Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:50, реферат
Как следует из самого определения, “малое предпринимательство” - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия. По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: - средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, - величина активов.
Введение……………………………………………………………………... ...3
1. Малое предприятие в рыночной экономики……………………..………...4
1. 1. Понятие и признаки малого предприятия……………………........4
1. 2. Место малого предпринимательства в экономике промышленно
развитых стран…………………………………………………………...6
1. 3 Организационно-правовые формы малого предприятия ………....7
2. Малый бизнес в России. Успехи и проблемы………………………………...10
2. 1 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства …………………………………………………...13
3. Особый взгляд на малый бизнес в современной России……………….…….16
Заключение………………………………………………….……………………21
Список использованной литературы………………….…..……………………22
Достигнутый в России уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений с середины 1990-х годов. К началу 2001 года число малых предприятий составило порядка 842 тысяч. Хотя, ещё в 1994 году их численность составляла 896 тысяч. Динамика развития малых предприятий в Российской Федерации показывает, что после бурного роста в 1990-1994 гг. за последние семь лет количество малых предприятий практически не изменялось (отклонения по годам составляли не более 1-3%). Но, следует учесть, что, начиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном МП с 200 до 100 человек.
(min) в 1996г. до 10, 2% (max) в
2000г. Для такой огромной
Организационные сложности
деятельности субъектов малого
предпринимательства в России
на современном этапе
2. 1 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства.
Как показывает мировая и отечественная
практика, малое и среднее
направления решения поставленных задач
Целью Программы является обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды. Задачи Программы заключаются в создании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения. Основные задачи включают:
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку; развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринимательства; распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого предпринимательства, накопленного в регионах и муниципалитетах, отдельными государственными учреждениями, предприятиями и организациями; расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью; подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства; развитие малого предпринимательства в инновационной и производственной сферах; продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок; расширение внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства; проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в России и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства; - повышение эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства; создание условий для реализации в России зарубежных программ развития предпринимательства и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого предпринимательства. Приоритетной задачей программы остается создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, которые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и государственных органов, а также защиту субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции.
Ожидаемые результаты
реализации Программы и
критерии оценки ее
В результате осуществления
Программы:количество
3. Особый взгляд на малый бизнес в современной России
Весь вышеизложенный материал, и статистические данные взяты из официальных государственных источников. Но ведь каждый человек имеет право на свое, особое мнение, пусть не совпадающее, а порой и противоречащее официальному. Экономист из Краснодара, Александр Полторакин, высказал свой альтернативный взгляд на программу господдержки малого бизнеса и на его развитие в целом. Вот его статья :
“Малый бизнес по-российски: не малый, не бизнес…”
В Российской Федерации с весны 2002 года реализуется глобальная экономическая компания по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. В качестве поддержки решено снижать налоги, уменьшать контроль за малым бизнесом, стимулировать его открытость, а также привлекать финансы. На высшем правительственном уровне решено, что развитие и поощрение малого бизнеса решит все экономические проблемы, выведет население из нищеты и обеспечит России место в числе развитых стран. Но никто не удосужился проанализировать, а что такое малый бизнес в России. А напрасно. Картина получилась бы довольно своеобразная.
Из всего количества, так называемых, предприятий малого бизнеса собственно в России, то есть в Российской Федерации за вычетом Москвы, приблизительно около 20% предприятий кормятся и получают доходы за счет реализации спиртных напитков и табачных изделий. Спрашивается, как можно этому сектору снижать налоги, да и куда ему вообще развиваться. За счет чего? Это что - еще больше спаивать население? Так ведь некуда больше.
