Макроэкономическая модель IS-LM

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

В отечественной и зарубежной литературе дискутируется понятие модели открытой экономики. Если охватить экономическую мысль Запада, то каждое из ее направлений развивало собственную модель открытой экономики. Как в учебной, так и в монографической литературе Запада анализируются теории открытой экономики. Их исследование проводилось различными направлениями экономической мысли. Данная проблематика остается актуальной, и по сей день в экономической литературе зарубежных стран. Ведь модели открытой экономики открывают такой спектр вопросов, как взаимодействие между национальными хозяйствами, сочетание макроэкономической и внешнеэкономической политики, а в случае ее неравновесного уровня — вопрос выработки собственной стабилизационной политики.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Предпосылки модели IS –LM 6
Глава 2. Равновесие товарного и денежного рынков 9
2.1 Кривая IS – кривая равновесия на товарном рынке 9
2.2 Кривая LM – кривая равновесия на денежном рынке 11
2.3 Основные уравнения модели IS-LM 14
Глава 3. Относительная эффективность фискальной и денежно - кредитной политики 19
Глава 4. Воздействие кредитно–денежной и бюджетно-налоговой политики на уровень национального дохода 26
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

Результатом повышения  валютного курса будет сокращение чистого экспорта. Кривые IS и ВР сдвигаются влево. Чистый экспорт будет сокращаться, а кривые сдвигаться влево до тех пор, пока существует активное сальдо платежного баланса, то есть пока кривая ВР не "догонит" пересечение кривых IS и LM и три графика не пересекутся в одной точке. Внутреннее и внешнее равновесие восстанавливаются в точке С, где уровни дохода (Y3) и процентной ставки (i3) незначительно выше своих первоначальных значений. Возрастание дохода в результате роста государственных расходов в значительной мере нейтрализуется последующим сокращением чистого экспорта, и эффект бюджетно-налоговой политики в условиях высокой мобильности капитала оказывается незначительным [14, с. 51].

Рассмотрим  теперь результаты стимулирующей денежно-кредитной политики при высокой мобильности капитала. Как и в случае с низкой мобильностью капитала, рост денежной массы приводит к росту совокупного спроса (кривая IM сдвигается вправо до положения LM2), понижая процентную ставку до r2 и способствуя тем самым росту инвестиций и увеличению дохода до Y2. Однако теперь в ответ на такое же снижение процентной ставки возникает гораздо больший отток капитала и. следовательно, платежный баланс сводится с большим дефицитом. Понижение курса национальной валюты и стимулы к увеличению чистого экспорта, а значит, и дохода, в новой точке внутреннего равновесия В еще больше, чем в случае низкой мобильности капитала. Кривые IS и BP сдвигаются вправо в большей степени. Внутреннее и внешнее равновесие восстанавливаются в точке С, где доход значительно выше, а процентная ставка немного ниже их первоначальных значений.

Таким образом, высокая мобильность капитала способствует повышению эффективности денежно-кредитной  политики. Доход значительно возрастает, что является результатом как прироста денежной массы, так и увеличения чистого экспорта вследствие снижения курса национальной валюты. Подчеркнем также, что в данном случае увеличение денежной массы стимулирует главным образом не внутренний, а внешний спрос. Как и в рассмотренном выше случае низкой мобильности капитала, ставка процента сначала падает, потом возрастает, но в итоге оказывается ниже первоначального уровня. Однако при высокой мобильности капитала это отклонение будет небольшим, и, следовательно, основным фактором увеличения дохода Y станет рост не инвестиций, а чистого экспорта.

 

Глава 4. Воздействие кредитно–денежной и бюджетно-налоговой политики на уровень национального дохода

 

Модель IS-LM позволяет исследовать процесс взаимодействия рынков товаров и денег в результате использования фискальных или денежно-кредитных инструментов макроэкономического регулирования. Если мероприятия фискальной политики непосредственно направлены на рынок товаров, то при проведении денежно-кредитной политики объектом регулирования является денежный рынок. При этом под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема госрасходов и налогообложения.

Что касается денежно-кредитной  политики, то это политика ЦБ, направленная на экономическую конъюнктуру посредством увеличения или сокращения денежной массы в экономике.

Посмотрим, к  каким последствиям приведет политика правительства, направленная на увеличение государственных расходов (или снижение налогов).

Рост госрасходов (снижение налогов) приведет к тому, что кривая IS0 сдвинется вправо в положение IS на расстояние соответствующее произведению I на коэффициент мультипликатора К. При прежней процентной ставке i0 совокупный спрос увеличился бы до уровня Y2.

Однако, двойное  равновесие рыночной системы при  этом оказалось бы нарушенным: если бы произведенный национальный доход  достиг величины Y2, на денежном рынке возник бы дефицит, поскольку точка С лежит ниже кривой LM. Из-за недостатка денег увеличится предложение государственных облигаций, что приведет к снижению их курса и росту процентной ставки с i0 до i1.

