Методы и эффективность принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Данная тема очень актуальна в настоящее время, так как от принятого решения зависит очень многое на предприятии, многие предприятии используют свои методы принятия решений, которые в своё время возникли из общепринятых же методов принятия решений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Методы принятия управленческих решений: теоретический аспект………5
1.1. Сущность управленческих решений……………………………………......5
1.2. Методология и методы принятия решений………………………………...7
1.3 Подходы к принятию решений…………………………………………….11
1.4. Проблемы уникального выбора……………………………………………18
Глава 2.Системный подход к принятию управленческого решения………....22
2.1. Организационно-распорядительные методы……………………………...27
2.2. Экономические методы……………………………………………………..28
2.3. Социально-психологические методы……………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список………..…………………………………………....31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

    1.Коллективные методы обсуждения и принятия решений

Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители.

    Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.

Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т. п.

    Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).

    Если предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие "мозгового штурма" – это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

    Метод Дельфы получил название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами – предсказателями будущего.

   Метод Дельфы – это многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок.

   Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором – отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.

    Японская, так называемая кольцевая система принятия решений – "кингисё", суть которой в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно.

    Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

   - принципа большинства голосов – выбирается то решение, которое имеет наибольшее число сторонников;

   - принципа диктатора – за основу берется мнение одного лица группы. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

   - принципа Курно – используется в том случае, когда коалиций нет, т. е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое бы отвечало требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;

   - принципа Парето – используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели;

   - принципа Эджворта – используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. Зная предпочтения коалиций, можно принять оптимальное решение, не нанося ущерба друг другу.

2.1. Организационно-распорядительные методы.

 

    Рассмотрим сначала организационно-распорядительные методы .

Организационно-распорядительные методы делятся на 2 вида: организационно-стабилизирующие и методы распорядительного воздействия.

Первые в свою очередь делятся еще на 3 вида:

    1. Методы организационного регламентирования. К ним относятся различные документы, регламентирующие работу какой-либо фирмы, устанавливающие основные регламенты функционирования системы: соотношение между управляемой и управляющей подсистемами, определяют порядок функционирования самой системы и ее элементов, их подчиненность, закрепляет определенные функции.  Например, устав АО. Положения об отделах закрепляют за ними определенные функции, а также обеспечивают соподчиненность одних служб другим. К этой же группе я бы отнес должностные инструкции, которые также закрепляют соподчиненность, связи и обязанности руководителей и рядовых исполнителей.

    2. Методы организационного нормирования. Эти методы служат основой производственных процессов и процессов управления. Методы организационного нормирования также делятся на более мелкие группы.

   - Номенклатурно-классификационные нормативы. К ним можно отнести номенклатурно-классификационный справочник, применяемый в бухгалтерском учете. Основное его назначение - присвоение каждому виду сырья, комплектующих своего кода, что облегчает их учет.

   - Организационно-технические нормативы. В качестве организационно-технических нормативов можно выделить применяемые на предприятии

ГОСТы, сертификаты соответствия качества продукции требуемому уровню качества.

  - Оперативно календарные нормативы. Из оперативно-календарных нормативов применяются положение о схеме документооборота, порядок выписки, получения и оплаты товаров и т. д.

   - Организационно-структурные нормативы: положение об организационной структуре компании, ОСУП, штатное расписание.

   - Административно-организационные. К административно-организационным можно отнести правила внутреннего трудового распорядка, правила предоставления отпуска, выхода на пенсию и т.д.

    3. Методы методического инструктирования. К методам методического инструктирования я могу отнести положение об учетной политике и ведении бухгалтерского учета на АО, которое определяет порядок и перечень используемых счетов бухгалтерского учета, порядок определения объема реализации и т.д. Сюда же можно отнести отраслевые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в торговле, различные инструкции о порядке уплаты налогов, о безналичных расчетах, о порядке ведения кассовых операций в РФ и т.д.

Методы распорядительного воздействия применяются дополнительно к методам организационно-стабилизирующего воздействия. Это оперативные методы с коротким временным лагом. Они действуют в динамике развития системы. Главная задача этих методов - приведение объекта управления в оптимальный режим функционирования при отклонениях от необходимого состояния.

 

 

2.2. Экономические методы.

   Рассмотрим сейчас экономические  методы управления. Это второй крупный вид методов управления в нашей классификации. Под экономическими методами управления понимают совокупность способов воздействия на экономические (материальные) интересы объекта управления (работника).

