Лекции по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:08, курс лекций

Краткое описание

1 Предмет экономической теории
Задача любой науки состоит в анализе реальных процессов, фактов, выявлении внутренних взаимосвязей, определении закономерностей и тенденций изменения явлений. Не является исключением из этого и экономическая теория. Вся история экономической теории показывает, что это был постоянный поиск целостного системного анализа экономической жизни общества, стремления описать, объяснить и предвидеть тенденции развития, выяснить законы экономической жизни, обосновать способы наиболее рациональных экономических решений.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 71.41 Кб (Скачать)

Взгляды древнегреческих  мыслителей Ксенофонта (430?354 гг. до н.э.), Платона (427?347 гг. до н.э.), Аристотеля (384?322 гг. до н.э.) можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Аристотель разделил науку о богатстве на две части: экономию (совокупность потребительных стоимостей) и хрематистику (искусство делать деньги).

За более  чем два тысячелетия смысл  самого понятия “экономика” значительно  обогатился и изменился. Развитие общественного  разделения труда и товарно-денежных отношений привело к преодолению  замкнутости натурального хозяйства  и формированию экономики как  единого целого в масштабе того или  иного государства. Многие мыслители  прошлого пытались понять взаимосвязи  в экономике, описать их и главное  – предсказать последствия тех  или иных экономических процессов. Каждому историческому этапу  соответствует определенная концепция  взглядов на экономику.

Принято считать, что экономика как наука, т.е. систематизированное  знание о сущности, целях и задачах  экономической системы, возникла в XVI?XVII вв. Это период становления  капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения. На эти явления  экономическая наука откликается  появлением меркантилизма (от итал. mercante – торговец, купец). Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты все внимание уделяли сфере товарно-денежного обращения, а не сфере производства. Именно в сфере обращения, по их мнению, создается богатство нации, а само богатство они отождествляли с деньгами, отсюда и название “меркантильный” – денежный. Экономическая теория рассматривалась меркантилистами как наука о торговом балансе. Ее основная идея – много продавать и мало покупать. Основа национального благополучия состоит в накоплении благородных металлов (золота, серебра), поэтому государство должно поощрять вывоз товаров за границу, способствовать захвату внешних рынков и ограничивать ввоз товаров в страну путем установления высоких пошлин.

Идейно близкой  к меркантилизму является политика протекционизма (от лат. protecto – прикрытие), направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров.

В итоге  все эти установки, проводившиеся  в жизнь в Испании, Португалии, Франции и Великобритании, потерпели  крах, поскольку накопление денежного  металла без достаточного развития национального производства быстро привело к инфляции. У меркантилистов не было обобщающего взгляда на экономику  и ее функционирование, поэтому многие авторы считают их концепцию донаучной фазой в развитии политической экономии.1

Одним из известнейших представителей меркантилизма был  французский экономист Антуан де Монкретьен, опубликовавший в 1615 г. “Трактат политической экономии”, в котором королю Франции давались рецепты проведения экономической политики, направленной на всемерное поощрение торговли, ибо недостаточно произвести товар, его необходимо продать. Работа Монкретьена ввела в научный оборот термин “политическая экономия” и дала название нарождавшейся тогда науке, которое сохранилось и по сей день.

Термин “политическая” в названии науки также имеет  древнегреческие корни. Он происходит от термина “полис” (город, государство) и заключает в себе более широкий  смысл, чем экономия. Политэкономия  дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства, т.е. искусство управления общественным хозяйством.

Переходным  моментом от меркантилизма к классической (подлинной) науке – политической экономии – стало учение английского  эко номиста Уильяма Петти (1623-1687). Он впервые объявил источниками богатства труд и землю. Известно его изречение: “Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать”.

В формировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие экономисты, как Франсуа Кенэ, Адам Смит, Давид Рикардо, Жан Батист Сэй, Джон Стюард Милль, Карл Маркс. Несмотря на различия их взглядов, все они являются классиками политической экономии. Классиков объединяло то, что они искали источник богатства общества в эффективной форме организации общественного хозяйства, а не в количестве природных ресурсов или в активном торговом балансе страны. Предметом их анализа стали отношения между людьми в процессе хозяйственной деятельности.

Вместе с  тем учения классиков отличались некоторой абстрактностью и оторванностью  от реальной хозяйственной жизни. Их исследования носили во многом экономико-философский  характер, касались обоснования экономической  политики государства.

Взгляды французского экономиста Франсуа Кенэ (1694-1774) дали начало новому направлению экономической теории, получившему название школы физиократов. Понятие “физиократы” происходит от двух греческих слов: “природа” и “власть”. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство. Источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Физиократы положили в основу своей теории учение о “чистом продукте”, перенесли исследования из области обращения в область непосредственного производства, но они ошибочно представляли, что “чистый продукт” является даром природы и создается только в сельском хозяйстве. Физиократы не смогли и правильно объяснить факт получения прибыли в промышленности и торговле.

У истоков классической экономической теории стоял современник физиократов - шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), открытия которого в экономике, пожалуй, сравнимы с изобретением колеса. Он жил в стране более развитого капитализма и смог правильно указать, что источником богатства является труд не только земледельцев, но и всех других классов, всей нации в целом. Предметом экономического анализа стали отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Смит и его последователи заложили основы трудовой теории стоимости, возвысили роль производительного труда как создателя стоимости, показали значение разделения труда как условия повышения его производительности.

Основная  идея учения Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства  в экономику, рыночного саморегулирования  на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл “невидимой рукой”, т.е. стихийно действующими объективными экономическими законами, которые реализуются помимо, а порой и против воли человека. Основой учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Исследование А. Смита стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.

