, связанные с текущим производством и не включенные в материальные затраты;  
7) расходы на командировки;  
8) текущие затраты владельцев жилищ на содержание жилых помещений;  
9) условно исчисленную продукцию банков.  
 
В состав промежуточного потребления не включают износ основных фондов и недоамортизированную стоимость ликвидированных основных фондов.  
 
В итоге промежуточное потребление определяется как сумма значений перечисленных девяти показателей минус износ основных фондов и недоамортизированная стоимость ликвидированных основных фондов.  
 
В результате сравнения валового выпуска (ВВ) и промежуточного потребления (ПП) может быть дана оценка валового внутреннего продукта по факторной стоимости.  
 
Налоги на продукты определяются как сумма поступлений в бюджет от предприятий и организаций следующих платежей: налога с оборота, налога с продаж, других налогов на продукты.  
 
Субсидии на продукты включают субсидии, предоставляемые пропорционально количеству и качеству, стоимости продуктов и услуг, произведенных и проданных на внутреннем рынке или экспортированных производящей единицей-резидентом.  
 
Чистые налоги на импорт представляют собой разницу между налогами на импорт и субсидиями по импорту и рассчитываются как превышение экспорта во внешнеторговых рублях над экспортом во внутренних ценах плюс превышение импорта во внутренних ценах над импортом во внешнеторговых рублях плюс таможенные импортные пошлины и минус реализованное внешнеторговое налогообложение внешнеторговых предприятий.  
 
Расчет ВВП на основе разных составляющих приводит к несовпадению его количественных оценок. Чаще всего возникающие расхождения вызываются тем, что собранные статистические данные не дают абсолютно достоверного отражения количественного содержания экономических операций.  
 
Валовой национальный продукт (ВНП) – показатель, очень близкий к валовому внутреннему продукту. Различие между ними состоит в том, что ВНП представляет собой рыночную стоимость товаров и услуг, произведенных хозяйственными единицами данной страны, независимо оттого, произведены ли эти товары и услуги в географических границах страны или же за их пределами. Таким образом, при определении ВНП величину валового внутреннего продукта корректируют на сумму доходов. Заработанных хозяйственными единицами данной страны за пределами ее границ (До), минус доходы, заработанные иностранными хозяйственными единицами в данной стране (Ди), т.е.  
 
ВНП = ВВП+(До- Ди).  
 
В национальной статистике за основной макроэкономический показатель может быть принят как ВВП, так и ВНП. Например, в США и Японии именно ВНП, а не ВВП является главным макроэкономическим показателем. Однако в СНС ООН исходным служит показатель ВВП. В количественном отношении различия между этими показателями, как правило, невелики: для развитых стран не более 1%. Значительные различия могут иметь место в странах, весомая часть доходов которых поступает от граждан этих стран, работающих за их пределами.  
 
Показатель ВВП (ВНП) применяется при решении целого ряда экономико-статистических задач. К числу важнейших из них относится измерение темпов экономического роста. Для решения этой задачи рассчитывают темп роста макроэкономического показателя в фиксированных ценах (реального ВВП (ВНП) в отличие от номинального, определяемого в текущих ценах). Использование фиксированных цен позволяет устранить инфляционную компоненту роста ВВП (ВНП) и оценить его реальную динамику. При анализе объемов производства предпочтительнее учитывать показатель ВВП, а при изучении источников и распределения доходов – ВНП. Велико значение этих показателей и в межстрановых сравнениях.  
 
Помимо ВВП и ВНП в статистике промышленно развитых стран используют и другие макроэкономические показатели на «валовой» и «чистой» основе. Остановимся на некоторых из них.  
 
Валовой национальный доход (ВНД) представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей и других стран.

Чистый национальный доход

В экономической литературе, отражающей рыночные концепции, чистый национальный продукт и национальный доход – разные понятия и разные величины.  
 
Чистый национальный продукт, ЧНП (Net National Product – NNP), измеряется вычитанием из ВНП амортизационных отчислений. Содержанием этого показателя является объем потребляемого продукта без сокращения материальной базы будущего производства. Амортизационный фонд является своеобразным неприкосновенным запасом в народном хозяйстве, финансовой гарантией продолжения процесса воспроизводства. Кроме амортизационного фонда весь остальной ВНП можно потреблять без риска спада производства. Эта часть совокупного продукта и представляет собой чистый национальный продукт, т.е. доходы собственников факторов производства: капитала, земли, рабочей силы и предпринимательских способностей.  
 
