Марксистская политическая экономия, условия возникновения, теоретические достижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Радикальные экономические и политические изменения, происходящие в нашей стране на стыке веков, требуют нетрадиционного подхода к организации учебного процесса. Речь идет о формировании модели образования, позволяющей сочетать широкие культурные знания с возможностью глубокого постижения большого числа дисциплин. Эта задача стоит и применительно к преподаванию экономических дисциплин, прежде всего экономической теории. В рамках экономического знания прогрессирует плюрализм взглядов и позиций, как отдельных ученых, так и школ, и направлений, постоянно растет число узко предметных специальностей. Соответственно развиваются связи экономической теории с социологией, философией, политологией, психологией, культурологией, с комплексом точных и естественных дисциплин, и все это необходимо включать в курс экономической теории.

Оглавление

Введение ……………………………………………
1. МАРКСИСТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ …….
1.1. ……………
1.2.
1.3.
2. Условия возникновения марксисткой экономии, ее методологические и теоретические достижения………………
2.1.
2.2.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Приложение 5.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ……………………………………………

1. МАРКСИСТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ …….

1.1. ……………

1.2.

1.3.

2. Условия возникновения  марксисткой экономии, ее методологические  и теоретические достижения………………

2.1.

2.2.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Радикальные экономические  и политические изменения, происходящие в нашей стране на стыке веков, требуют нетрадиционного подхода  к организации учебного процесса. Речь идет о формировании модели образования, позволяющей сочетать широкие культурные знания с возможностью глубокого постижения большого числа дисциплин. Эта задача стоит и применительно к преподаванию экономических дисциплин, прежде всего экономической теории. В рамках экономического знания прогрессирует плюрализм взглядов и позиций, как отдельных ученых, так и школ, и направлений, постоянно растет число узко предметных специальностей. Соответственно развиваются связи экономической теории с социологией, философией, политологией, психологией, культурологией, с комплексом точных и естественных дисциплин, и все это необходимо включать в курс экономической теории. Также в условиях динамичности хозяйственной среды в экономике возникают принципиально новые проблемы, очень быстро устаревает фактология. В таких условиях необходимо наличие некой теоретически - методологической общей экономической науки.

Такой наукой в  период существования СССР являлась марксистская политическая экономия, но произошедшая в стране «Перестройка»  высветила все ее недостатки. Советская  экономическая наука уже не могла выполнять функцию общей экономической теории, так как перестала отвечать на вопросы, которые перед ней ставила современная жизнь.

Цель  данной курсовой работы – изучить суть марксистской политической экономии, условия ее возникновения, а также рассмотреть ее методологические и теоретические достижения.

 

 

 

1. МАРКСИСТСКАЯ  ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

 

1.1.  Возникновение экономической теории как науки

 

Для своего существования  человеку всегда было необходимо производить  определенные материальные блага, без которых его жизнь просто не могла бы продолжаться. Поэтому процесс производства этих благ являлся главным условием общественной жизни. В процессе производства человеческий ум постоянно искал более рациональные пути, т. е. искал ответ на вопрос, как производить больше, используя при этом меньшие затраты времени и труда. Это направление, связанное с поиском более рациональных способов производства, и стало зачатком будущей экономической науки.

Первые упоминания об экономике появились еще в  Египте, но сам термин был введен в Греции ученым Ксенофонтом: «ойкономия» – домоведенье, т. е. наука о том, как вести домашнее хозяйство. Об ойкономии говорил в своих работах и Аристотель. Главное, о чем говорится в ойкономии, это то, что нужно делать с домашним хозяйством, чтобы приумножить его и разбогатеть.

После Ксенофонта и Аристотеля не было ничего нового, что могло бы развить экономику  дальше. Это продолжалось вплоть до 1615 года, когда француз А. Де Монкретьен опубликовал «Трактат о политической экономии». Таким образом, А. Де Монкретьен ввел существенно новый термин – «политическая экономия». В своей работе автор давал советы королю Франции для проведения выгодной экономической политики, которая позволила бы нажить богатство для государства.

До определенного момента считалось, что богатство страны заключается в количестве золота и серебра, которое она имеет, и, следовательно, основным способом разбогатеть является торговля. Но с развитием мануфактур взгляды меняются: теперь богатством становится труд, а способ разбогатеть – производство.

