Национальная экономика: цели и результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………….. 3
Национальная экономика: её сущность, структура и цели………………………………………………………….... 5
Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики……………. 14
Особенности трансформации российской экономики на современном этапе………………………………………….. 18
Заключение………………………………………………….. 26

Практикум…………………………………………………... 28

Список литературы………………………………….……....

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

     По-прежнему сохраняется дифференциация в уровне исполнения обязательств государства. Сравнительно хорошо (на 70-80%) исполняются  расходы на социально-культурные мероприятия, финансовую помощь бюджетам других уровней, "силовой" блок. Крайне слабо финансируется расходы экономического характера: в области промышленности, энергетики, строительства лимиты в среднем исполняются на треть, исполнение обязательств по поддержке сельского хозяйства составляет менее 15% от месячных назначений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности трансформации российской экономики на современном  этапе.

Системная трансформация в России сопровождалась глубоким экономическим кризисом, сменившимся  некоторым оживлением в экономике, но с затухающими темпами основных экономических показателей.

В сложившихся  условиях для России особенно важным является выбор концепций и стратегии  развития, основанных на анализе взаимодействия старого и нового и выявления  устойчивых составляющих институциональной системы. После краха тотального огосударствления в России стал осуществляться вариант быстрой капитализации путем шоковой терапии, приведшей в итоге к системному кризису.

Процесс трансформации затронул и социально-трудовую сферу, в которой произошли принципиальные изменения. Становление различных, форм собственности привело к созданию института найма труда, базирующегося на частной собственности и регулирующего трудовые отношения в определенных секторах экономики. Начал формироваться рынок труда, появилась официально признанная безработица. Для трудовых отношений характерным стала нестабильность и неустойчивость, имманентно присущая рынку, однако другое существенное свойство рынка — повышение производительности и эффективности труда, к сожалению, в экономике России и социально-трудовой сфере проявилось слабо. В итоге реформирования, изначальной целью которого было оздоровление трудовых отношений, усилилась деформированность социально-трудовых отношений: системы стимулирования, трудовой мотивации и организации труда,

В результате снизилась эффективность занятости, что проявилось в резком падении  производительности труда за годы реформ, негативных

процессах в отраслевой структуре, занятых  за счет опережающего сокращения ее численности, в прогрессивных отраслях экономики, больших масштабах недоиспользования рабочей силы, в виде расширения неполной занятости и роста безработицы.

Все это  привело к выводу о том, что  функционирование российской экономики  и, в частности, социально-трудовой сферы трудно объяснить с позиций широко распространенных экономических теорий. Анализ факторов занятости и рынка труда за последние 10 лет свидетельствует об особенности развития социально-трудовой сферы в России и специфике формирующегося рынка труда. Негативные последствия трансформации в экономике и социально-трудовой сфере — это результат проводимой политики реформ. Особенности такой политики, на наш взгляд, заключаются не только в использованных методах (прежде всего неоклассические, монетаристские рецепты), но и в форсированном, широкомасштабном внедрении рыночных отношений в те сферы, где развитие нерыночных институтов может быть более эффективно.

В сложившейся  ситуации исследование проблем занятости  и рынка труда и, прежде всего, их теоретических аспектов, приобретает исключительную актуальность.

Степень научной разработанности. Особенностью современных научных разработок является активный поиск новых методологических подходов к исследованию социально-экономических явлений. Общетеоретические проблемы и основные вопросы социально-трудовых отношений были разработаны в трудах Абалкина Л.И., Антосенкова Е.Г., Бреева Б.Д., Воейкова М.И., Волгина Н.А., Дадашева А.З., Дегтярь Л.С.,

Jfc Евстигнеева  Р.Н., Заславского И.Е., Ивановой Р.К., Капелюшникова Р.И., Капустина Е.И., Карпухина Д.Н., Костакова В .Г., Котляра А.Э., Кашепова А.В., Колосовой Р.П., Костина Л.А.,. Масловой И.С., Микульского К.И., Никифорова Л.В., Ольсевича ЮЛ., Прокопова Ф.Т., Ракитского Б.В., Ракитской Г..Я., Римашевской Н.М., Рузавиной Е.И., Сонина М.Я., Сорокина Д.Е., Чижовой Л.С., Четверниной Т.Я.

