Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа
Актуальность проблем, выбранной мною курсовой работы, не нуждается в специальном обосновании. Удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов.
В условиях криминализованной экономики возрастает потребность в комплексном изучении теневой, скрытой от регистрации и противоправной экономической деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права, так и экономических наук.
Введение
Глава 1. Определение и сущность теневой экономики
Понятие теневой экономики…………………………………………3
Структура теневой экономики……………………………………….7
Масштабы теневой экономики………………………………………9
Глава 2 Причины и последствия теневой экономики
Причины возникновения теневой экономики…………………..11
Эволюция теневой экономической деятельности…………….13
Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности…………………..16
Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России……………………………………………………..27
3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики……………….35
Предприятия конкурирующей части Нелегального сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из за своей относительной неэффективности общее производство и потребление в стране. По этим же причинам деятельность нелегального сектора ведет к повышению потребительских цен и снижению качества потребления.
Б.Свенссон рассматривает два типичных случая воздействия нелегального сектора экономики на легальный:
Более
высокая рентабельность подпольных
предприятий, не выплачивающих налоги,
приводит к перераспределению капиталов
и рабочей силы в пользу подпольной
экономики. В результате нарушения
правил конкуренции некоторые
Занятие нелегальной деятельностью может не обеспечить сверхприбыли соответствующим лицам. Б. Свенссон приводит следующий пример1.
В ресторанном деле владельцы ресторанов, использующие в своей работе нелегальные средства, устанавливают более низкие цены на пищу и спиртное. Это побуждает и владельцев ресторанов в легальном секторе снижать цены. В результате вначале происходит общее снижение цен, что благоприятно для потребителей. Однако в дальнейшем легальные рестораны не получают достаточных прибылей и разоряются. Остаются те, кому удалось выжить не благодаря рационализации работы, а вследствие нелегального приобретения сырья, уклонению от уплаты налогов и социальных платежей.
Но если конкуренция будет продолжаться между оставшимися владельцами ресторанов, то выгода, возникшая в результате недоплаты налогов, может достаться клиентам в виде более низких цен. Если же во всех ресторанах будет процветать экономическая преступность и вследствие конкуренции цены снизятся до себестоимости, за исключением налогов, то в результате все владельцы ресторанов получат такие же доходы, как если бы они были легальными, "белыми" и полностью платили бы положенные налоги и платежи.
Нелегальная работа, конкурирующая с легальным сектором, то есть связанная с вытеснением легальной деятельности, является отрицательным явлением для общества, а полученные сторонами дополнительные выгоды являются доходами безбилетников, бесплатно пользующихся общественными благами.
2. При отсутствии прямой конкуренции легального и нелегального секторов искажается соотношение цен и других пропорций в областях производства и потребления, что не имело бы места, если бы вся экономики была легальной. В условиях полной занятости результат является отрицательным, поскольку продукция легального сектора, высоко оцениваемая потребителями, заменяется более низко оцениваемой продукцией нелегального сектора. Некоторые экономисты полагают, что умеренное использование нелегальной работы может позитивно влиять на уровень всей экономики и стать средством компенсации отдельных потерь с точки зрения эффективности экономики.
Предположим, что работодатель
намерен нанять работника для
выполнения определенной работы. Самая
высокая цена, которую он готов
заплатить, равна выгоде от такой
работы. Для работника самая низкая
цена, за которую он соглашается
произвести работу, составляет компенсацию
за сокращение его свободного времени.
Если установленная почасовая
Положительные
последствия такой
Что
касается других форм криминальной экономической
деятельности, и прежде всего, экономической
и организованной преступности, то
их влияние на режим конкуренции
однозначно деструктивно. Экономические
последствия монополизации были
подробно проанализированы при изучении
курса экономической теории. Среди
конкретных форм криминальной экономической
деятельности, нарушающих правила конкуренции,
особо выделяются злоупотребление
доминирующим положением на рынке, незаконное
пользование авторскими правами, интеллектуальной
собственностью, средствами индивидуализации
продукции юридического лица, коммерческий
подкуп. Особо деструктивно влияние
на режим конкуренции
Предприятия, приобретенные лицами,
входящими в организованные преступные
группировки, как правило, имеют
преимущества перед соблюдающими законы
соперниками, которые должны заботиться
о размере получаемых доходов, издержках
производства и выплате займов банкам.
Проникновение организованной преступности
в законную экономику почти неизбежно
ведет к нарушению
В некоторых случаях криминальная
экономическая деятельность может
оказать положительное
11.Влияние на
систему международных
Крупные
незаконные суммы, проникая в мировую
экономику, дестабилизируют финансово-
Организованная
преступность в силу своей природы
склонна к нарушению
12.Позитивные стороны теневой экономики.
Теневая экономика оказывает в ряде случаев и положительное воздействие на экономические процессы. Это присуще, прежде всего, некрминализованной ее части. Например, это может относиться к позитивной экономической деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и вносящей вклад в производство ВВП.
К числу положительных сторон скрытой
экономической деятельности можно
отнести возможность
Некоторые
социологи рассматривают
В
заключение можно отметить, что все
же большая часть исследователей
считают подпольную работу в основном
негативным феноменом. Нелегальная
деятельность может дать некоторые
преимущества практикующим ее предприятиям
(увеличение прибыли), работникам (получение
возможности трудиться) или потребителям
(возможность получить товары и услуги
по более низким ценам). Нелегальная
деятельность не вносит усовершенствований
в систему регулирования
На
восьмом Конгрессе ООН по предупреждению
преступности и обращению с
Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой
контроль над экономической
Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности. Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности других мер. Большинством криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями. Как отмечает В.В. Лунеев, "…коэффициент корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим развитием и уровнем преступности"1.
Зарубежные
и отечественные криминологи
отмечают взаимосвязь и
Объектами социально-правового контроля являются материальные и финансовые средства, экономическая деятельность различных субъектов экономических отношений. В зависимости от субъектов контроля различают следующие его виды:
Государственный контроль - осуществляется государственными органами.
Контроль негосударственных организаций. В зависимости от конкретного субъекта можно выделить: