Модели экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели.
Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ...…………………………...…3
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ…………………………………….……………4
• Хозяйство ФРГ……………………………………………………………..4
• Японская модель……………………………………………………...……5
• Южнокорейская модель…………………………………………...………5
• Американская модель………………………………………………..…….6
• Шведская модель……………………………….…………………………..6
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ………………………………………….…….7
• Традиционная экономическая система………………………..………….7
• Современная рыночная экономика (современный капитализм)………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………………..11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 34.03 Кб (Скачать)

     Распределение созданной продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами посредством  повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно  утверждаемых нормативов средств фонда  заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

     Нежизнеспособность  этой системы, ее невосприимчивость  к достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали  неизбежными коренные социально-экономические  преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия  экономических реформ в этих странах  определяется законами развития мировой  цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

     Современная рыночная экономика (современный капитализм).

     Планомерность выступает как средство активного  приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых  исследований в рамках фирм, а также  прогноза развития потребностей. Прогноз  рынка позволяет заблаговременно  сокращать выпуск устаревающих товаров  и переходить к качественно новым  моделям и видам продукции. Маркетинговая  система управления производством  дает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты  компаний, выпускающих основную массу  товаров данного вида, в соответствие сложившимся на рынке ценам.

     Задача  использования ресурсов решается в  рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. В  то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственных общенациональных и межгосударственных программ, государственного стимулирования НИОКР в приоритетных направлениях развития научно-технического прогресса.

     Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся  форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирования систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствования медицинского обслуживания населения, на социальные нужды.

     По  сравнению со всеми предшествовавшими  рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

     1) многообразие форм собственности,  среди которых по-прежнему ведущее  место занимает частная собственность  в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);

     2) развертывание научно-технической  революции, ускорившей создание  мощной производственной и социальной  инфраструктуры;

     3) более активное воздействие государства  на развитие национальной экономики  и социальной сферы. 

     В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный  механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой  системы управления. В то же время  на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключение хотелось бы сказать о  нашей стране; что ее ждет в ближайшем  будущем, какой путь экономического развития она изберет?

     Россия  сегодня имеет монетарную экономику  с наемным трудом, правда, с некоторыми ограничениями. Она пока не управляется  рыночным соглашением, то есть еще не является рыночной экономикой. При  наличии финансового отношения  без финансового рынка и плохо  установленных и плохо контролируемых прав собственности едва ли можно  квалифицировать ее как экономику с капиталистическим началом, даже монополистическим. Напротив, можно отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти первичное накопление капитала. 

     Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики на базе монетарной экономики с наемным трудом и  финансовой олигархией, то есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен как  раз и свидетельствует об отсутствии единого рынка. Эта трудность  установления рыночного соглашения и служит одним из проявлений российской специфики или, в более общем  плане, тем, что отделяет постсоветский "первый мир" от "второго мира" - Центральной Европы.

     Основные  очаги сопротивления рынку находятся  в России за пределами производственной системы, вдали от давления конечного  платежеспособного спроса. Напротив, они близки к власти как к центральной, так и региональной.

     Чего  же не хватает России, чтобы перейти  к рынку? Прежде всего - правовой регуляции, которая не выступает в России частью исторического наследства. Право  определяет отношения между равными - правила игры, одинаковые для всех и являющиеся предпосылками установления рыночного соглашения. Это именно то, что  обычно называют конкуренцией. Напротив, российская вертикальная организация  способствует тому, чтобы систематически избегать этого правила.

     Каково  возможное будущее российской экономики? Первый путь состоит в следовании традиционной схеме, согласно которой  модернизация российского общества осуществляется "сверху", государством или правящей верхушкой. Это как  раз путь, выбранный российскими  реформаторами, но "завязший" в  олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации такого сценария является усиление центральной государственной власти, которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону авторитарности.

