Классическая модель «человека экономического» (в ее четырех допущениях)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:19, контрольная работа

Краткое описание

Чтобы лучше понять, откуда взялись в экономической науке модели поведения человека в экономике вместо целостного представления о человеке, нужно присмотреться к тому, когда возникли первые теории экономического поведения. С XVIII века идеи прогресса и просвещения начинают завоевывать умы европейцев. На фоне мистики и суеверий идеи торжества разума и материальности мира, который можно изучить до конца с циркулем, микроскопом и пробиркой, – захватывающи и перспективны.

Файлы: 1 файл

реферат_дел культуры.docx

— 27.04 Кб (Скачать)

 «Люди могут заниматься преследованием своих собственных интересов без опасения, что это нанесет ущерб обществу, не только из-за ограничений, предписанных законом, но также потому, что сами они являются продуктами ограничений, вытекающих из морали, религии, обычаев и воспитания».

Адам Смит

 

Введение

 

Чтобы лучше  понять, откуда взялись в экономической  науке модели поведения человека в экономике вместо целостного представления  о человеке, нужно присмотреться  к тому, когда возникли первые теории экономического поведения. С XVIII века идеи прогресса и просвещения начинают завоевывать умы европейцев. На фоне мистики и суеверий идеи торжества  разума и материальности мира, который  можно изучить до конца с циркулем, микроскопом и пробиркой, – захватывающи и перспективны. Человек – сложное  механическое устройство, которое умеет  лишь ощущать и думать. Душа –  это "лишенный содержания термин, за которым не кроется никакой идеи и которым здравый ум может  пользоваться лишь для облачения  той части нашего организма, которая  мыслит", – пишет философ и  врач Жюльен де Ламетри, увековечивший  идею "человека-машины" в одноименном  труде 1748 года. Быть идеалистом не модно, модно считать человека существом, которым руководят природные  инстинкты, стремление к выгоде и  удовольствию и страх лишений  и огорчений.

Столь же рациональны и эгоистичны люди и  в сочинениях большинства теоретиков экономической мысли XVIII и XIX веков. У Адама Смита автономными  индивидами движут два природных  мотива: своекорыстный интерес и  склонность к обмену. У Джона Стюарта  Милля людьми руководит стремление к богатству и при этом отвращение к труду и нежелание откладывать на завтра то, что можно употребить сегодня. Джереми Бентам считал человека способным к арифметическим действиям для получения максимума счастья и писал: "Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола". Леон Вальрас видел человека максимизатором полезности на основе рационального поведения. В XX веке на базе этих идей выросла уже теория игр – раздел математики, изучающий оптимальные стратегии в процессах, где несколько участников ведут борьбу за реализацию своих интересов.

Надо  заметить, что понимание ограниченности представления о человеке в экономике  как о механистическом рациональном субъекте существовала и в прошлом. Даже классик Джон Милль все же признавал влияние национальных особенностей на экономического человека и писал, что в странах континентальной  Европы "люди довольствуются меньшими денежными барышами, не столь дорожа ими по сравнению со своим покоем и своим удовольствием". В трудах представителя немецкой исторической школы экономической теории XIX века Б.Гильдебрандта, человек "как существо общественное, есть прежде всего продукт  цивилизации и истории. Его потребности, образование и отношение к  вещественным ценностям, равно как  и к людям, никогда не остаются одними и теми же, а географически  и исторически беспрерывно меняются и развиваются вместе во всей образованностью  человечества". Торнстейн Веблен считал, что людьми в экономических  поступках движет вовсе не рациональный расчет, а стремление к повышению  социального статуса, далеко не всегда рациональное, и зависящее от того, в каком культурно-историческом контексте это происходит. Веблен в каком-то смысле может считаться  родоначальником нынешних теорий престижного  потребления в маркетинге.

Однако  сторонники "антропоцентрической  экономики" всегда оставались в меньшинстве, и в общественном сознании четко  укрепилась мысль о том, что экономика  – это поле, в котором главный  мотив людей и организаций  – максимизация своей прибыли, независимо от того, какие именно это люди и  организации, в какой стране они  находятся и какие мировоззрения  разделяют.

