Международная экономическая интеграция как этап эволюции мирохозяйственных связей.

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:56, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшие интеграционные структуры (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.).
Существование и развитие современных государств невозможно без их взаимодействия. Для таких взаимодействий создаются международные организации, которые не только регулируют отношения между государствами, но и принимают решения по таким глобальным вопросам, как: экология, вопросы войны и мира.
На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики.

Оглавление

Контрольный теоретический вопрос…………………………………
3
Международная экономическая интеграция как этап эволюции мирохозяйственных связей. Важнейшие интеграционные структуры (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.).


Контрольные тестовые задания………………………………………..
10
Задача……………………………………………………………………..
11
Список литературы………………………………………………………
12

Файлы: 1 файл

КР по МЭ вариант 6.docx

— 33.32 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт

 

Кафедра Экономической теории 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика»

 

Вариант № 6

 

 

 

 

 

 

Студент I I I курса второго высшего образования:

Учетно-статистический

(факультет)

 

 

 

 

Москва – 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

   

Контрольный теоретический вопрос…………………………………

3

Международная экономическая интеграция как этап эволюции мирохозяйственных  связей. Важнейшие интеграционные структуры (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.).

 
   

Контрольные тестовые задания………………………………………..

10

Задача……………………………………………………………………..

11

Список литературы………………………………………………………

12

   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный теоретический вопрос:

Международная экономическая интеграция как этап эволюции мирохозяйственных  связей. Важнейшие интеграционные структуры (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.).

Существование и развитие современных государств невозможно без их взаимодействия. Для таких взаимодействий создаются  международные организации, которые  не только регулируют отношения между  государствами, но и принимают решения  по таким глобальным вопросам, как: экология, вопросы войны и мира.

На межгосударственном уровне интеграция происходит путем  формирования региональных экономических  объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической  политики.

Каждая  сторона, в процессе интеграции пытается решить свои собственные проблемы, в частности: желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта; улучшить условия торговли; привлечь прямые зарубежные инвестиций. Так же важны и неэкономические цели: налаживание более дружественных взаимоотношений, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях.

Международная экономическая  интеграция - это обширная деятельность государств (правительств), экономических агентов (предприятий), различных субъектов хозяйственной, правовой, культурной и тому подобной деятельности, направленной на взаимоприспособление и взаимопроникновение национальных экономик (производства, свободного передвижения и перемещения финансов, транспорта, рабочей силы); максимальное объединение национальных экономик в одно целое с точки зрения поставленных задач, включение их в единый воспроизводственный процесс в рамках (и масштабах) интегрируемых стран. В процесс интеграции вступают обычно с однотипным общественным строем и примерно одинаковым уровнем развития. Они формируют интеграционное объединение, имеющее своей целью создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов в пределах объединения. Для этого страны согласовывают свои цели, интересы и проводят единую экономическую, внешнеторговую, финансовую, валютную политику. Экономическая интеграция представляет собой дополняющие друг друга процессы межгосударственной и межфирменной интеграции.

Интеграция  характеризуется некоторыми сущностными  характеристиками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

- устранением  ограничений в движении товаров,  а также услуг, капиталов, людских  ресурсов между странами –  участницами соглашения;

- согласованием  экономической политики стран-участниц;

- взаимопроникновением  и переплетением национальных  производственных процессов, формированием  в рамках региона технологического  единства производственного процесса;

- широким  развитием международной специализации  и кооперации в производстве, науке и технике на основе  наиболее прогрессивных форм, совместным  финансированием развития экономики  и ее инновационного механизма;

- связанными  с интеграцией структурными изменениями  в экономике стран-участниц;

- сближением  национальных законодательств, норм  и стандартов;

- целенаправленным  регулированием интеграционного  процесса, развитием органов управления  хозяйственным взаимодействием  (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы  управления: как в случае с  ЕС)4

Участники международной экономической интеграции ставят задачу повышения эффективности  функционирующих предприятий до высокого уровня не только на своей территории, но и во всем интегрирующемся содружестве, а неинтегрирующие, но сотрудничающие с ними государства, прежде всего, заботятся о своих индивидуальных интересах и не являются союзными или договорными партнерами по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств.

Существует  несколько этапов интеграционного  процесса. Каждый последующий этап постепенно развивается из предыдущего. Все эти этапы заключаются  в том, что между странами, вступившие в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические  барьеры. В итоге в пределах интеграционного  объединения формируется общее  рыночное пространство, где разворачивается  свободная конкуренция, и под  действием рыночных регуляторов (цен, процентов и т.д.) возникает более  эффективная территориальная и  отраслевая структура производства. Из-за этого все страны только выигрывают, так как увеличивается производительность труда и экономятся расходы на таможенный контроль.

 

Первый  этап интеграционного процесса – Зона свободной торговли (ЗСТ). Государства – участники ЗСТ договариваются об отмене таможенных тарифов и количественных ограничений во взаимной торговле товарами. При этом каждая страна оставляет за собой право на самостоятельную внешнеторговую политику в отношении третьих стран, т.е. на сохранение национальных таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношениях с ними.

