Экономика любого государства
— это сложные взаимоотношения
миллионов хозяйствующих субъектов.
Основой этих взаимосвязей являются
расчеты и платежи, в ходе которых
удовлетворяются взаимные требования
и обязательства. Через платежную
систему страны реализуются экономические
отношения. Денежный оборот — это
совокупность всех платежей, которые
опосредуют движение стоимости в
денежной форме между всеми агентами
как во внутренней, так и во внешней
экономической сфере.
Денежный оборот делится
на наличный и безналичный. Основную
часть денежного оборота составляет
платежный оборот, в котором деньги
функционируют как средство платежа,
используются для погашения долговых
обязательств. Весь безналичный оборот
является платежным, поскольку существует
определенный разрыв во времени между
движением товаров и денег. Безналичный
платежный оборот является преобладающим
(90%), осуществляется в виде записей
по счетам в банках либо путем зачета
взаимных требований. Все расчеты
в экономике — это совокупность
экономических отношений, которые
связаны с возникновением и урегулированием
взаимных требований и обязательств
субъектов рынка в процессе осуществления
операций.
Расчетные отношения включают
в себя следующие элементы:
- участники расчетов (поставщики, покупатели);
- объекты расчетных операций (услуги, работы, финансовые требования, валюта);
- органы, которые осуществляют платежи (банки, РКЦ, клиринговые организации);
- посредники в расчетах (факторинговые компании, гаранты и другие посредники).
В расчетах принимают участие
два контрагента, если в одном
лице совпадают поставщик и получатель
денежных средств, покупатель и плательщик,
если не совпадают — то возможны
разные варианты:
- поставщик не является получателем денежных средств;
- грузополучатель является плательщиком, но оплата идет в пользу третьих лиц;
- поставщик и получатель денежных средств является одним лицом;
- плательщик не является грузополучателем и не является третьим лицом.
Классификация расчетов предполагает наличие разных
признаков:
- по участникам расчетов (нефинансовый и финансовый секторы — банки; расчеты в финансовом секторе называются межбанковскими, в нефинансовом — межхозяйственными);
- по объектам расчетов (по назначению платежа — по товарным и нетоварным операциям, нетоварные операции — это налоги, платежи по ссудам, векселям);
- по месту проведения расчетов (одногородние, иногородние и межгосударственные);
- по времени платежа (срочные, долгосрочные, плановые, отсроченные и просроченные, срочные — до начала торговой операции, авансовые платежи, сразу после операции и через определенный срок после операции. При отсрочке платежа возникают отношения коммерческою кредита — эти операции обслуживаются векселями). Вексель — удобная форма краткосрочного кредита, особенно в торговле в случае временного отсутствия денег;
- по форме расчетов (переводы, открытый счет, аккредитив и инкассо);
- по способу платежа (валовой — списание средств со счета в полной сумме, зачет взаимных требований — клиринг, списание со счета суммы сальдо зачета);
- по платежным инструментам:
- инструменты кредитных переводов (это платежные поручения о кредитовых перечислениях или платежные требования-поручения);
- инструменты дебетовых переводов (векселя, чеки, инкассовые поручения о дебетовых списаниях);
- промежуточные инструменты (могут применяться и дебетовые, и кредитовые переводы — аккредитивы, пластиковые карты);
Носителями платежных
инструментов выступают бумага, пластиковые карты, дискеты, импульсы.
По наличию гарантий платежи
делятся на гарантированные (с помощью
векселей, чеков, аккредитивов) и негарантированные
(платежные поручения на списание средств
по обязательствам в бюджетные и внебюджетные
фонды, помещенные в картотеку № 2, а также
платежные требования).