Более высокая  процентная ставка ограничит намечавшийся при i0 инвестиционный спрос со стороны частного бизнеса. В результате совокупный спрос на товарном рынке возрастет не до Y2, а только до Y1 и новое совместное равновесие на рынке товаров и денежном рынке установится при национальном доходе Y1 и процентной ставке i1. Это говорит о том, что денежный рынок «гасит» мультипликационный эффект увеличения госрасходов [4, с. 178].

Таким образом, одним из последствий увеличения госрасходов является рост процентных ставок, приводящий к сокращению инвестиций, а также частного потребления (поскольку  дорогим становится потребительский  кредит). Это влияние роста процентных ставок на потребление и инвестиции в связи с повышением госрасходов получило название эффекта вытеснения: увеличение госрасходов G «вытесняет» частные расходы и прежде всего инвестиции I.

Однако эффект вытеснения срабатывает лишь частично, в целом же совокупный спрос (несмотря на сокращение частных расходов из-за роста процентных ставок) увеличивается. Следовательно, при этом же уровне цен совокупный спрос будет выше в результате фискальной экспансии, поэтому воздействие увеличения госрасходов изображается как сдвиг кривой совокупного спроса вправо в положение AD1[4, с. 178].

В ситуации неполной занятости (крайний кейнсианской случай), когда кривая совокупного предложения  горизонтальна, эффект проявляется  только в росте объема выпуска  при неизменном уровне цен.

В этом случае эффективность  фискальной политики высока. Это объясняется  тем, что в исходном состоянии  равновесие товарного и денежного  рынков установилось при низком уровне национального дохода и минимальной  процентной ставке. В такой ситуации у домашних хозяйств и фирм низкий спрос на деньги для сделок и большой спекулятивный спрос на деньги. Если при таком состоянии экономики увеличивается национальный доход с Y0 до Y1, то появляющаяся потребность в деньгах для сделок удовлетворяется за счет денег предназначенных для спекулятивных целей, не вызывая (пока) ощутимого роста процентной ставки.

В нормальном кейнсианском случае, когда кривая AS имеет положительный наклон, увеличение госрасходов способствует росту выпуска с Y0 до Y1 и вызывает рост уровня цен с Р0 до Р1.

Это потому, что  дальнейший рост дохода повлечет за собой  всё больший спрос на деньги для  сделок, усиливая на денежном рынке  ситуацию дефицита. Растущий спрос  на деньги при их фиксированном предложении  заставит домашние хозяйства и фирмы активнее продавать ценные бумаги, что снизит их стоимость и обусловит рост процентной ставки. Более высокая процентная ставка в свою очередь будет сдерживать инвестиционный процесс и потребительские расходы. В итоге рост занятости и производства станет более дорогим чем при прежней процентной ставке, что, в конечном счете, приведет к росту уровня цен на товарных рынках.

В классическом случае, когда кривая AS вертикальна, что означает достижение полной занятости, рост совокупного спроса посредством увеличения госрасходов не изменит уровень выпуска и дохода и завершится только ростом уровня цен. Это означает, что активная фискальная политика, направленная на рост занятости и увеличения национального дохода не достигает своей цели и оборачивается инфляцией спроса.

Каково влияние  на национальную экономику денежно-кредитной  политики правительства? Её суть в воздействии  государства на экономику посредством  изменения количества находящихся  в обращении денег. Поэтому главная  роль в проведении этой политики принадлежит Центральному Банку.

Для изменения  количества денег в экономике  у ЦБ есть три возможности:

- изменять учетную  процентную ставку (дисконт);

- манипулировать  нормой резервирования;

-проводить операции  на открытом рынке ценных бумаг  (гособлигаций).

Допустим в  исходном положении равновесие на денежном и товарном рынках представляет точка  Е0 . Если ЦБ увеличит предложение денег, то это приведет к сдвигу кривой LM вправо.

Если кривая IS не меняет положения, то возрастание денежной массы приведет к снижению процентной ставки с i0 до i1.

Товарные рынки  отреагируют на это снижение ростом инвестиционного спроса, расширением  занятости, а следовательно, мультипликационным увеличением национального выпуска  с Y0 до Y1. Но на этом воздействие данного изменения не заканчивается. Рост национального дохода приведет к увеличению спроса на деньги для осуществления трансакционных операций, что вызовет рост процентной ставки на денежном рынке. Товарные рынки отреагируют на это снижением инвестиций, занятости и национального дохода.

Таким образом, взаимодействие двух рынков ведет к  тому, что изменения на денежном рынке перемещаются на товарный рынок. Затухающее воздействие денежного  воздействия будет продолжаться пока не установится новое равновесное  состояние в экономике. После чего государство снова предпримет шаги по увеличению предложения денег для снижения процентной ставки, активизации инвестиций, занятости и роста дохода. Но весь механизм будет действовать только когда точка пересечения кривых IS и LM приходится на восходящий отрезок линии LM.