Создание  ЗСТ устраняет взаимные торговые барьеры и создает условия  для свободного перемещения товаров  между странами. Однако именно это  может представлять угрозу для национальных производителей в стране, товары которой  ниже по конкурентоспособности. Более  конкурентоспособный импортный  товар может вытеснить их со своего внутреннего рынка, если государство  не примет мер по поддержке и защите отечественных товаропроизводителей.

Специальных органов для координации действий в рамках ЗСТ обычно не создается, все решения по вопросам взаимодействия принимаются министерствами и ведомствами  стран-участниц.

 

Второй  этап интеграции: Таможенный союз (ТС). Для него, как и для ЗСТ, характерна отмена таможенных тарифов во взаимной торговле между государствами - участниками. Осуществляется беспошлинная торговля товарами и полная свобода их перемещения внутри региона. Основное различие между ЗСТ и ТС состоит в том, что первая ставит основной целью постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.п., т.е регулирует процесс интеграции, объединения определенных сфер; второй утверждает существование беспошлинной торговли, обеспечивает ее. Этот тип интеграционной группировки дает странам-участницам возможность более надежно защитить свое единое внутреннее рыночное пространство. Он благоприятно действует на развитие рынка, создает конкурентные условия для отечественных товаропроизводителей и поставщиков импортных товаров. Страны-участницы в отдельности теряют самостоятельность во внешнеторговой политике, но приобретают значительные общие выгоды, проводя единую экономическую политику.

 

Третий  этап — Общий рынок. На этом этапе сохраняются все принципы свободной торговли, характерные для таможенного союза, но к свободному перемещению товаров добавляются обмен услугами и свобода перемещения капитала, рабочей силы и технологий между странами. Для этого типа интеграции необходимо преодолеть различия в национальных законодательствах стран-участниц: хозяйственном, налоговом, валютном, трудовом. Необходимо унифицировать технические стандарты и экологические нормы, а также отказаться от бюджетных субсидий отдельным предприятиям.

 

 Четвертый  этап - Экономический союз (ЭС). Он представляет собой объединение государств на основе единого экономического, правового и информационного пространства. Это высшая форма межгосударственного объединения, при которой происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики. На более высоких ступенях развития возможны создание валютного союза и введение единой валюты.

Самым значительным примером экономической интеграции стало формирование и последующее  развитие Европейского союза (ЕС). ЕС был создан после Второй Мировой Войны. В состав входит 25 государств – Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Финляндия, Австрия, Швеция. С 2004 года полноправными членами ЕС стали Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Кипр, Мальта. В рамках ЕС достигнута наивысшая на сегодняшний день степень хозяйственного взаимодействия.

Членом  Союза имеет право стать любое  европейское государство, соблюдающее  демократические принципы общественного  строя: “принципы свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также принцип правового  государства”

Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое процветание  на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять уровень  жизни, создать внутренний рынок, ввести единую общеевропейскую валюту – евро.

     Наиболее принципиальные достижения Союза:

         -построение общего рынка, на основе которого образован единый внутренний рынок ЕС.

-строительство экономического и валютного союза. Его основой служит единая денежная единица ЕС – евро.

-разработка и проведение институтами Европейского Союза общей политики в разных областях: общая аграрная политика ЕС, политика конкуренции, иммиграционная, транспортная, экологическая политика и др.;

-формирование права Европейского Союза - самостоятельной правовой системы, которая регулирует многие важные сферы общественных отношений с участием государств-членов, юридических лиц и рядовых граждан и др.

 

В 1994 году образовалась Североамериканская зона свободной торговли (North American Free Area, NAFTA). Основные её цели:

-стимулирование  взаимной торговли и инвестиций  стран-членов на основе формирования  зоны свободной торговли;

-разработка  согласованных условий предпринимательской  деятельности для компаний (для  этого было ликвидировано большинство  ограничений для взаимных инвестиций);

-обеспечение  справедливой конкуренции в регионе;

-содействие  защите прав интеллектуальной  собственности;

-стимулирование  взаимного экономического сотрудничества.

Максимальные  преимущества от интеграции получают США благодаря более емкому внутреннему  рынку. Годы показали, что процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно. Действуют такие внешние факторы, как финансовая зависимость от промышленно развитых стран, давление международных корпораций, политическая нестабильность в регионе. Сложившийся уровень взаимных экономических связей между странами развивающегося мира невысок, и интеграционные процессы пока не смогли его повысить.

АСЕАН- Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, создана в 1967 году. Участниками АСЕАН являются: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам и Бруней, а с 1997 года – Мьянма и Лаос. За это время страны АСЕАН перешли от преимущественного экспорта природных ресурсов к экспорту простой промышленной продукции, причем наиболее динамично этот процесс идет в Таиланде и Малайзии. АСЕАН стремится к созданию зоны свободной торговли. Основными направлениями его деятельности являются: сотрудничество в экономической, научно технической, социальной и культурной областях, в сфере финансов, в сельском хозяйстве, транспорте, туризме, телекоммуникациях, охране окружающей среды.    

 

 

                          Заключение

Экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее предпосылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальной промышленности и сельского хозяйства.

Информация о работе Международная экономическая интеграция как этап эволюции мирохозяйственных связей.