Англия стала  в 1776 году родиной классической школы  политической экономии, когда профессор  моральной философии А. Смит опубликовал  свою работу под названием «Исследования  о природе и причинах богатства  народов». Следующим не менее ярким представителем английской классической школы политической экономии был банкир Д. Рикардо, который написал работу «Начала политической экономии и налогового обложения». Основные идеи, выраженные в трудах А. Смита и Д. Риккардо: источник богатства не только сельское хозяйство, но и промышленность, иначе говоря, производительный труд, основной способ разбогатеть – создание условий для развития производительного труда, т. е. снятие государственных ограничений с производителей. А. Смит вывел такое понятие как «невидимая рука» рынка: каждый стремится к личной выгоде, но существуют естественные законы, которые регулируют взаимоотношения людей. Также А. Смит и Д. Риккардо создали теорию трудовой стоимости: цена продукта зависит от того, сколько труда вложено в этот продукт. Именно с 1776 года экономика стала наукой, так как А. Смит и Д. Риккардо не только выдвигали свои теории, но и обосновывали их, в отличие от своих предшественников.

 

1.2. Становление   марксистской политической экономии 

 

Радикальные экономические и политические изменения, происходящие в нашей стране на стыке веков, требуют нетрадиционного подхода к организации учебного процесса. Речь идет о формировании модели образования, позволяющей сочетать широкие культурные знания с возможностью глубокого постижения большого числа дисциплин. Эта задача стоит и применительно к преподаванию экономических дисциплин, прежде всего экономической теории. В рамках экономического знания прогрессирует плюрализм взглядов и позиций, как отдельных ученых, так и школ, и направлений, постоянно растет число узко предметных специальностей. Соответственно развиваются связи экономической теории с социологией, философией, политологией, психологией, культурологией, с комплексом точных и естественных дисциплин, и все это необходимо включать в курс экономической теории. Также в условиях динамичности хозяйственной среды в экономике возникают принципиально новые проблемы, очень быстро устаревает фактология. В таких условиях необходимо наличие некой теоретически - методологической общей экономической науки.

Основу для  марксистской тории заложила английская классическая школа, Карл Маркс разработал и развил многие идеи А. Смита и Д. Рикардо. Карл Маркс ознакомился с экономическими трудами многих авторов, начиная с Аристотеля и заканчивая своими современниками, и на основе изученного им материала он выдвинул свою качественно новую экономическую теорию. Эта теория нашла свое отражение в «Капитале», первый том которого Карл Маркс опубликовал в 1867 году. Главные идеи теории Карл Маркса следующие: учение о прибавочной стоимости, с помощью которого объясняется механизм эксплуатации пролетариата. Революционное в теории Карла Маркса заключалось в том, что, создав теорию прибавочной стоимости, он открыл глаза пролетариату на источники богатства буржуазии. Теория Карла Маркса нашла впоследствии множество последователей, которые развивали и дополняли его учение, среди них был и В. И. Ленин. Эта теория вылилась в самостоятельную ветвь науки, получившей название - политическая экономия.

Если раньше, до перестройки, в нашей стране не стояло вопроса о том, что преподавать в качестве экономической науки, то теперь ученые-экономисты столкнулись с этой проблемой. Правительство СССР устраивала марксистская политическая экономия, базирующаяся на теории трудовой стоимости, общественной собственности и других, характерных для нее понятий. Академик РАН Д. Львов в книге «Развитие экономики России и задачи экономической науки» пишет: «В отличие от Запада советская экономическая наука в течение многих десятилетий находилась под идеологическим прессом. Марксистская доктрина, сформировавшаяся в середине прошлого столетия, считалась венцом научного знания. Ее изучению посвящалась львиная доля учебного времени в институтах, более поздние принципиальные достижения излагались лишь с целью их опровержения. К этому следует добавить, что в советской экономической системе отсутствовали те механизмы, которые являются основным предметом изучения современной экономической науки: конкурентные рынки, сложная банковская система, валютные биржи, финансовые инструменты и т. д.»2.

