Международная торговля. Торговые барьеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации и разгосударствлении государственной собственности, международной экономики и её торговыми барьерами является актуальной. Приватизация связана, прежде всего, с прагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий.

Оглавление

Введение 3
1. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь 4
1.1 Разгосударствление 4
1.2 Приватизация 5
1.3 Методы и способы приватизации в Республике Беларусь 6
2. Международная торговля. Торговые барьеры 9
2.1 Международная торговля 9
2.2 Торговые барьеры 11
3. Практическая часть 14
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

кро и беларусь.docx

— 111.70 Кб (Скачать)



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение           3

1. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь  4

1.1 Разгосударствление         4

1.2 Приватизация           5

1.3 Методы и способы приватизации в Республике Беларусь   6

2. Международная торговля. Торговые  барьеры      9

2.1 Международная торговля        9

2.2 Торговые барьеры         11

3. Практическая часть          14

Заключение           15

Список используемой литературы       16

 

 

 

 

Введение  

Республика Беларусь находится  на стадии перехода к рыночной экономике  и поэтому тема, посвященная приватизации и разгосударствлении государственной  собственности, международной экономики  и её торговыми барьерами является актуальной. Приватизация связана, прежде всего, с прагматическими соображениями  на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить  децентрализацию и сокращение масштабов  государственной предпринимательской  деятельности для повышения эффективности  всей хозяйственной системы и  уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении  технико-экономических показателей  работы предприятий. Освобождение в  холе приватизации предприятий от государственной  сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать  решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников  на средства производства, развиваются  конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании  факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.

 

Общепринято, что традиционной и  наиболее развитой формой международных  экономических отношений является внешняя торговля и это как  нельзя точно сказано. По некоторым  оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных  экономических отношений. Современные  международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием  мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик. Так, для любой  страны роль внешней торговли трудно переоценить. Например, по определению Дж.Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

 

1. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь

1.1 Разгосударствление

 

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной  собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства  функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики. Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, а последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся государственном секторе предприятий.

 

Основными способами разгосударствления являются:

  • либерализация рынков;
  • коммерциализация;
  • стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);
  • денационализация.

 

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики  и на тех рынках, для которых  характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок  новых конкурентов; о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных  фирм, чья продукция может поступать  на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности. Коммерциализация государственных предприятий, заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции. Создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.

 

Денационализация государственной  собственности, которая в подавляющей  своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных  предприятий может переходить не только в частные руки, но и к  банкам, коллективам государственных  предприятий, кооперативам.

 

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении  собственности и совершенствовании  хозяйственного механизма рыночной экономики.

 

1.2 Приватизация

 

В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

 

Цели приватизации в странах  рыночной экономики:

  • сокращение задолженности государственного сектора;
  • развитие рынка;
  • стимулирование предпринимательства;
  • расширение индивидуальных свобод;
  • развитие народного капитализма;
  • ослабление профсоюзов.

 

Основные задачи, решаемые в процессе приватизации:

  • обеспечение экономической свободы граждан;  
    разрушение монополии государства в производственно-коммерческой деятельности и создание конкурентной среды для эффективного функционирования экономики;
  • передача функций непосредственного руководства деятельностью предприятия производителям продукции (услуг);
  • повышение экономической ответственности товаропроизводителей за результаты своей деятельности;
  • сокращение государственных расходов на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий.

 

Принципы приватизации:

  • сочетание безвозмездного и возмездного способов приватизации;
  • право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой собственности;
  • предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
  • контроль за проведением приватизации со стороны государства;
  • обеспечение широкой гласности процесса приватизации;
  • постепенность, поэтапность, соблюдение законности;
  • дифференциация методов, форм и процедур приватизации.

 

Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе:

  • бесплатной передачи собственности;
  • выкупа предприятий на льготных условиях;
  • продажи акций;
  • сдачи предприятий в аренду;
  • продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.

 

1.3 Методы и способы приватизации в Республике Беларусь

 

В настоящее время в Республике Беларусь действуют два метода приватизации:

  • Возмездный (выкуп государственного имущества);
  • Безвозмездный (бесплатная передача госимущества);

 

Возмездный метод — это передача государственных предприятий в  частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся  государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:

  • обеспечивает появление частного собственника;
  • дает государству дополнительные средства;
  • создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.

 

Существует два вида продажи  предприятий: закрытая и открытая.  
Закрытая продажа предусматривает продажу предприятия персоналу и приравненным к нему лицам (обычно пенсионерам данного предприятия). Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам. Открытая продажа позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам (часто и иностранным), а не только персоналу, конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий. Безвозмездный метод — это приватизации в результате распределения государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население не располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И это понятно — ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.

 

Необходимо отметить, что использование  двух методов приватизации позволяет  осуществлять преобразование государственной  собственности на основе трех подходов. Первый основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования. Второй подход основан на безвозмездной или за небольшую плату, прежде всего из прибыли предприятия, передаче имущества государственных предприятий в собственность трудовым коллективам. Третий подход основан на том, что каждый гражданин страны является совладельцем государственной собственности. Это дает основание разделить определенную долю государственной собственности между всеми гражданами и передать им безвозмездно в равных размерах соответственно возрасту и трудовому стажу.

 

Различны и способы приватизации:

  • преобразование государственного предприятия в коллективное;
  • выдача каждому гражданину республики именных приватизационных чеков «Жилье» и «Имущество»;
  • выкуп арендованного имущества арендным предприятием;
  • продажа акций, принадлежащих государству;
  • продажа объектов государственной собственности на аукционе;
  • продажа объектов государственной собственности по конкурсу;

 

Источники финансирования приватизации:

  • средства предприятия;
  • часть чистой прибыли, переданной в собственность членов трудового коллектива;
  • остатки фондов экономического стимулирования госпредприятия;
  • чистая прибыль арендного предприятия или хозяйственного товарищества;
  • амортизационные отчисления на собственные основные фонды арендного предприятия хозяйственных товариществ;
  • собственные средства негосударственных юридических лиц.  

Средства от приватизации республиканской  собственности зачисляется в  доход республиканского бюджета, коммунальной собственности – в доход соответствующих  административно-территориальных подразделений.  
В процессе приватизации могут принимать участие и иностранные инвесторы.

Информация о работе Международная торговля. Торговые барьеры