Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:21, контрольная работа

Краткое описание

Предприятие (фирма): понятие и сущность. Организационные формы предпринимательской деятельности. Виды фирм.
Капитал как экономическая категория. Капитал фирмы: его оборот и кругооборот. Износ, амортизация.
Модели рыночной конкуренции: совершенная конкуренция и несовершенная Основные признаки их выделения.
Известно, что постоянные затраты фирмы составляют 80 единиц. Функция предельных затрат имеет вид:
MC = 30 – 10 Q + 6Q2 + 1,6Q 3
Определить функцию общих затрат фирмы и рассчитать эти затраты при выпуске 3 единиц продукции.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.docx

— 41.85 Кб (Скачать)

3)     стадия Т1—Д1 — стадия реализации, когда фирма выступает в качестве продавца созданного товара (на рынке факторов производства или на рынке предметов потребления).

Трем стадиям кругооборота капитала соответствуют три его функциональные формы: денежная (Д и Д1), производительная (СП и РС), товарная (Т). Движение капитала, в процессе которого он последовательно превращается из одной формы в другую и возвращается к исходной форме, называется кругооборотом капитала.

Фирма не прекращает свою деятельность после того, как реализует произведенный товар (при условии ее успешного функционирования). Вырученные от продажи товара деньги она снова направляет на возобновление производства. Движение капитала продолжается, кругооборот капитала превращается в его оборот

Оборот капитала — это процесс постоянно возобновляющегося движения капитала, включающий в себя множество отдельных кругооборотов как единство процессов производства и обращения.

Движение средств фирмы имеет  большой практический смысл. На их основе уточняется структура капитала, раскрывается содержание издержек и доходов, выявляются условия, обеспечивающие эффективность работы любой фирмы. Следовательно, с кругооборотом и оборотом капитала связан процесс формирования всей системы экономического управления деятельностью хозяйства.

Основной капитал  длительное время используется в производственном процессе. В результате, формирование издержек основного капитала представляется двумя взаимосвязанными процессами: его износом и амортизацией.

Износ – это постепенная утрата основным капиталом своих первоначальных свойств. Существует два вида износа основного капитала: физический и моральный.

Физический износ основного  капитала — это процесс постепенной утраты элементами основного капитала их полезных свойств. В конечном итоге наступает такой момент, когда фирма оказывается перед необходимостью полной замены физически негодного оборудования и изношенных машин новым оборудованием и новыми машинами.

Время физического износа основного капитала определяется структурным и качественным составом используемых фирмой технических средств. Но многое зависит и от конкретного уровня организации производства. Технологически правильно построенный производственный процесс увеличивает срок службы элементов основного капитала, поскольку сводит к минимуму их непродуктивное применение.

Моральный износ основного  капитала — это обесценение основного капитала, происходящее в связи с удешевлением и появлением более совершенных орудий труда. Основой морального износа является научно-технический прогресс.

Стоимостную сторону физического и морального износа основного капитала характеризует амортизация. Амортизация-— это процесс постепенного переноса стоимости основного капитала на производимый товар. Интенсивность переноса стоимости основного капитала раскрывает норма амортизации, выражающаяся формулой:

N a = AO*100%/K

где АО –  амортизационные отчисления – величина перенесенной стоимости в течение  определенного срока (за год);

К – основной капитал;

N a – норма амортизации.

Норма амортизации прямо зависит  от времени износа основного капитала — физического и морального. Технологически обоснованный физический износ основного капитала обеспечивает полный перенос стоимости на производимый товар. Моральный износ усложняет процесс амортизации. Утраченная в результате морального износа основного капитала стоимость не переносится на продукт. Следовательно, часть фактических издержек не попадает в общий оборот капитала, норма амортизации снижается.

Перенос стоимости основного капитала на готовый продукт может протекать с разной скоростью, что определяет и разную степень интенсивности образования издержек, окупаемости затрат, формирования прибыли. Это зависит от применяемого метода амортизации. Наиболее распространенными являются следующие методы амортизации.

Метод линейной амортизации означает списывание стоимости элементов основного капитала на стоимость готового товара равными частями в течение всего периода их использования. В результате фирмы получают возможность минимизировать издержки и увеличивать прибыль только за счет сокращения затрат на оборотный капитал.

Метод ускоренной амортизации — это ускоренное списывание стоимости основного капитала на производимый продукт. Ускоренная амортизация стимулирует обновление основного капитала за счет ускоренного формирования амортизационного фонда.

