Малый бизнес: сущность, классификация, особенности функционирования и его роль в развитии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий и характеристик малого бизнеса; отражение его роли в экономике; анализ деятельности малого бизнеса в развитых зарубежных странах и в Республике Беларусь; выявление проблем и перспектив развития малого бизнеса Беларуси.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес курсовая 2010.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

    Международная финансовая корпорация проанализировала уровень влияния таких процедур, как лицензирование, получение разрешений, контрольная деятельность, а также регулирование ценообразования и оплаты труда и порядок исчисления налогов.

    1.Лицензирование. 
       Исследователи выяснили, что более 3/4 предприятий сталкивались с необходимостью получения лицензии для осуществления своих видов деятельности. При этом более чем в 95% случаев лицензионные действия  завершаются успехом, а это свидетельствует, что серьезной отсеивающей роли лицензирование не играет. Вместе с тем эта процедура оттягивает на себя довольно значительные временные и денежные ресурсы.

    2.Разрешения. 
       Охват разрешительными процедурами остается значительным - 39% малых предприятий и индивидуальных предпринимателей были заняты получением разрешений в 2008 году.

    В среднем малому предприятию, чтобы получить одно разрешение, нужно пройти две инстанции, при этом требуется от одного до двух личных визитов руководителя предприятия. Результаты исследования показали, что примерно у 40% субъектов малого предпринимательства в ожидании разрешений простаивали производственные мощности.

    Разрешительная система в существующем виде по-прежнему серьезно препятствует эффективному использованию ресурсов, замедляет оборачиваемость капитала.

    3. Регулирование ценообразования  (за исключением розничной торговли). 
         Регулирование ценообразования в нашей стране затрагивает приблизительно 41% малых предприятий и 30% индивидуальных предпринимателей. Оно по-прежнему затрудняет работу значительного числа организаций. С другой стороны, как показали результаты исследования, в некоторых случаях необходимость регистрировать цены удерживало предприятия от их повышения. То есть в случае отмены регулирования ценообразования нет гарантии, что цены не пойдут вверх, особенно в условиях неразвитой конкуренции.

    4.Исчисление налогов. 
       Проведенное IFC исследование показало, что в среде малого бизнеса всё большую популярность набирает упрощенная система налогообложения.

    Сложность налогового законодательства - это одна из причин того, почему предприятия предпочитают держать часть оборота в тени.

    5.Проверки. 
       Большие сложности для малого бизнеса представляют проверки. Каждая четвертая проверка обнаруживает у субъектов малого предпринимательства нарушения в эксплуатации производственного оборудования или помещений. Устранение всех выявленных нарушений стоит предприятию в среднем 742 USD. Кроме того, ежегодно проверенное малое предприятие уплачивает штрафов на сумму 617 USD, индивидуальный предприниматель - 144 USD. 
      Многие респонденты указали на большое количество контролирующих органов, чрезмерно строгие нормы и правила проверок, отсутствие детализированной и понятной процедуры их проведения. Индивидуальные предприниматели отмечают предвзятость или чрезмерные полномочия инспекторов во время проверок [12, с.11].

      В 2009 году существенно упрощены условия экономической деятельности предпринимателей. Однако пока не все инициативы и обещания выполнены. В Администрации Президента не нашло поддержки предложение об увеличении ставки НДС, увязанное с одновременной отменой ряда налогов. В случае принятия такого решения предприятия ощутили бы существенное снижение налоговой нагрузки.

    Об освобождении ценообразования от жесткого регулирования государства остается только мечтать, шансы на доступ к приватизации госсобственности у малых предприятий невелики, а финансовые возможности по-прежнему недостаточны. Так что предстоит решать еще множество проблем [13].

    В докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса-2011» Беларусь заняла 68-ю позицию, что хуже в сравнении с предыдущим годом. Она продолжает отставать по таким показателям, как уплата налогов, ликвидация компании и международная торговля, представляющим более сложные области деятельности и оказывающим влияние на экономику в целом.

    Беларусь  провела реформы в четырех  областях, охваченных в докладе "Ведение  бизнеса-2011". Это получение кредита, уплата налогов, международная торговля и ликвидация компании. Но реформам не хватает глубины [14].

    Все выше перечисленные трудности требуют от малых и средних предприятий определенных трудовых, временных и финансовых затрат, ограничивают, как следствие, их конкурентоспособность и затрудняют развитие. Кроме того, жесткое регулирование цен ухудшает бизнес климат в стране. И в этой ситуации чем быстрее государство предпримет конкретные шаги по нормализации обстановки и упрощению условий работы бизнеса, тем будет лучше.

     
         3.2  Основные направления малого бизнеса в Республике Беларусь 

      «Малый и средний бизнес - это составляющая экономики в целом. Поэтому задача на ближайшие 5 лет - повысить доходы и заработную плату, построить работу всех субъектов хозяйствования, как государственных, так и не государственных, и как можно больше произвести добавленной стоимости», - констатировал заместитель министра экономики Андрей Тур [21].

    В текущем году постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 была утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на  2010 – 2012 годы.

    Мероприятия Программы направлены на дальнейшее формирование благоприятных условий  для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования  форм и методов государственной  поддержки данного сектора экономики.

    Программа предусматривает:

    • совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства;
    • финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства;
    • повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
    • расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями;
    • международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства

    С учетом планируемых к реализации в 2010-2012 годах мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства, объем финансирования из республиканского и местных бюджетов составит 31435,761 млн. рублей.