В ряде последних работ, посвященных исследованию занятости и рынку труда, исследуются  структура и качественные характеристики занятых и безработных, выявляются связи между основными социально-экономическими и трудовыми показателями, рассматриваются вопросы социального партнерства и регулирования рынка труда и трудовых отношений. Однако фрагментарность ряда исследований и узость методологической базы не позволяет адекватно воспринять новые реалии социально-экономического развития.

     Инструментами сохранения макроэкономической стабильности являются взвешенная курсовая политика, снижение инфляции, повышение реальных доходов населения, повышение реальных доходов бюджетов всех уровней. Бюджет - не только важнейший стабилизатор нашей экономики, но и механизм повышения доверия к экономике. Повторение кризиса 1998г. России не грозит не потому, что цены на нефть не упадут, а потому, что мы готовы пройти испытание снижением цен.

     

     Соответствующее повышение ВВП на 6,3%, снижение инфляции в следующем году на 7,5-8,5%, среднегодовой курс рубля к доллару – 30 

     Если  до 2007г. спрогнозировать достаточно высокие цены на нефть (28 долл. за баррель на 2005-2007 гг.), то за десять лет (1995-2004 гг.) средняя цена будет равна 21,6 долл. за баррель, т.е. средняя цена за текущее десятилетие все равно остается низкой, а за предыдущее десятилетие (1985-1994 гг.) она равнялась 18,1 долл. за баррель.

     Поэтому те законодательные основы, которые  заложены в части формирования стабилизационного фонда с учетом превышения цены 20 долл. за баррель, абсолютно адекватны, работают и являются стабилизатором российской экономики. Это снижает зависимость расходов и повышает гарантии по расходам бюджета, даже если цена на нефть будет меняться.

     Доходы  и расходы.

     Политика  по снижению налогового бремени и  снижение цен на нефть, планируемые  в следующем году, приводят к снижению общих доходов расширенного бюджета, включая федеральный бюджет, бюджеты  субъектов Федерации и местных  органов власти, государственные внебюджетные фонды. Однако фактически доходы будут больше запланированных за счет более высоких темпов экономического роста и более высоких цен на нефть по сравнению с запланированными. (Рис.1.)

     

     В следующем году доходы бюджета расширенного Правительства, с учетом прогнозов макроэкономических показателей, составят 34% ВВП. Соответственно, расходы также снижаются, и разница между доходами и расходами является суммой, направляемой в Стабилизационный фонд. Общее снижение доходов к ВВП составит в следующем году 2,6% федерального бюджета.

     Фактический прирост доходов федерального бюджета  составит 35,6 млрд. руб. в текущих  ценах.

Изменение бюджетного законодательства в части  изменения нормативов распределения  доходов между уровнями бюджетной системы принесет федеральному бюджету дополнительно 0,6% ВВП.

Однако  прочие факторы предопределяют снижение доходов также на 0,6% ВВП. Итого, в 2005г. произойдет снижение доходов федерального бюджета на 2,6% ВВП.

     На рис. 2 показаны последствия снижения доходов в реальном выражении в 1998г. в связи со снижением цен на нефть. Если 1997г. взять за 100%, то в 1998г. доходы всех бюджетов и, прежде всего, федерального бюджета, уменьшились наполовину. В будущем необходимо предотвратить такого рода драматическое снижение доходов, чтобы не поставить под угрозу ни заработную плату, ни пенсии, ни социальные выплаты.

     

     Снижение  ставки ЕСН, являющееся главной мерой  по уменьшению налогового бремени в 2005г., приведет к дополнительному росту ВВП на 0,4-0,6% и к увеличению инвестиций на 1,3-1,5%. Это средства, которые останутся у предприятий и будут работать на экономику. Снижение ставки ЕСН приведет к увеличению собственных ресурсов предприятий, производящих конечную продукцию, на 6-11%, а дополнительный прирост рентабельности капитала составит 1-2%. Снижение ставки ЕСН повлияет также и на прирост фонда оплаты труда, что приведет к увеличению реальных доходов населения.