Национальный доход, НД (National Income – NI), исчисляется как ЧНП за минусом косвенных налогов, выплачиваемых предпринимателями.  
 
Чем мотивируют теоретики необходимость исключения косвенных налогов из расчета НД? Вот как пишут об этом К. Макконнелл и С. Брю.  
 
"Мы жизненно заинтересованы в определении того, каков доход поставщиков ресурсов за предоставленные ими землю, рабочую силу, капитал, а также управленческие навыки, с помощью которых создается чистый продукт данного года. Иными словами, во сколько обществу обходится с точки зрения потребления ресурсов производство данного чистого объема производства. Единственным компонентом ЧНП, который не отражает текущего вклада экономических ресурсов, являются косвенные налоги на бизнес. Необходимо напомнить, что государство прямо ничего не вкладывает в производство в обмен на косвенные налоги на бизнес, которые оно получает, то есть государство не может расцениваться как поставщик экономических ресурсов. Таким образом, чтобы определить показатель общего объема заработной платы, рентных платежей, процента и прибылей, полученных в ходе производства объема ВНП данного года, мы должны вычесть из ЧНП косвенные налоги на бизнес". 
 
С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи аргументируют этот подход аналогичным образом. Двигаясь от ВНП "по направлению к национальному доходу, который представляет собой доход, приносимый факторами производства, мы должны скорректировать первый на налоги, в частности налоги на продажи, которыми облагаются многие товары. Для этих товаров их рыночная стоимость превосходит сумму, вырученную фирмой за их продажу. Примером может служить налог на продажу бензина. Если один галлон бензина стоит 1 долл., то 20 центов на него – это налоговые выплаты Федеральному правительству и правительству штата. Отсюда следует, что занятые в фирмах, производящих бензин, а также собственники этих фирм получают в виде доходов только 80 центов за галлон. Значит, налоги, которыми облагаются товары, должны быть исключены из ВНП, чтобы получить величину национального дохода, или, другими словами, дохода, приносимого факторами производства своим владельцам". 
 
Очевидно, что налицо неприкрытое выражение апологетики частного бизнеса, противопоставления государственных интересов общенациональным, нежелания считать природные ресурсы государственной собственностью и воспринимать доход государства как форму общего дохода нации - общественного, национального дохода.  
 
Несостоятельность этих аргументов опровергается следующим: 
 
1. Не все факторы производства являются частной собственностью граждан. Существенная часть факторов является совместной собственностью этих граждан – их общественной собственностью в форме государственной собственности. Такими факторами, прежде всего, являются природные ресурсы и сама земля как объект сельского хозяйства и строительства. Ни в одной стране вся земля не является частной собственностью, но и там, где она объявлена государством и считается таковой, она является только частным владением, верховным распорядителем которой и, следовательно, верховным владельцем ее, т.е. собственником, является государство. Этот факт отмечал еще Дж. Милль. "Право землевладельцев на землю, – утверждал он, – всецело подчинено общей политике государства. Принцип собственности не представляет землевладельцам никакого иного права на землю, кроме права на компенсацию за любую часть их земельной собственности, какой государство может лишить их во имя своих интересов... В тех случаях, когда земля не предназначается для возделывания, нельзя привести ни одного веского довода в пользу того, чтобы она вообще являлась частной собственностью". 
2. Будучи собственником природных ресурсов и налоговых средств, государство является тем самым собственником капитала и процентов на капитал.  
3. Признавая деятельность государства формой предоставления услуг бизнесу и домохозяйствам, включая затраты государства в расчет ВНП по расходам, нелогично утверждать, что государство "ничего не вкладывает в производство в обмен на косвенные налоги на бизнес". 
4. Экономически еще более нелогичным является исключение из расчетов НД косвенных налогов при включении в него прямых налогов. Нет убедительных объяснений рассуждению, почему косвенные налоги на бизнес надо исключать из его дохода, а прямые налоги включать в доход. Получается, что если государство полностью отменит косвенные налоги, заменив их на соответствующую сумму прямыми, то величина национального дохода увеличится. В таком подходе отчетливо прослеживается влияние на рассуждения теоретиков бухгалтерских инструкций о порядке расчетов по налогам с государством.  
5. С точки зрения законов рынка ошибочным является утверждение профессоров экономики Массачусетского технологического института, что если государство снимет налог на продажу в размере 20 центов на 1 доллар, то галлон бензина будут стоить 80 центов. На самом деле он будет стоить тот же 1 доллар, причем на 20 центов увеличится прибыль продавца бензина, потому что, если спрос при данном предложении сохраняется, то у продавца нет никакого резона снижать рыночную цену.  
 
