Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 14:56, реферат
Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа. Классификация видов экономического анализа базируется на основе классификации функций управления и определяется потребностями практики.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Группа №: 63
Студентка:
Халилова Вафа
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Экономический анализ»
На
тему: «Классификация
экономического анализа
по определенным признакам»
Баку 2010
Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа. Классификация видов экономического анализа базируется на основе классификации функций управления и определяется потребностями практики.
По субъектам анализа выделяют внешний и внутренний анализ. Внутренний анализ проводится в целях внутреннего управления, внешний – в целях принятия деловых решений по отношению к настоящим или потенциальным контрагентам (поставщики, покупатели, партнеры по совместной деятельности, банки и т. д.).
Внешний анализ позволяет оценить взаимоотношения предприятия с государством и другими внешними пользователями (кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговые службы). Они изучают деятельность организации исходя из своих интересов и как правило используют данные внешней финансовой отчетности. Поэтому внешний анализ часто называют финансовым. Однако изучение только публичной отчетности не всегда позволяет объективно оценить конечные результаты работы организации и при использовании другой информации финансовый анализ может быть значительно глубже внешнего. Особенности внешнего анализа: разнообразие целей и интересов субъектов анализа, использование публичной отчетности, наличие типовых методик анализа, открытость результатов анализа, ограниченность информации.
Внутренний анализ проводится в целях использования его результатов для управления предприятием в интересах собственников и руководства. Информационной базой внутреннего анализа является вся система информации и деятельности предприятия, в т.ч. технические характеристики, нормативная и плановая информация, данные управленческого и финансового анализа, внешняя и внутренняя отчетность, все учетная информация, результаты совещаний, проверок, опросы специалистов и т.д. Полнота информационной базы внутреннего анализа позволяет объективно оценивать эффективность всей хозяйственной деятельности организации и использования производственных ресурсов. Это дает возможность отрегулировать внутрихозяйственные связи организации, и поэтому внутренний анализ часто называют управленческим. Особенностями управленческого анализа является ориентация его на цели и интересы руководства предприятия. Отсутствие регламентации анализа со стороны гос.органов. использование всех источников информации при проведении внутреннего анализа, в т.ч. информации, представляющей собой коммерческую тайну. Полная закрытость результатов анализа в целях коммерческой тайны. Интеграция учета анализа планирования и принятия решений.
По степени ориентации анализа на отдельные подсистемы или по объектам управления– технико-экономический анализ (технические службы управления), социально-экономический анализ (экономические и социологические службы, статистические органы), экономико-правовой анализ (юридические службы), экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды).
Технико-экономический анализ(ТЕА) . Объектом этого анализа являются технические процессы, создание потребительских стоимостей с заданными функциями и связанные с этими процессами затраты живого и овеществленного труда. Предметом технико-экономического анализа являются причинно-следственные связи технико–экономических процессов, формирующих соответствующие результаты. Целью данного анализа является изыскание оптимальных форм и способов создания заданных потребительских стоимостей с наименьшими затратами живого и овеществленного труда. Достижение цели обеспечивается методиками ТЭА. В методиках отражаются как экономико-математические методы, так и прямые аналитические расчёты. ТЭА связан с ФЭА, однако имеются отличия: если ФЭА изучает сущность и содержание объекта, т.е. его функцию и стоимость, то ТЭА изучает форму и способы создания объекта как носителя функций и затраты живого и овеществленного труда на осуществление этих способов. Это обстоятельство и обуславливает тесную связь этих видов и целесообразность их совместного логическо-последовательного использования при решении задач повышения эффективности производства и совершенствования системы управления.
Социально-экономический анализ. Объектом данного анализа являются социальные процессы в хозяйственной деятельности и связанные с ними затраты и экономия живого и овеществленного труда. Предмет этого анализа - причинно-следственные связи, определяющие результаты социально-экономического развития. Целью социально-экономического анализа нужно отметить изыскание резервов ускорения социально-экономического развития и соответствия повышению экономической эффективности управления социальной сферы. Цель достигается посредством совместного изучения социальных и экономических процессов в их взаимной связи. Увеличение расходов на социальную сферу с 1-й стороны положительно влияют на экономические показатели производства и качества, а с 2-й увеличение этих расходов сокращает долю прибыли направляемую на реконструкцию и обновления производства. Поэтому задача: найти оптимальный вариант соотношения развития экономической и социальной эффективности.
Экономико-экологический анализ. Его объект экологические и экономические процессы, связанные с сохранением или улучшением взаимоотношений природы и общества и затратами живого и овеществленного труда на улучшение или сохранение баланса отношений человека и природы. Предметом данного анализа являются причинно-следственные связи, определяющие результаты взаимодействия экологических и экономических процессов и изменение результатов за исследуемый период. Цель экономико-экологического анализа в следующем: сохранить нормальное состояние взаимосвязи природы и человека.
В финансово-экономическом анал
Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
По направленности во времени выделяют ретроспективный, текущий (итоговый), оперативный, предварительный, перспективный анализ.