Экономическая наука периода существования  Советского Союза была призвана выполнять идеологическую функцию, доказывающую населению нашей страны преимущества социализма над капитализмом. В Евстигнеев в статье «Экономическая наука в поисках новой методологии» пишет: «Так, в советской экономической науке много лет существовала традиция создания научных монографий о капиталистической экономике. В рамках этой традиции цифры и цитаты из западной периодики были подчинены отчетливым, хотя и не прямо выраженным ожиданиям. Что же касается извлечения из работ западных экономистов-теоретиков, то сам перевод или пересказ их - уже был научным достижением, что обусловливалось не бедностью отечественной мысли, а ее «инородностью», при которой вовлечение в поле зрения каждого нового объекта оказывалось методологически значимым. Любая попытка реально что-то доказать или рассчитать воспринималась как покушение на пересмотр негласно принятой парадигмы…».

Многие из советских  экономистов осознавали проблемы марксистско-ленинской  политической экономии и делали попытки  для их решения. «Попытки осуществить переход от узкоспециализированного к целостному предметному знанию о хозяйственной системе были предприняты советскими политэкономами в 60-х – 80-х годах, когда обсуждалась структура системы производственных отношений социализма, соответственно структура учебника по политической экономии социализма.

 

 

 

2. УСЛОВИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИСТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  ЭКОНОМИИ, ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

 

2.1.  История возникновения марксизма

 

Марксизм возник в 40-х годах XIX века. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли.

Важным этапом развития капиталистической экономики  был промышленный переворот, наиболее широко проявившийся впервые десятилетия XIX века. Он ознаменовал небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное развитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры к фабричной системе, основанной на широком применении машинной техники, обусловив утверждение капиталистических производственных отношений. Важной исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы , уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предыдущим способом производства , но также и противоречивость своего развития , все большее нарастание конфликта между трудом и капиталом.

Промышленный  переворот, осуществившийся вначале  в Англии, а затем и в других странах Западной Европы, создал качественно новую основу для развития производственных сил и, следовательно, реальную перспективу резкого увеличения после социальной революции производства материальных благ для трудящихся, и увеличения свободного времени – основы всестороннего развития всех членов будущего свободного от эксплуатации общества. В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общественная сила. Широко известны проявления активной революционной роли рабочего класса в 1831 – 1834 годах, а также чартистское движение 30 – 40-х годов в Англии.

То обстоятельство, что развитие капитализма в Германии в этот период сочеталось с сохранением  значительного проявления феодальных отношений, придало этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того, что в условиях назревавшей в этой стране буржуазно – демократической революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота классовых противоречий в Германии 40–х годов во многом благоприятствовала тому , что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране.

Наряду с  революционными выступлениями рабочего класса, важнейшее значение в подготовке возникновения марксизма имело  происходившее ранее развитие общественной мысли: немецкой классической философии, классической английской политической экономии и французского утопического социализма.

 

1.2. Основные положения общей теории Карл Маркса, его социально-философские взгляды

 

По признанию  самого К. Маркса, как ученый он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и утопического социализма. У Смита и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда. У вторых — идеи диалектики и материализма, у третьих — понятие классовой борьбы, элементы социологического устройства общества. Автор «Капитала» является не единственным в числе исследователей начала и середины XIX в., рассматривавших политику и государство как вторичные явления по отношению к социально-экономическим, предпочитавших, следуя причинно - следственному подходу, классифицировать экономические категории как первичные и вторичные, считавших экономические законы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временными.

Однако центральное  место в методологии исследования К. Маркса занимает его концепция  базиса и надстройки, о которой  он заявил еще в 1859 г. в работе «К критике политической экономии». Основная идея в этом произведении была сформулирована так: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Между тем, по большому счету, в концепции базиса и надстройки предпринята попытка дать экономическую интерпретацию истории с учетом развития производительных сил и производственных отношений, которая подсказывает, по замыслу К. Маркса, процесс перехода от капитализма к социализму, ибо «буржуазной общественной формацией, — пишет он, — завершается предыстория человеческого общества». По Марксу, недиалектический подход и необоснованное признание законов капиталистической экономики универсальными, не позволили понять представителям классической политической экономии, которые собственно открыли эти законы, что они имеют специфический и преходящий характер.

Информация о работе Марксистская политическая экономия, условия возникновения, теоретические достижения