Другие 20% от всего российского малого бизнеса представляют собой торговцы-челноки и обслуживающие их структуры на многочисленных вещевых рынках России. Эти перекупщики, а все челноки являются маргинальными перекупщиками, создали на вещевых рынках России свою субкультуру. Эта субкультура держится на круговой поруке, полной безответственности за реализованный товар и услуги, на стойком неприятии норм морали. Эта часть малого бизнеса извлекает огромные доходы главным образом за счет реализации низкокачественного, в большинстве случаев, поддельного товара. Фактически этот малый бизнес заваливает страну низкопробной или просто бракованной продукцией, закупая ее по бросовым ценам за границей или в подпольных мастерских. Практически челноки занимаются нижней ценовой спекуляцией, получая при этом 100% -200%, а то и больше процентов прибыли. Все это может происходить только в условиях развала российского промышленного производства и крайней бедности населения. По этой причине у этих очень многочисленных в России бизнесменов имеются самые стойкие предубеждения к улучшению состояния российской промышленности, росту производства в стране, к улучшению потребительского контроля за качеством. Они хорошо живут в тяжелых для страны условиях и не желают других условий. Кроме того этот маргинальный по своей сути бизнес осуществляет массированный вывоз валюты за границу, подрывая тем самым финансы страны, образует вал подпольной наличной денежной массы, подпитывая при этом разные криминальные и кланово-этническиегруппировки. По наметкам правительства получается, что и этот сектор малого предпринимательства должен развиваться, т. е. ему тоже необходимо снижать налоги, уменьшать контроль за ним, организовывать для него кредитование, обеспечивать ему режим наибольшего благоприятствования. И если это так, то в чем тогда заключаются резервы такого развития? Низкосортным, некачественным, поддельным товаром уже завалена вся страна. Чтобы еще больше усилить этот вал некачественных товаров, надо совсем остановить те немногие еще оставшиеся в живых промышленные предприятия России, выпускающие товары массового потребления, которые производят пусть средне качественную, но все таки качественную продукцию. Только они отвлекают пока покупателей от товарных рынков с их почти сплошной товарной халтурой. Пойдем дальше - около 30% малого бизнеса России работает на рынке переработки и реализации продовольственных и сопутствующих товаров. Основу этого бизнеса составляют посредники, перекупщики и продавцы-реализаторы, которые торгуют на продовольственных рынках и просто на улицах. Качество продаваемой и реализуемой ими продукции в основном непредсказуемое. Откровенного брака, как при торговле на вещевых рынках здесь меньше, но зато скрытого брака, незримо опасного для здоровья покупателей не счесть. Достаточно вспомнить эпопею с реализацией ножек Буша, которые никогда, видимо, не покинут Россию, иначе не на что будет существовать огромному колличеству российских бизнесменов. И похожая ситуация по большинству направлений в этой части малого предпринимательства. Доброкачественную продукцию, как показывает практика на продовольственный рынок России поставляют и реализуют в основном крупные производственные или торговые предприятия, а малый бизнес в деле качества продовольствия - очень рискованный для потребителей сектор. Плюс ко всему - в силу уже социально-политических причин, в этой сфере малого предпринимательства сложились своеобразные антиобщественные отношения между владельцами этих малых предприятий и их наемными продавцами-реализаторами. Своеобразие этих отношений заключается в том, что продавцы-реализаторы совершенно закабалены хозяевами. В правительстве России видимо совершенно не знают о характере этих отношений. Дело в том, что многие наемные продавцы не имеют никаких прав, не имеют возможности обращаться за медицинской помощью, хотя работают в условиях, которые калечат их здоровье, и буквально через несколько лет такой работы, в основном на открытом воздухе, - они становятся хроническими больными. Более того условия их найма таковы, что многие из них практически не получают зарплату, и вынуждены выкручиваться за счет покупателей, обвешивая их, занимаясь пересортицей и т. д. О какой такой прозрачности в выплате заработной платы и ее повышении может идти речь, если у многих наемных работников в этой сфере заработной платы просто нет, - таковы правила игры в этой отрасли малого бизнеса. Ведь никто, как-то не озаботился до сих пор тем, что рядовые, наемные работники малого бизнеса в России никак не защищены, всем на них наплевать, они не члены общества практически. Никто из них не то, что требовать чего-то - даже пикнуть не смеет, настолько они бесправны. Еще процентов 5% предприятий малого бизнеса занимается ремонтом или настройкой разного оборудования. И здесь та же беда для потребителей - отсутствие приемлемых, фиксированных тарифов и очень низкий уровень честности. В частности это свойственно мастерским по наладке и ремонту компьютеров. В этой сфере обман связан с низкосортными комплектующими и не лицензированным программным обеспечением. Еще 10-15% предприятий малого бизнеса России - это различные специализированные торговые предприятия и предприятия сферы услуг. Их проблемы во многом перекликаются с теми, что были обозначены уже выше. Собственно производственной деятельностью из всех предприятий малого бизнеса занимается в России в лучшем случае 5-10%. Вот их положение и надо было бы улучшать. Но предлагаемые реформы направлены на развитие и облегчение налогового бремени главным образом тех 70% от общего колличества малых предприятий - развивать которые, как было показано, дороже станет всем и стране, и населению. В