Таким образом, нет никаких оснований считать национальный доход по экономическому содержанию и величине отличным от чистого национального продукта, а то, что рыночные теории называют национальным доходом, по существу правильнее называть первичным доходом негосударственного сектора экономики, или, как упоминается мельком в учебнике Макконнелла и Брю, заработанным доходом .  
 
Согласно марксистской концепции национальный доход есть чистый продукт общества, равный разнице между полной стоимостью произведенного продукта и суммой амортизации, или, при ином счете, сумме стоимости необходимого и прибавочного продукта:  
 
НД = (c + v + m) - c, или НД = v + m.  
 
Марксистская концепция отрицает участие государства в создании стоимости продукта, но она отрицает также участие в этом процессе торгового, финансового бизнеса, домохозяйств и прочих хозяйственных единиц так называемой непроизводственной сферы, относя к производственной сфере только отрасли материального производства.  
 
НД = ЧНП = ВНП - Амортизация = (c + v + m) - c = v + m.  
 
Полученный и располагаемый личные доходы 
 
Полученный личный доход, ЛД (Personal income – PI), меньше заработанного дохода домохозяйств, неправильно называемого в рыночной экономической литературе национальным доходом, на величину налогов и взносов корпораций в государственные фонды, нераспределенных прибылей корпораций, а также на величину полученных индивидами из общественных фондов трансфертных платежей, которые состоят из страховых, пенсионных выплат, пособий по безработице и инвалидности, стипендий и других выплат в порядке оказания материальной помощи по социальным программам.  
 
Располагаемый личный доход, РД (Personal Disposable income – DI), который также называют доходом после уплаты налогов, – это доход, доступный для непосредственного расходования индивидами. Он меньше полученного дохода на величину личных подоходных налогов, налогов на личное имущество и других возможных налогов на доходы физических лиц.  
 
В порядке иллюстрации соотношение между валовым национальным продуктом, национальным доходом (чистым национальным продуктом), заработанным доходом, полученным и располагаемым личным доходом, можно показать на следующем примере (данные США за 1988 г. в миллиардах долларов).

Распределение национального  дохода

Рассмотрим неоклассическую  теорию распределения НД между факторами  производства. Распределение НД определяется ценами на факторы производства. Цена каждого фактора производства определяется спросом и предложением на рынке. Теория исходит из предположения, что  количество факторов производства в  экономике неизменно. Типичная фирма, действующая на рынке и предъявляющая  спрос на факторы производства, является конкурентной.  
 
Конкурентная фирма – это фирма, которая мала по сравнению с рынками, и поэтому практически не оказывает влияния на цены.  
 
Для производства продукции фирме требуются два фактора – труд (L) и капитал (K). Фирма продает свою продукцию по цене P, платит работникам зарплату W и арендует капитал по цене R.  
 
Целью фирмы является максимизация прибыли.  
 
Прибыль = Выручка – Затраты на труд – Затраты на капитал 
или 
Прибыль = PY – WL – RK.  
Подставим в уравнение производственную функцию:  
Прибыль = PF(K, L) - WL – RK.  
 
Это уравнение показывает, что прибыль зависит от цены на продукцию (P) и цен на факторы производства (W, R), а также от количества факторов (K, L). Конкурентная фирма принимает цены на продукцию и на факторы производства как данные и выбирает такие количества капитала и труда, которые максимизируют прибыль.  
 
Чем больше труда фирма использует в процессе производства, тем больше продукции она производит.  
 
Предельный продукт труда (MPL) – это дополнительное количество произведенной продукции в результате использования дополнительной единицы труда.  
 
MPL = F(K, L+1) – F(K, L).  
 
Большинство производственных функций обладают свойством убывающего предельного продукта. При постоянной величине используемого капитала предельный продукт каждой дополнительной единицы труда убывает.  
 
Когда фирма решает, нанимать или не нанимать дополнительную единицу труда, она думает, как это повлияет на ее прибыль. Она сопоставляет дополнительную выручку от выпуска дополнительной продукции с величиной увеличения затрат на зарплату. Пока дополнительные поступления превышают ставку зарплаты, дополнительная единица труда увеличивает прибыль.  
 
Спрос фирмы на труд определяется равенством:  
 
P*MPL = W,  
 
W/P – это реальная зарплата за труд, выраженная в единицах произведенной продукции. Для того, чтобы максимизировать прибыль, фирма нанимает работников до тех пор, пока предельный продукт труда не станет равен реальной зарплате.  
 