     Расходы федерального бюджета прирастают в номинальном выражении на 114,6%, в реальном выражении - на 106,1%. В части непроцентных расходов прирост в номинальном выражении составляет 117,8%, в реальном выражении - 109,1%.

     Необходимо  сдерживать прирост непроцентных расходов, чтобы он не превышал прироста экономики, потому что иначе страна начинает жить не по средствам. Прирост расходов в реальном выражении на 109,1%, что выше расходов роста экономики, является вынужденной мерой в связи с переходом на разграничение полномочий, снижением ставки ЕСН и временным финансированием расходов из Стабилизационного фонда в части дефицита Пенсионного фонда.

     В бюджете на 2005г. заложены расходы  на реализацию структурных реформ в  государственном секторе: разграничение  полномочий между федеральным центром и субъектами РФ и реформу межбюджетных отношений, реформу бюджетного процесса, ориентированную на результат работы и уточнение бюджетной сети; реформу системы социальной защиты населения, военную и административную реформы.

     Согласно  новой классификации, отдельно выделяется статья расходов федерального бюджета «Общегосударственные вопросы», куда входит функционирование главы государства, законодательных и исполнительных органов власти, судебной системы, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, проведения выборов и референдумов, фундаментальных исследований и прикладных исследований в области общегосударственных вопросов, обслуживание государственного и муниципального долга, резервные фонды, международные отношения. Это те расходы, которые, по международной классификации, идут на финансирование государства в целом и не разделяются по отраслям. Все остальные расходы в большей степени ориентированы на определенного потребителя. Рост расходов на общегосударственные вопросы составит 137,5% (без учета процентных расходов).

     Рост  расходов федерального бюджета в 2005г. по отношению к 2004г. на национальную оборону составят 128%, на национальную безопасность - 126%. Эти показатели включают субсидии экономике, субсидии коммерческим предприятиям, лизинговые операции, дотации, в том числе - капитальные вложения в коммерческие объекты, такие, как РАО "ЕЭС России" и другие.

     Расходы на культуру, межбюджетные отношения, соответствующие дотации внебюджетным фондам прирастают на уровне не ниже среднего. Расходы на социальную политику, здравоохранение, образование в настоящее время уточняются в связи с разграничением полномочий и передачей части финансирования субъектам РФ (например, по разделу "Образование" финансирование уменьшается на 24,8 млрд. руб.).

     Макроэкономическая  стабилизация не только не стабилизировала  экономику, но привела к сочетанию  спада промышленного производства и инфляции, обесценения рубля  и долларизации экономики. Инфляция уничтожила сбережения и не дала возможности подняться среднему классу. Среди других последствий – истощение инвестиций с вытекающей отсюда эрозией основного капитала и “бегством” накоплений, намного превышающим по своим объемам помощь, полученную Россией от Запада. Либерализация цен привела к тому, что в российской действительности цены вопреки теории устанавливаются не столько рынками, сколько монополиями, мафиозными группировками и коррумпированными чиновниками. Такая либерализация при отсутствии эффективной приватизации и конкуренции ведет не к эффективному производству, а к созданию условий для обогащения лиц, находящихся у власти. Приватизация, в результате которой новыми собственниками оказались бывшие менеджеры госпредприятий, обусловила появление частных монополий с соответствующим монополистическим поведением и стремлением новых собственников к получению личных краткосрочных выгод даже за счет ликвидации активов. Урок, который следует извлечь из российской приватизации: проведение последней без должного правового регулирования и действенной юридической системы создает стимулы не к росту эффективности, а к криминализации экономики (8, с. 131-132). К этому мнению в той или иной степени присоединяются большое число аналитиков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Современное государство в условиях рыночной экономики практически включено во все сферы экономической деятельности общества. Важнейшими из них являются формирование законодательной базы, защита конкурентной среды, доходов, регулирование  системы общественного перераспределения, стабилизация и стимулирование экономического роста, а также коррекция общественных благ и услуг.

Информация о работе Национальная экономика: цели и результаты