Модель человека в экономических теориях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 12:46, реферат

Краткое описание

Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т.е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических отношений. Модель человека, как и всякая научная модель, включает в себя основные параметры, характеризующие индивида: мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей.

Файлы: 1 файл

Модель человека в экономических теориях.docx

— 23.62 Кб (Скачать)

Модель человека в экономических теориях

 

Актуальность. Так как человек является главной производительной силой любой экономики, изучение его поведения в экономических отношениях является очень важным направлением. Любой индивид стремится к максимизации прибыли, а для того, чтобы реализовать это, необходимо детально изучить деятельность человека в условиях ограниченных ресурсов и сделать определенные выводы для будущего развития. Для меня, как студента института экономики и управления данная тема является очень актуальной.

 

Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т.е. унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических отношений. Модель человека, как и всякая научная модель, включает в себя основные параметры, характеризующие индивида: мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей.

Экономическая теория выделяет в человеке главным образом его экономическое поведение, т.е. индивидуальные и общественные действия в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. Она рассматривает модель человека как определенную теоретическую предпосылку, на основе которой экономисты строят свои многочисленные теории: спроса, предложения, конкуренции, прибыли, поведения потребителей и производителей и др.

В Ходе своей работы я рассмотрел кратко несколько моделей человека в экономических школах. Наиболее известны следующие модели человека из экономических теорий:

У Классической экономической школы было несколько представителей (А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Стюарт Милль) Концепция экономического человека основана на идее А. Смита о воздействии «невидимой руки», или сил рынка, на эгоистичного предпринимателя, преследующего личный интерес и осуществляющего хозяйственную деятельность в условиях минимального вмешательства государства в сферу рыночных отношений.1 Смитовский идеал «экономического человека» продолжил разрабатывать Давид Рикардо2. Он еще больше «рационализировал» homo economicus Адама Смита, «разложил» его по трем основным классам (капиталисты, наемные рабочие и землевладельцы), еще более конкретно указал на определяющую роль собственного экономического интереса у представителя каждого класса. Движущей силой этого интереса является стремление к увеличению прибыли, ренты или заработной платы.

Что касается немецкой марксистской школы, то К.Маркс исходил из представления об общественной сущности человека, его развитии в предложенных обществом обстоятельствах и видел главными фигурами капиталистических отношений капиталиста, получающего прибавочную стоимость и экономически зависящего от него рабочего.

А в неоклассической теории (У.С. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) моделью человека был «рациональный максимизатор», рационализирующий потребление, понимаемое как обмен благ, выражаемый через денежный эквивалент;

В Кейнсианской теории согласно Дж. М. Кейнсу3 обладающий неполной информацией и находящийся в состоянии неопределенности экономический субъект – это человек, который для рационализации ситуации прибегает к помощи более информированного государства.

Но если говорить в общих чертах о моделях человека в экономических школах, то выделяют три основных направления:

Первое направление представлено английской школой, маржинализмом и неоклассиками. Данное видение ставит во главу угла эгоистический, прежде всего, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «человека экономического». В соответствии с этим подходом индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений, основным из которых является его денежный доход. «Человек экономический» — это рациональный человек. Он обладает таким уровнем интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию его целей в условиях свободной, или совершенной конкуренции. Рациональный человек в состоянии ранжировать свои предпочтения и стремится к достижению личной цели, обладая свободой выбора. Таким образом, концепция рационального человека опирается на предпосылку о том, что в свободном конкурентном обществе выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения. Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму. Модели человека, выработанные в рамках этого направления, представляются более сложными и основаны на теории ограниченной рациональности. В частности, стимулы поведения включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера — соблюдение традиций, привычки, престиж, желание наслаждаться жизнью и др. В этих моделях общество имеет более сложную структуру, и для поддержания его в состоянии равновесия требуется вмешательство государства в экономические отношения. Третье направление представлено новой разновидностью модели «экономического человека», отражающей подход американского экономиста Г. Беккера. Для нее характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Поэтому, хотя рациональное поведение в хозяйственной жизни базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, причем не всегда экономических. Новую модель отличает многообразие потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Эта модель социально - индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и нежесткими границами между социальными общностями.

Таким образом, эти модели, носящие абстрактный характер, отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственных процессах. Знание их позволяет не только оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития общества, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточно высокой степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений.

Список литературы:

  1. Акимова Т. А. Экономика природы и человека / Т. А. Акимова. – М.: Экономика, 2006. – 334 с.
  2. В.С. Автономов. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998
  3. Шаститко А. Е. Модели человека в экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2006. – 142с.

1 Шаститко А. Е. Модели человека в экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2006. С.33-35

2 Шаститко А. Е. Модели человека в экономической теории С. 35

3 Шаститко А. Е. Модели человека в экономической теории С. 42


Информация о работе Модель человека в экономических теориях