1.     Материальный интерес выступает как мотивационный фактор.

2.     Косвенный характер воздействия (действуют через систему ограничений и стимулов).

3.     Они вносят элемент саморегулирования в систему.

4.     Самая демократичная форма воздействия на объект.

5.     Дает возможность прогнозировать потенциальную реакцию объекта управления на управляющее воздействие субъекта управления.

6.     Возможно количественное соизмерение результатов воздействия данной группы методов.

7.     Стратегический характер.

    Механизмы осуществления экономических методов могут быть различными. Одной из эффективных форм проведения этой группы методов жизнь могут быть хозрасчетные отношения. Из оставшихся методов  можно выделить систему премирования за результаты труда, а также выплату определенного процента от суммы проданного товара для стимулирования товароведов.

2.3. Социально-психологические методы.

    Социально-психологические методы составляют третью и последнюю крупную группу методов в нашей классификации. Под ними понимают группу методов, направленную на совокупность социальных интересов и психологических особенностей личности (работника). Таким образом, эти методы воздействуют  на социальные процессы, протекающие в трудовых коллективах и межличностные отношения и связи.

    Из социальных методов управления большая их часть обусловлена государственными гарантиями (продолжительность труда, установление пенсионного возраста). На предприятих социальные методы представлены в следующих формах:

-  социально-экономические (нормирование труда, требование соблюдения техники безопасности, установление норм производительности, распределение людей в зависимости от интенсивности работы, гарантия минимальной ЗП, повышение производительности через внедрение новой техники);

- социальные (организация питания работников в ресторане "Хлынов" (конечно, по соответствующим ценам), регулирование труда женщин);

- социально-политические (равенство всех независимо от принадлежности к партии, политических пристрастий);

- социально-личностные (выявление неформальных лидеров в коллективах, выявление способных работников, могущих занять в будущем руководящие посты и организация развития их управленческих навыков);

- социально-демографические (формирование структуры коллективов, предоставление отпусков по уходу за ребенком);

- социально-культурные (организация отдыха людей в домах отдыха, профилакториях, в спортивных комплексах).

К психологическим методам, применяемым в АО "Вятский торговый дом", можно отнести выступления генерального директора перед управленческим персоналом с целью подтолкнуть к достижению определенных результатов, поощрения руководителя за хорошо выполненную работу (методы психологического побуждения).

     На заводе применяются также из психологических методов методы гуманизации труда (кондиционеры, безопасные компьютерные мониторы, удобство рабочего места). При приеме на работу на некоторые должности проверяют также психологическую пригодность (методы профессионального отбора).

 

Заключение

     Подводя итог по проделанной работе, можно сделать следующие выводы:

Принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание фирмы.

    В данной работе рассмотрены множество методов принятия управленческих решений и  эффективность их использования. В наше время эта тема очень актуальна и распространена среди предприятий и фирм. Лишь приняв правильное решение можно осуществлять деятельность и идти дальше, ведь от руководителя и его решения иногда зависит очень многое и одна ошибка в принятии решения имеет важную роль. Применительно к управлению все решения можно классифицировать по разным категориям.

    Все эти методы в той или иной мере находят свое отражение в процессе принятия решений в разных организациях. У многие предприятий существует собственная классификация методов принятия решений.

Безусловно  пpиятной нагpадой является возможность pеально

улучшить пpоцессы  пpинятия  решений,  наблюдать положительные  изменения  в сложных административных механизмах, вызванные его pаботой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.      Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007- 302 с.

2.      Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве.  -М.: Аcademia, 2008- 413с.

3.      Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2007. - 288 с.

4.      В.Р. Веснин «Менеджмент», 2-е издание – М, 2005- 368 с.

5.      Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве.  -М.: Аcademia, 2008- 249 с.

6.      Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури - М.: Дело, 2007- 317 с.

7.      Орлов А.И. “Учебник по менеджменту” – М, 2003- 289 с.

8.      Ананькина Е. А. Контроллинг как инструмент управления предприятием – М 2003.

9.      Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.:«Интел-Синтез», 2005- 434 с.

10. Цыгичко В.Н. Руководителю – о принятии решений. М.: ИНФРА-М, 2004- 198 с.

 

 

2

 



Информация о работе Методы и эффективность принятия управленческих решений