     Второй  сценарий ведет к формированию слабого  государства и победе финансовой олигархии. Это катастрофический сценарий с экономическим застоем и  огромной социальной дифференциацией  за счет перераспределения ренты, что  наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже в Африке. Вполне возможно вмешательство армии для обеспечения  социального мира. Способна ли в  таком случае финансовая олигархия  изменить свое поведение и стать основным субъектом модернизации страны, борясь с установками на получение ренты? Подобное возможно лишь при угрозе наступления политических изменений, опасных для олигархии, которая решит тогда объединить силы реформаторов, чтобы выжить, и революционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.

     Может быть, Россию спасет третий сценарий, к  сожалению маловероятный. Это - демократический  вариант, требующий прихода к  власти новых людей, способных предложить план развития, который найдет отклик у населения. Основным условием является "освобождение" бюджета от финансовой олигархии. Сценарий был бы в данном случае близким к польскому: инициатива мелких предпринимателей постепенно изменила бы соглашения и правила игры, действующие в экономике, которые затем распространяется на крупные приватизированные предприятия, враждебно относящиеся к изменениям. Можно поручиться, что при таком сценарии впервые в своей истории российское общество может модернизироваться "снизу".

     В наше время существует проблема бедности. В числе "новых бедных" оказались менее квалифицированные и менее образованные  работники ВПК, гигантов тяжелой промышленности,  отсталых производств.  Нуждающимися  и необеспеченными стали значительные контингенты квалифицированных,  хорошо  образованных молодых работников ВПК,  гигантов  промышленности,  а также депрессивных регионов. Именно в среде квалифицированных работников ВПК, тяжелой промышленности, прикладной науки локализуется фокус, центральная точка современной российской бедности.  В ближайшие 10 - 15 лет именно они останутся лучшей частью трудового потенциала России.   

     Выравнивание  доходов  в  обществе  произойдет лишь в результате действия ряда факторов,  связанных с  долгосрочными тенденциями  экономического роста, фискальной политикой  государства и перераспределением доходов посредством  трансфертных платежей,  проведением активной государственной политики доходов. Последняя призвана решать две главные  задачи: регулировать рост  заработной  платы  с целью стабилизации цен  и поддерживать уровень доходов  посредством программ социального  страхования  и государственной  помощи.  Один из признаков оптимизации  распределения доходов в обществе - преобладающее возрастание доли  средних  доходов и значительное сокращение доли наиболее высоких доходов  в общем "котле".  В рамках политики регулирования  доходов  перспективно - об этом свидетельствует  опыт ФРГ - освоение механизмов добровольного (автономного от  государства)  регулирования  заработной платы, предоставляющих  союзам предпринимателей и наемных  работников право на  свободные  переговоры по заключению тарифных соглашений без вмешательства государства.  Роль  государства  при такой  системе - определение законодательных  рамок, регулирующих трудовые отношения. 

     Главной проблемой современного периода  формирования научных экономических  систем в отечественной экономической  науке можно считать проблему совмещения универсальных подходов, выработанных мировой экономической  мыслью, с необходимостью отражения  сложной картины современной  экономической действительности. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Экономика: Учебник. / Под. Ред. Доц.  Булатова А.Ф. 2-е издание, пререраб. и доп. - М.: Издательство Бек, 2004 – 816 с.
  2. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: пер с анг. 11-ого изд. Т1:- М.: Республика, 1999.-399с.
  3. Борисов Е. Ф. Проблемы развития экономики нашей страны. // Социально - политический журнал - 2009 г. - № 3.
  4. Маневич В.А. О закономерностях становления рынка. // Вопросы экономики - 2003 г - № 3.
  5. Состояние и противоречия эк. реформы /Мкртчян М.Ц.- М.: Наука,2006.-308с.
  6. Аганбегян А.Г. Россия на пути к равновесной рыночной экономике.//ЭКО-2006г. - №6 - с.22-34.
  7. Голдман М.А. Что мешает становлению цивилизованного рынка в России. // Проблемы теории и практики управления. – 2007-№1- с.25-28.
  8. Бутенко А.П. Россия сегодня.// Проблемы прогнозирования. -  2008-№2-с.102-115.
  9. Обзор российской экономики. - 2008г. - №5.
  10. Компьютерная сеть «Internet». http://blog-o-forex.ru/that/modeli/

Информация о работе Модели экономических систем