Ретроспективный анализ направлен на изучение прошлых периодов для выявления тенденций развития. Это анализ результатов хозяйственной деятельности. Он производиться на базе официальной отчетности и данных систематического бухучета. На его основе оценивается работа за месяц, квартал, год и в соответствии с этим строится методика его проведения. Основа анализа- это объективная оценка результатов хозяйственной деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их использования в будущих периодах, выявление положительных и отрицательных факторов. Однако РА имеет недостатки: выявленные резервы- это потерянные возможности предприятия для отчетного периода. РА имеет особенности:1 основывается на дедуктивном методе исследования объекта, 2 широко используются методы системного комплексного анализа, 3 изучаются не только организационно-экономические факторы, но и социальные, экологические, 4 преимущественно используются стоимостные и удельные показатели. Аналитическая работа при РА организуется в 3 этапа: предварительный, непосредственное изучение, заключительный- разрабатываются выводы и предложения по каждому направлению хоздеятельности, мероприятия по улучшению хоздеятельности, на основе чего составляется заключительная записка в письменной форме. Фактические результаты оцениваются в сравнении с бизнес-планом и предыдущими периодами.
Текущий (итоговый) анализ также является формой ретроспективного анализа и проводится по итогам работы за год: оценка результатов производится нарастающим итогом. Текущий анализ базируется главным образом на сравнении фактически достигнутого уровня показателей с их плановыми или нормативными значениями
Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.
Итоговый и
оперативный анализы
Перспективный анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения возможных значений в будущем. Особенность данного анализа- экономические явления и процессы рассматривают с позиций будущего времени. ПА обеспечивает управленческую систему для решения стратегических задач управления.
Цель анализа-
1.прогнозирование
по горизонтам перспективы различают: 1) на текущую перспективу; 2)ближайшую; 3)срочную; 4)среднесрочную; 5)долгосрочную. Последовательность разработки перспективы заключается в: 1. определить круг обобщающих показателей, характеризующих перспективу по основам направленности хоздеятельности
2.дополняются
обобщающие показатели
3.устанавивают последовательность анализа показателей исходя из основных направлений связи между ними. При разработке перспективного плана проводятся этапы: изучается спрос и предложение; определяется структура выпуска продукции и ее реализации; определяют технические и
организационное развитие предприятий; задаются показатели эффективности работы предприятий; определяют социальные условия труд коллектива; степень использования ресурсов предприятий; даётся перспективная. оценка уровню себестоимости продукции, возможной рентабельности собственности и заёмных средств.
Методика: изучение
закономерностей развития различных
показателей и выявление
и приёмы прогнозирования основываются на базе динамических рядов. Задача решается в несколько этапов: 1. строят график исходного динамического ряда и сопоставляют его с графиком известных функций отбирают наиболее подходящую.2.исходя из конкретных целей дальнейшего использования формулы в задачу вводят дополнительные ограничения по степени приближенности к виду имперической функции от графика наблюдений. 3.выявляют все известные параметры формулы, рассчитывают критические уровни ряда несоответствия полученной формулы с ограничениями. Возможной задачей ПА – это оценка ожидаемого выполнения, она строится на результатах наблюдений факторов за истекшую часть периода и прогнозирования их на оставшуюся часть периода.
Оперативный анализ – один из видов ЭА, который призван быстро давать объективную оценку складывающимся хозяйственным ситуациям с выполнением плановых заданий по изучаемому объекту. Он выясняет и изменяет влияние решающих факторов на отклонение развития программы, вскрывает причины отклонений, вскрывает резервы с целью принятия управленческих решений. Цель этого анализа – постоянный, систематический контроль за процессами производства и реализации продукции, выявление и использование внутренних резервов предприятия, контроль за соблюдением заданных параметров хоздеятельности. Особенности: 1.используется в системе операционного управления производством; 2.направлен на изучение краткосрочных, причинно-следственных связей, результаты, которые отражены в оперативном и первичном б/у.; 3.преимущественно при ОА применяется индуктивный метод; 4.базируется на широком использовании натуральных показателей, выражающих натурально-вещественные процессы или факторы технического процесса, влияющие на деятельность предприятия; 5.приближен по времени к моменту завершения хозоперации; 6.своевременность получения результатов за определенный отрезок времени, в течении которого принятое решение по результатам. анализа может воздействовать на краткосрочные причины отклонений; 7.приближённость расчётов, т.е. не м.б. точно определены. ОА организуется в 2 этапа: 1. предварительный – определяется круг показателей, структурных подразделений, периодичность изучения, источники информации, исполнители, методы обработки экономической информации; 2.непосредственное изучение: подбирается и обрабатывается, исследуется экономическая информация, и на этой основе принимаются управленческие решения. В оперативном порядке изучается производство, погрузка и реализация товаров; себестоимость продукции и издержки обращения; прибыль. ОА базируется на определении отклонений на оценке степени влияний на исследуемый прибыль, определение виновников отклонений, на быстрой разработке мер по поддержке методов в заданных параметрах. При анализе изучения договора поставки товаров и отгрузке покупателям. Методы, применяемые при обработке экономической информации 1)метод сравнения; 2)элиминирования; 3)корреляционный анализ. Применяемые методы зависят от степени автоматизации обработки данных.
Информация о работе Классификация экономического анализа по определенным признакам