Банковская система в целом выступает началом кругооборота
наличных денег и безналичных платежей,
создание платежных средств является
ее важнейшей функцией. При проведении
расчетов деньги выполняют функцию средства
платежа (погашения долгов). Безналичные
расчеты приобретают в ряде случаев кредитный
характер, поскольку существует разрыв
между началом и окончанием платежа. Денежная
масса приобретает форму движения встречных
потоков: активный выпуск денег через
банки и более медленный возврат денег
должниками. В результате денежная масса
имеет тенденцию к увеличению. В области
денежно-кредитной политики важное значение
имеет управление денежной массой, объемом
кредитов, валютным курсом путем исследования
тенденций в объемах и направлениях денежных
и кредитных оборотов, анализа осуществляемых
сделок.
В денежных системах, где
функции денег как средства обращения
и средства платежа выполняют
полноценные металлические монеты,
проблемы создания и регулирования
платежной системы не возникает.
Передача полноценных денег от продавца
к покупателю, от кредитора к должнику
означает факт окончательного совершения
платежа и погашения долга. При
использовании же бумажных и кредитных
денег появляется потребность в
разработке особых правил их обращения
и процедур передачи, которые должны
обеспечивать однозначное признание
всеми участниками расчетов факта
совершения платежа и погашения
долга. Формируется особая система
передачи платежной информации.
Значение этих правил, процедур,
а также систем существенно возрастает
при переходе к применению безналичных
расчетов и электронных денег. В
каждой стране в рамках финансовой
системы создается самостоятельная
платежная система. С развитием
международного обмена возникают международные
платежные системы, обеспечивающие
проведение платежей между участниками
международных рынков, находящимися
в разных станах.
Платежная система - это совокупность правил, договорных
отношений, технологий, методик расчета,
внутренних и внешних нормативных актов,
которые позволяют всем участникам производить
финансовые операции и расчеты друг с
другом. Рассмотрим согласно данному определению
каждую составляющую платежной системы.
С позиции системности все элементы последней
должны находиться во взаимодействии,
только в этом случае может быть достигнута
эффективность ее функционирования.
Эффективность платежной
системы - это своевременность и
надежность передачи и учета платежных
ресурсов, выделяемых на проведение платежей.
При эффективном функционировании
платежной системы существенно
сокращаются операционные издержки, появляется
возможность для лучшего управления ликвидностью
и в банках, и на предприятиях. Различные
сбои, непреднамеренные или неожиданные
задержки в платежах существенно подрывают
доверие к платежной системе, экономические
агенты начинают сомневаться в том, будут
ли вообще произведены платежи. Все это
приводит к возрастанию риска, а тем самым
и повышению издержек участников платежной
системы и к платежному кризису. Об этом
наглядно свидетельствуют кризисы 1994
и 1998 гг. в России, когда неплатежи клиентов
влекли за собой неплатежи коммерческих
банков.
Задачи и функции платежной
системы. Основными задачами, стоящими
перед платежной системой, являются
следующие:
- бесперебойность, безопасность и эффективность функционирования;
- надежность и прочность, гарантирующие отсутствие срывов или полного выхода из строя системы платежей;
- эффективность, обеспечивающая быстрый, экономный и точный выход потока операций;
- справедливый подход, например требование участия в платежной системе лиц, отвечающих необходимым квалификационным критериям.
Основной функцией любой
платежной системы является обеспечение
динамики и устойчивости хозяйственного
оборота. Наличие эффективной платежной
системы способствует осуществлению
контроля за денежно-кредитной сферой,
помогает банкам активно управлять
ликвидностью, снижая тем самым потребность
в крупных и избыточных резервах.
В результате этого упрощается процесс
составления денежно-кредитной программы
и ускоряется осуществление операций
в области финансовой политики.
Элементы платежной системы.
Кним относятся следующие:
- институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;
- финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;
- контрактные соглашения, регулирующие порядок безналичных расчетов.
Элементы платежной системы
тесно взаимосвязаны между собой,
их взаимодействие осуществляется по
определенным правилам, закрепленным
в нормативно-правовых актах государства
и международных соглашениях. Работа
платежной системы России в целом
построена согласно соответствующим
правовым актам, на основе которых разработаны
правила ее функционирования. Они
являются едиными для любой системы
и определяют совокупность процедур,
которые необходимы для функционирования
платежной системы и осуществления
переводов денежных средств от одних
экономических агентов к другим.