Решение о том, сколько использовать капитала, фирма принимает таким же образом, как и решение о количестве используемого труда.  
 
Предельный продукт капитала (MPK) – это дополнительное количество произведенной продукции в результате использования дополнительной единицы капитала.  
 
MPK = F(K+1, L) – F(K, L).  
Спрос фирмы на капитал определяется равенством:  
P*MPK = R,  
 
R/P – это реальная рента, выраженная в единицах произведенной продукции. Для того, чтобы максимизировать прибыль, фирма будет приобретать дополнительное оборудование до тех пор, пока предельный продукт капитала не снизится до реальной цены капитала.  
 
Общее правило: фирма предъявляет спрос на каждый из факторов производства до тех пор, пока предельный продукт этого фактора не сравняется с реальной ценой на него.  
 
Если все фирмы в экономике являются конкурентными и максимизирующими прибыль, тогда на каждый из факторов производства приходится ровно столько, сколько предельного продукта он добавляет к общему объему выпускаемой продукции. Другими словами, реальная зарплата каждого работника равна MPL, а компенсация издержек на оборудование равна MPK.  
 
Доход, остающийся в распоряжении фирм после того, как они оплатили расходы на все факторы производства, называется экономической прибылью собственников фирм.  
 
Экономическая прибыль = Y – MPL*L – MPK*K.  
 
Y = MPL*L + MPK*K + экономическая прибыль.  
 
Из равенства следует, что НД (Y) распределяется на доход работников, доход собственников капитала и экономическую прибыль.  
 
В 1927г. Пол Дуглас (сенатор штата Иллинойс) заметил, что распределение НД между капиталом и трудом почти не изменяется с течением времени. Другими словами, по мере роста производства, как рабочие, так и собственники капитала равным образом пользуются благами возросшего процветания экономики. Это наблюдение заставило Дугласа задуматься о причинах постоянства долей факторов производства.  
 
Дуглас обратился к математику Чарльзу Коббу, в результате появилась производственная функция Кобба-Дугласа:  
 
Y=AKf L1-f 
где А – положительный параметр, измеряющий производительность существующей технологии;  
f – постоянная от 0 до 1, измеряющая долю капитала в доходе;  
(1 – f) – доля труда в доходе.  
 
Отношение дохода труда к доходу капитала [(1 – f)/ f] постоянно, что и обнаружил Дуглас. Доли факторов производства зависят только от параметра f и не зависят ни от количества факторов, ни от уровня применяемой технологии.

Перераспределение национального дохода

В тех же целях государство  осуществляет перераспределение национального  дохода через бюджетный механизм, налоговые рычаги. В США основную часть налогов составляют вычеты из доходов трудящихся. Лица с годовым  доходом в 100 тыс. долл. и выше платят не более 5% общей суммы прямых налогов. Но государство было бы не в состоянии  регулировать экономические процессы в масштабах, характерных для современности, если бы оно не концентрировало в своих руках и определенную часть прибылей монополий. В 1973 г. прибыли американских корпораций составили 126,5 млрд. долл.; 56,3 млрд. долл. из этой суммы были выплачены государству в виде налогов. В США налоги на корпорации составляют примерно 30% общей суммы доходов государственного бюджета, тогда как в Англии эта цифра несколько ниже 20%. 
 
По удельному весу бюджетных расходов в национальном доходе США отстают от других капиталистических стран. Из этого, однако, не следует, что объем государственной экономической деятельности в США меньше, чем в других империалистических странах. За период с 1946 по 1973 г. расходы по федеральному бюджету США составили огромную сумму в 2876 млрд. долл. Это намного превышает соответствующие расходы в целом ряде других капиталистических стран, вместе взятых.  
 
Государственное финансирование инвестиций в США развито менее, чем в ряде развитых капиталистических государств Западной Европы. В середине 1960-х годов в США государственные капиталовложения соответствовали 35% суммы валовых инвестиций, тогда как в Англии и ФРГ участие государства в капиталовложениях в форме прямых инвестиций, а также в виде ссуд и кредитов достигало 55%. Одна из главных причин этого — относительно слабое развитие государственного предпринимательства и преобладание косвенного участия государства в капиталовложениях. Большую роль, в частности, играет политика ускоренной амортизации в финансировании капиталовложений, позволяющая сокращать размер взыскиваемых с монополий налогов и оставлять им, таким образом, дополнительные суммы для инвестиций


Информация о работе Национальный доход