Продолжателем учения Смита был другой выдающийся представитель английской буржуазной классической политэкономии - Давид Рикардо (1772-1823). Он жил в эпоху промышленного переворота, и его взгляды отражали новые экономические реалии. В разработке теории трудовой стоимости он пошел дальше Смита и показал, что стоимость товара определяется необходимым трудом, затраченным на его производство. Единственным источником стоимости является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента и ренты), а прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Указав на противоположность заработной платы и прибыли, Рикардо обнаружил противоречия классов буржуазного общества.

Научные взгляды  Д. Рикардо легли в основу утопического социализма – учения, выдвинувшего идею общества будущего. Французские социалисты-утописты Анри Клод Сен-Симон (1760?1825), Шарль Фурье (1772?1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771?1858) критиковали капитализм и обосновывали требования отмены частной собственности, снятия противоположности между умственным и физическим трудом, реорганизации производства, установления справедливой социальной системы, обосновывали социалистическое учение. Но они были против революции и политической борьбы и рассматривали эволюционный путь к обществу гармонии (коммунизму).

Опираясь  на высшие достижения классической школы  политической экономии, немецкий мыслитель-экономист Карл Маркс (1818-1883) создал теоретическую концепцию, получившую название марксизм или теория научного социализма (коммунизма). Эта теория явилась важным этапом в развитии политической экономии. Главный труд К. Маркса, “Капитал” (1867) сделал его одним из величайших экономистов мира. Фридрих Энгельс (1820?1895), друг и соратник Маркса, назвал “Капитал” “библией рабочего класса”.

Главные открытия Маркса заключаются в том, что  он раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения – противоречия; создал учение о  двойственном характере труда, воплощенного в товаре и прибавочной стоимости; показал исторически преходящий характер капитализма как формации; разработал теорию воспроизводства  и экономических кризисов; исследовал цены производства; дал оригинальный анализ эволюции форм стоимости; раскрыл сущность наемного труда; дал общую характеристику капиталистической эксплуатации.

Маркс считал, что в капиталистических странах политическая экономия выражает интересы собственников и стремился поставить свой вариант классического направления экономики на службу интересам рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений и выводов. Главное внимание он уделял антагонизму классов, а практические рекомендации для процветания общества оказались на заднем плане. Поэтому не случайно появились альтернативные воззрения.

Таким образом, классическая школа теоретической  экономики, зародившаяся на рубеже XVII и XVIII вв., просуществовала с различными модификациями до конца XIX в., а затем  постепенно произошел отход от теории аналитического типа, изучавшей сущность экономических явлений и их внешние  формы, к теории систематического типа, выявляющей взаимодействие экономических  явлений.

Центр тяжести  в экономическом развитии постепенно переносится с государственного уровня на уровень отдельной фабрики, предприятия. Качественный экономический  анализ заменяется количественным, исследования концентрируются все в большей  мере на рассмотрении конкретных отношений  рыночных агентов, выработке практических рекомендаций. Ученые все чаще стремятся  оптимизировать использование ограниченных ресурсов, широко применяя для этих целей теорию предельных величин, дифференциальные и интегральные исчисления, алгебраические формулы и графики, моделирующие конкретные рыночные ситуации. Вслед  за этим меняется и название самой  науки. Понятие “политическая экономия”  вытесняется новым названием  – “экономика” или “экономикс”. Появление термина “экономикс” не случайно. Во-первых, это объясняется рационализмом американцев, их склонностью к сокращениям, а во-вторых, экономический кризис конца XIX в. и почти двадцатилетняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику.

Свое новое  название экономическая наука получила в книге А. Маршалла “Принципы экономикс” (1890). Основоположник неоклассического направления экономической науки - английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) считал, что экономические исследования должны выводиться из житейской практики, быть научным обобщением рационального мышления и поведения рыночных агентов. Поэтому под экономикой стали понимать науку, исследующую поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг при использовании ограниченных ресурсов.

Главным предметом  анализа в трудах А. Маршалла является не теория стоимости, как у классиков, а теория цены. Механизм ценообразования  рассматривается как соотношение  спроса и предложения. В основу теории спроса Маршалл положил учение о  предельной полезности – маржинализм, а в основу теории предложения  – теорию предельной производительности Джона Мориса Кларка (1884?1963).

Маржинализм (от фр. marginal – предельный) – теория, представляющая экономику как систему взаимозависимых хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи использования предельных (max или min) крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений.

Маржинальный (предельный) экономический анализ был принят научной общественностью  с выходом работ австрийского ученого Карла Менгера (1840?1921), английского экономистаУильяма Стенли Джевонса (1835?1882), швейцарского экономиста Леона Вальраса (1834?1910). Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические модели.

Маршалл, стараясь объединить маржинализм и теорию издержек производства, пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют  приоритета с точки зрения определения  цен. Они являются равноправными  элементами рыночного ценообразования. Для характеристики баланса спроса и предложения он использовал  понятие рыночного равновесия.

Представители неоклассической школы отстаивали идею свободной конкуренции, считали, что “невидимая рука” рынка способна направлять развитие экономики по наиболее эффективному пути. Опираясь на закон рынков французского экономиста Жана Батиста Сэя(1767-1832), согласно которому предложение продукта всегда создает спрос на него, неоклассики обосновывали саморегулирующийся характер рыночной экономики, возможность бескризисного развития и самостоятельного восстановления нарушенного равновесия. Поэтому они недооценивали роль государства в рыночной экономике и строили свои исследования на субъективных оценках, а не на объективных закономерностях экономической жизни.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"