К процедурам платежной системы
относятся установленные формы
проведения безналичных расчетов, стандарты
платежных документов, а также
различные средства передачи информации
(линии связи, программное и техническое
обеспечения).
Основными участниками платежной
системы являются центральный банк,
коммерческие банки, небанковские учреждения,
включая клиринговые и расчетные
центры. Они выступают в качестве
институтов, предоставляющих услуги
по осуществлению денежных переводов
и погашению долговых обязательств.
Обеспечение бесперебойности расчетов
возлагается непосредственно на
центральный банк государства. Работа
платежной системы тесно связана
с реализацией основной цели деятельности
центрального банка - обеспечением стабильности
банковской системы. При этом центральный
банк может выступать в качестве:
- пользователя платежной системы, т. е. осуществлять свои собственные операции;
- участника платежной системы, т. е. совершать или получать платежи от имени своих клиентов;
- лица, предоставляющего платежные услуги;
- защитника государственных интересов, т. е. выполнять функцию «регулировщика» платежной системы, осуществляя надзор за ее участниками и устанавливая общие правила их работы.
К компетенции центральных
банков, как правило, относится управление
рисками платежных систем. Центральный
банк контролирует риск ликвидности, кредитный
и системный риски в платежной
системе, осуществляет регулирование
ликвидности ее участников, в том
числе на основе функции кредитора
последней инстанции, выступает
как оператор платежной системы.
Управление рисками со стороны центрального
банка заключается в:
- применении превентивных мер к коммерческим банкам, находящимся в затруднительном положении;
- контролировании деятельности кредитных организаций в сфере осуществления расчетов;
- разработке правовых норм, обеспечивающих регулирование расчетов между экономическими агентами;
- создании и реализации соответствующих форм защиты каналов передачи информации с платежными инструкциями и обращающихся платежных инструментов.
Отсутствие должного внимания
к любому из рисков и способов управления
им может привести к очень серьезным
последствиям, выражающимся в дестабилизации
расчетов в регионе или стране
в целом, вызывая кризис платежной
системы. Для снижения рисков платежных
систем важно соблюдать определенные
принципы их построения.
Принципы построения
платежных систем. Основные принципы построения
платежных систем определены Комитетом
по платежным системам, который действует
в рамках Базельского комитета по банковскому
надзору. Они применимы ко всем платежным
системам различных государств и заключаются
в следующем:
- система должна иметь хорошо проработанную правовую базу во всех соответствующих юрисдикциях;
- правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которые они несут в силу участия в системе;
- система должна иметь четко определенные процедуры управления кредитными и ликвидными рисками, устанавливающие соответствующую ответственность оператора системы и ее участников и содержащие надлежащие стимулы для управления этими рисками и их сдерживания;
- система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, предпочтительно в течение дня или в крайнем случае на его конец;
- система, в которой осуществляется многосторонний неттинг, должна как минимум быть способна обеспечивать своевременное завершение ежедневных расчетов в случае, если участник с крупнейшим отдельным расчетным обязательством не способен произвести расчет;
- система должна обладать высокой степенью безопасности и операционной надежности и иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день;
- средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики;
- система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия в ней, обеспечивающие справедливый и открытый доступ;
- процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и транспарентными.
Кроме того, Комитетом по
платежным системам определена роль
центральных банков в платежной
системе государства и их задачи
в соответствии с основными принципами.
- Центральный банк должен четко определить свои цели и обнародовать основные направления политики по отношению к значимым платежным системам.
- Центральный банк должен обеспечивать соблюдение основных принципов системами, которыми он управляет.
- Центральный банк должен осуществлять надзор за соблюдением основных принципов системами, которыми он не управляет, и иметь для этого возможности.
- Для обеспечения безопасности и эффективности платежных систем посредством основных принципов центральный банк должен сотрудничать с центральными банками других государств и любыми соответствующими национальными или иностра<span class="Normal__Char" style=" f