тоже время улучшению положения перерабатывающих и производственных малых предприятий эти реформы практически ничего не дают. Так как для развития малых предприятий, производящих продукцию, нужны не налоговые послабления и отказ от контроля, а нужно уменьшение тарифов на электроэнергию, уменьшение цен на сырье, нужен кредит на приобретение оборудования, и само оборудование - экономичное, компактное и главное недорогое, что возможно только при его отечественном производстве. Необходимо право на торговую марку, необходимо долгосрочное кредитование, нужна программа приобретения в аренду или в собственность под гарантии производственных помещений и минимальная плата за них, нужно страхование от рисков. Нужно еще очень многое, и главное все не из того набора, что предлагается в правительственной программе. А если увеличится число продавцов спиртной продукции, количество челноков, количество вещевых рынков и базаров с их низкокачественной, поддельной продукцией, увеличиться количество продавцов-реализаторов, которых и так сейчас море - что это даст стране и ее населению. Здесь даже ответ не нужен. Это даст только очки правительству на будущих парламентских выборах, так как, именно, эта противоестественная часть российского малого бизнеса и составляет основную часть электората правительства и союзных ему политических сил. Ради этого все и задумано. Но и это не главное. Главное совершенно в другом. Творцы программы подъема и развития малого бизнеса в России ссылаются во всем на Запад. Казалось бы на Западе малый бизнес действительно дает две трети валового внутреннего продукта. На самом же деле здесь находится огромная неправда для России. Да на Западе в сфере крупного промышленного наукоемкого производства работает 10-15% от трудоспособного населения, еще около 5% работают в сфере науки, конструирования, маркетинга. Но именно эти 15-20% создают экономику стран Запада. От их труда в сфере крупного товарного производства, в сфере высоких технологий зависит состояние экономики, финансов, самочувствие и благополучие жителей западных стран. Именно крупные фирмы в промышленности, сфере услуг, информатике обеспечивают экономическое благосостояние и процветание Запада. Это знают во всем мире. От благополучия гигантов индустрии зависит благополучие национальных экономик. Они стоят во главе угла всей экономической цепочки любой мало-мальски развитой страны. Крупные компании формируют экономическое поле, на котором уже зарабатывают себе на жизнь малые и средние предприятия во всем цивилизованном мире. Дело в том, что положение на фондовых и финансовых рынках в любой стране, так же как положение в экономике в целом, инфляция и т. д. определяется не сотнями тысяч малых предприятий, а крупными производителями товарной продукции и услуг. Несколько автомобильных корпораций могут вызвать такой кризис в экономике, в котором утонут десятки тысяч малых предприятий, казалось бы никак не связанных с автомобильным производством, обратной же тенденции не существует. Именно от гигантов промышленной, информационной, сервисной, торговой индустрии зависит благополучие экономик цивилизованных стран, и следовательно благополучие малого бизнеса в этих странах. Крупные передовые фирмы задают и генерируют мощности: технологические, финансовые, маркетинговые, а затем уже их потребляют и вторично перерабатывают предприятия малого и сверхмалого бизнеса. И ничего иного не дано, и никогда дано не будет. Это называется современной цивилизацией. Сначала наукоемкое крупное производство, а потом малый бизнес. Спрашивается может ли быть так, чтобы малое предпринимательство обеспечивало непосредственно само без крупной индустрии благосостояние и жизненный уровень населения? Да в принципе такое возможно. Население действительно может жить за счет только малого предпринимательства. Только это будет доисторическая цивилизация, когда господствовало кустарное малое производство и кустарная сфера услуг. В доисторических обществах - рабовладельческих и раннефеодальных не было крупной индустрии и население действительно выживало за счет того, что называется малым кустарным предпринимательством. Малый бизнес тогда полностью господствовал, но жизнь была тяжелой, смертность огромной. А самое главное не было никаких перспектив. Превалирование малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте без наличия крупной, наукоемкой, высокотехнологичной индустрии означает варварство, откат в далекое прошлое - и больше ничего. [12 http: //www. forum. msk. ru/files/]
Заключение
Налоговая система и налоговая политика в стране являются тормозом развития малого бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов малого предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса остается только на бумаге. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений. Таким образом, можно сказать, что малое предпринимательство развивается не благодаря, а “вопреки” заботам государства, ведь малое предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП, становления так необходимого в нашей стране “среднего” класса. Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке идти на нарушение закона. В этом случае применяемые репрессивные санкции будут на порядок более оправданы и эффективны. Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые. Необходимы новые типы самих предприятий, равно как стимулирование их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создания бизнес центров, кредитных линий и т. д. Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усиление контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.
Список использованной литературы:
1. Булатов А. С. // Экономика 2-е
издание переработанное и
3. Крутик А. Б. Горенбургов
М. А. Малое