Метод ускоренной амортизации создает  и сложности для фирмы. С ним связано увеличение издержек производства и, следовательно, снижение возможностей для получения необходимой прибыли. Он формирует условия для роста цен, что может отрицательно сказаться на масштабах реализации произведенной продукции, на массе валового дохода, из которого финансируется обновление основного капитала. Единственным способом ускоренного обновления основного капитала становится формирование денежных доходов за счет минимизации издержек и усиления рыночной активности.

Дегрессивный метод  амортизации характеризуется замедленным списанием стоимости основного капитала на произведенный продукт. За базу расчета сокращающихся годовых амортизационных отчислений принимается остаточная стоимость основного капитала (на текущий момент). Дегрессивный метод амортизации позволяет формировать низкие издержки производства, что не провоцирует роста цен, а, следовательно, сокращения спроса и объема реализации. В конечном итоге это благоприятно сказывается на образовании прибыли, которая в значительной степени становится источником инвестиций в основной капитал. Поэтому использование дегрессивного метода амортизации в определенных условиях становится вполне оправданным.

 
3. Модели рыночной конкуренции:  совершенная конкуренция и несовершенная  Основные признаки их выделения.

 

Конкуренция – это  борьба  между товаропроизводителями,   между   поставщиками   товаров   (продавцами)    за лидерство на рынке. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее  выгодные условия производства, сферы  приложения  капитала,  источники  сырья,  рынки сбыта. 

В зависимости  от того, каким образом конкурируют  между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию  и соответствующие рынки: рынок  свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции, Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.

 Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называется «рынок свободной конкуренции».

Существование огромного количества покупателей  и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией  о рынке, чем остальные Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся  уровень цен, изменить который вне  его власти, ведь рынок сам диктует  цену в каждый момент времени. Такая  ситуация позволяет новым продавцам  на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими  продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность  беспрепятственного выхода с рынка. Свобода рыночного перемещения  создает условия для того, что  на рынке всегда происходит изменение  количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов  по-прежнему отсутствует возможность  контролировать рынок, поскольку они  представляют мелкое производство и  их крайне много.

Основные  характеристики рынка совершенной  конкуренции:

  • большое количество мелких продавцов и покупателей;
  • продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;
  • невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;
  • полная свобода входа на рынок и  ухода с него: это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

В реальной экономической действительности рынок  совершенной конкуренции практически  не встречается. Он представляет собой  идеальную структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к  которой реально существующие рынки  могут лишь в большей или меньшей  степени стремиться. Но есть рынки  некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции).

Несовершенная конкуренция подразделяется на три  типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

При монополистической  конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов  и покупателей. Но возникает новое  явление - дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных  товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия  продажи, выгодное месторасположение  магазина, высокий уровень сервиса  и т.п.  Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т.к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой - в этом отличительная черта монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Однако (черта, присущая монополии) все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Например, все фирмы готового платья выпускают один и тот же товар - мужские костюмы. На самом деле, отдельная фирма производит свой товар (мужской костюм), который отличается от товара других фирм фасоном, качеством отделки, примененной тканью, фурнитурой и т.п. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, безусловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Все это приводит к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Дифференциация товара, таким образом, означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром (мужской костюм), но и достаточно несхожие (фрак, тройка и т.п.), чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара.

Олигополия  является преобладающей формой современной  рыночной структуры.  Олигополия представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм (греч. oligos - немногий, poleo - продать). Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта - установление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.

Обычно  на олигополистическом рынке конкурируют  между собой несколько крупных  фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может  быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров (автомобили). Существование олигополии связано  с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия, в связи с крупномасштабным производством  олигополистических фирм.

Характерная особенность олигополистического  рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения  конкурентов. Крупные размеры и  значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между  олигополистическими фирмами в  целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка – «картельное  соглашение».

Для олигополии характерны три признака:

  • в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;
  • кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;
  • в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.

Если  на рынке существует только один покупатель, то имеет место монопсония.

Роль  монополии в экономике двойственна. Положительная сторона в том, что продукция монополистических  компаний отличается, как правило, высоким  качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и  экономить ресурсы. Отрицательный  эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие  прибыли благодаря монопольно высокой  цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда  нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса. Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"