       В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131%, в 2011 году – 113%, в 2012 году – 135%. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111%, в 2011 году - до 113%, в 2012 году – до 115%. Число занятых в сфере малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, позволит вывести сферу предпринимательства на качественно новый уровень развития, повысить его вклад в экономику страны [19].

    Правительство признает, что усилия местных органов  власти необходимо направить на прирост доли малых предприятий в регионах, развитие предпринимательства в малых, средних городах, сельских населенных пунктах. Наряду с экономическими мерами поддержки предпринимательства улучшению бизнес-климата будут способствовать социальные реформы, направленные на формирование положительного общественного имиджа предпринимателя, разработку образовательных программ подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства и самозанятости населения.

    На  данном этапе Министерство экономики уделяет много внимания проблемам расширения объемов экспорта и создания условий для подключения к нему малого и среднего бизнеса [13].

    Снизить ставки налога до 3% от валовой выручки при упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей предлагает Министерство экономики. Для малых частных предприятий и индивидуальных предпринимателей, экспортирующих товары белорусского производства, планируется снизить налог до 3% от валовой выручки. То есть для категории плательщиков, которые уплачивают сегодня налог по стандартным ставкам, налоговая нагрузка снизится более чем в 2 раза. Кроме того, предполагается предоставить организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения с использованием в качестве налоговой базы валового дохода и работающим в сфере розничной торговли и общественного питания, право нанимать до 15 человек наемных работников (сейчас − не более 5). Подписание документа ожидается уже в ближайшее время [15, с.2].

    Помимо  этого на 2010 год запланированы  изменения налогового законодательства по его упрощению и снижению налоговой нагрузки, которые затронут всех субъектов хозяйствования. В первую очередь это связано с введением в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь. В рамках этого документа запланирована отмена оборотных налогов.

    Предполагается  отменить нормирование затрат на рекламу, маркетинг, информационные и консультационные услуги. Также запланировано снижение ставки налога на прибыль в отношении дивидендов (ставку налога планируется снизить с 24 до 12% для юридических лиц и с 15 до 12% для физических лиц).

    Со следующего года отменяется сбор в фонд сельхозпроизводителей, каскадный эффект которого оказывает серьезное давление на цены, экономику и в первую очередь на экспорт. Также отменяется налог с продаж в розничной торговле (5% от цены), сбор за парковку автомобилей, налог для юридических лиц на приобретение автотранспортных средств.

    Помимо  этого, планируется упростить ряд  административных процедур, связанных  с уплатой налогов, в частности  подачу налоговых деклараций.

    Заместитель начальника управления бюджетно-налоговой политики Минэкономики РБ Дмитрий Кийко считает, что с введением Особенной части Налогового кодекса белорусская налоговая система практически не будет отличаться от общемировых систем.

    Также в рамках налоговой реформы планируется  сделать административные штрафы соразмерными причиненному ущербу [16].

    Подготовлен проект указа о лицензировании предпринимательской деятельности, предусматривающий сокращение срока получения лицензии до 15 рабочих дней, срока рассмотрения заявления о продлении лицензии − до 10 дней, выдачи дубликата лицензии − до 3. Планируется, что количество лицензируемых видов деятельности существенно сократится, а число лицензиатов − уменьшится вдвое.

    Президент Республики Беларусь подписал 16.10.2009 г. Указ ”О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь“. Документом установлен единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности в Беларуси на основе принципиально новых подходов. Указ ”О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь“ направлен на решение поставленной Президентом Республики Беларусь задачи по кардинальному сокращению количества проверок, исключению дублирующих полномочий контролирующих органов, созданию гибкой, прозрачной и необременительной для бизнеса системы контроля, которая не подавляет деловую инициативу в стране и позволяет проводить проверочные мероприятия не в карательных, а в предупредительных целях.

    Также Президентом были подписаны такие  указы, как Указ «Об отдельных  вопросах налогообложения» (09.03.2010), Указ «О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15.04.2009 г. №194», Указ «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (21.05.2009).

    Таким образом, Республика Беларусь стремится создать режим наибольшего благоприятствования для добросовестных субъектов предпринимательской деятельности, доверия к субъектам хозяйствования и готовности государственных органов строить партнерские взаимоотношения с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

       Государство находится в десятке стран мира, которые добились крупнейших успехов в создании лучшей регулятивной среды для отечественных предпринимателей за последние 5 лет, но правительство должно предпринять дальнейшие шаги в этом направлении [14].

       Следовательно, Беларусь должна приступить к более глубокой структурной трансформации, чтобы продолжить движение вверх в рейтинге стран по степени благоприятности ведения бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Таким образом, малый бизнес - это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

       На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике всех стран - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

        Понимание экономического процесса и места в нем малого бизнеса имеет долгую и неоднозначную историю. Однако история предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает немногим более 10 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.

        В этой связи действующее законодательство  в Республике Беларусь должно  быть уточнено с точки зрения  специфики малого бизнеса, отличительных признаков небольших экономических организаций как способа производства. Хотя они и не являются какой-то особой формой хозяйства, но активно влияют на становление всех хозяйственных форм как прямо, так и косвенно.

Информация о работе Малый бизнес: сущность, классификация, особенности функционирования и его роль в развитии государства