Если же равновесие установится при минимальной  процентной ставке, возрастание денежной массы не повлияет на уровень инвестиций, занятости и объем национального  производства.

В ситуации ликвидной  ловушки кривая спроса на деньги Md горизонтальна. Последствия этого в том, что процентная ставка не может снизиться ниже imin, а инвестиции не могут возрасти. Владельцы ценных бумаг будут менять их на деньги, и вследствие спекулятивный спрос на деньги (на ликвидность) резко возрастет. Экономика не сможет выйти из состояния депрессии.

В ситуации ликвидной  ловушки монетарная политика как  инструмент стимулирования совокупного  спроса и национального дохода не принесет желаемого эффекта и  поэтому, по мнению кейнсианцев, остается лишь один рычаг – фискальная политика, которая непосредственно влияет на совокупный спрос через изменения налогов и правительственных расходов [3, с. 219].

Если же линия IS пересечет LM на её вертикальном отрезке, то увеличение предложения денег приведет к росту национального дохода и снижению процентной ставки. Эффективность монетарной политики в этом случае будет наивысшей.

Монетаристы утверждают, что если LM вертикальна, то изменения в фискальной политике не влияют на совокупный спрос и национальный доход.

Когда спрос  на инвестиции совершенно не эластичен  по процентной ставке (например, если инвесторы  пессимистично оценивают перспективы  вложений из-за непредсказуемости экономики), то будет иметь место ситуация инвестиционной ловушки. Это случай вертикальной кривой IS. Здесь сдвиг кривой LM не меняет величину реального дохода.

Денежно-кредитная  политика (изменение количества денег  в экономике) не оказывает в этом случае влияния на совокупный спрос  и национальный выпуск. Эффективной  окажется лишь фискальная экспансия, которая приведет к сдвигу кривой IS, а значит к росту дохода.

Итак, в результате анализа мы выяснили, что денежная политика эффективна лишь при высоких  процентных ставках.

Фискальная  политика более эффективна, когда  кривая LM горизонтальна, а IS вертикальна. При ликвидной ловушке (LM горизонтальна) фискальная экспансия не изменяет процентрую ставку, так как равновесие достигается при её единственном уровне i0.

 

Заключение

 

Бюджетно-налоговая  политика оказывает воздействие  на совокупный доход и при фиксированном, и при плавающем валютном курсе. Однако ее эффективность сильно зависит от степени мобильности капитала. При фиксированном валютном курсе эффективность бюджетно-налоговой политики по мере роста степени мобильности капитала возрастает, а при плавающем валютном курсе, наоборот, убывает. Это объясняется тем, что стимулирующая бюджетно-налоговая политика приводит к росту ставки процента и, следовательно, к притоку капитала. Масштабы этого притока будут тем больше, чем выше степень мобильности капитала. Но если при режиме фиксированного валютного курса активное сальдо платежного баланса приводит через механизм валютных интервенций к увеличению денежной массы, что усиливает эффект от бюджетно-налоговой политики, то при плавающем валютном курсе результатом активного сальдо платежного баланса становится удорожание национальной валюты и сокращение совокупного спроса.

Эффективность денежно-кредитной политики в решающей степени зависит от режима валютного  курса. При фиксированном валютном курсе независимо от степени мобильности капитала Центральный банк практически лишен возможности проводить самостоятельную политику по регулированию величины денежной массы. Любые попытки изменить количество денег в обращении меняют уровень процентной ставки, что приводит к изменению потоков капитала и нарушению равновесия платежного баланса. Для восстановления внешнего равновесия Центральный банк вынужден воздействовать на величину денежной массы в обратном направлении. Если же страна отказывается от поддержания фиксированного валютного курса, то денежно-кредитная политика становится эффективным средством макроэкономического регулирования, причем ее воздействие на изменение общего объема дохода тем сильнее, чем выше степень мобильности капитала. Это связано с тем, что расширение денежной массы, кроме снижения ставки процента, порождает дополнительный стимулирующий эффект в виде снижения курса национальной валюты.

Результативность  внешнеторговой политики также напрямую связана с используемым режимом  валютного курса. При фиксированном валютном курсе протекционистская внешнеторговая политика оказывает стимулирующее воздействие на совокупный спрос, причем ее эффективность возрастает по мере увеличения степени мобильности капитала. Это связано с тем, что рост размеров активного сальдо платежного баланса требует более активных действий со стороны Центрального банка по поддержанию обменного курса валюты на фиксированном уровне. Эффект роста чистого экспорта дополняется эффектом возрастания денежной массы. Однако при плавающем валютном курсе внешнеторговая политика становится неэффективной с макроэкономической точки зрения, поскольку она ведет только к изменению валютного курса. Удорожание товаров отечественного производства по сравнению с иностранными товарами в результате роста валютного курса приводит к снижению чистого экспорта, сводя на нет его увеличение, которое было вызвано протекционистскими мерами.

Информация о работе Макроэкономическая модель IS-LM