 

I. Типы моделей поведения человека в экономике

экономический человек модель

Для экономической  теории как обобщенного отражения  многообразных, явлений хозяйственной  жизни необходима упрощенная, схематичная  модель поведения человека. Знание модели человека, лежащей в основе экономических теорий, раскрывает область  допустимых значений, в которой применимы  выводы этих теорий. В любой теоретической  системе модель человека тесно связана  с общими представлениями её автора о законах функционирования экономики  и экономической политики, кроме  этого она также отражает мировоззрение  своего создателя и идеологический контекст своего времени.

Какое значение имеют экономические теории и  модели? Понимание экономических  моделей дает возможность объяснить  мировоззренческие установки людей, спрогнозировать их поведение. Фактически, любая теоретическая экономическая  конструкция опирается на то или  иное (явное или неявное) представление  о поведении человека. При всем разнообразии имеющихся моделей  человека, можно выделить главные  компоненты, присутствующие в любой  схеме: гипотеза о мотивации (целевой  функции экономической деятельности человека); гипотеза о доступной  информации; представление о физических и интеллектуальных возможностях человека.

Наиболее  известны следующие модели человека из экономических теорий:

1. идущий  от А. Смита «компетентный эгоист»  или «экономический человек»  – действующий ради собственного  интереса, обладающий компетентностью  и сообразительностью в достижении  своего экономического интереса, а так же различающийся степенью  своей активности в зависимости  от своей роли в производстве  и классовой принадлежности;

2. гедонист, появляющийся у Дж. С. Миля и  завладевший концепцией Дж. Бентама,  в трудах которого капиталист  предстаёт не как целеустремленный  и деятельный, экономный человек,  а как человек, испытывающий  отвращение к труду и стремящийся  к работе своих средств ради  наслаждения и стремления к  «максимуму счастья»;

3. немецкая  историческая школа (Б. Гильдербрандт,  К. Книс) утверждала, что человек  в экономической теории – эгоист, облагородивший это качество  чувствами солидарности и справедливости;

4. К.Маркс  исходил из представления об  общественной сущности человека, его развитии в предложенных  обществом обстоятельствах и  видел главными фигурами капиталистических  отношений капиталиста, получающего  прибавочной стоимость и экономически  зависящего от него рабочего;

5. моделью  человека маржиналистской теории (У.С. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас)  был «рациональный максимизатор»,  рационализирующий потребление,  понимаемое как обмен благ, выражаемый  через денежный эквивалент;

6. попытка  синтеза в теории А. Маршалла  – основателя неоклассического  направления – привела, в результате, к пониманию экономики как  науки, изучающей нормальную жизнедеятельность  человеческого общества, и к модели  человека как обычного человека  из плоти и крови, отличающегося  определенным уровнем рациональности;

7. согласно  Дж. М. Кейнсу обладающий неполной  информацией и находящийся в  состоянии неопределенности экономический  субъект – это человек, который  для рационализации ситуации  прибегает к помощи более информированного  государства.

С определенной долей условности можно сказать, что в современной экономической  теории существуют две главные модели поведения человека: модель экономического человека, или рационального максимизатора  и так называемая альтернативная модель.

 

II. Общая характеристика модели экономического человека

Деятельность  человека является целенаправленной, причем целеполагание происходит заранее, до начала самой деятельности. Человек  стремится к наибольшему значению своей целевой функции: лучшему  удовлетворению потребностей. Причем под потребностями прежде всего  имеются в виду потребности материальные, поддающиеся насыщению в соответствии с первым законом Госсена (при  последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей). Предполагается также, что потребности и вкусы удовлетворяются  только за счет внешних объектов (благ), а не внутренних источников (к примеру, самостоятельной творческой деятельности). Получаемые субъектом наслаждения: понимаются часто количественно, что  дает возможность приравнять их к  денежным суммам.

Человек по поводу извлечения полезности из экономических  благ ведет себя полностью рационально. Это предусматривает следующие  условия:

1. Он  действует на конкурентном рынке,  что предполагает его минимальную  взаимосвязь с другими экономическими  людьми. «Другие» – это конкуренты. Желание увеличить свое благосостояние  реализуется только в форме  экономического обмена, а не в  форме захвата или кражи.

2. Экономический  человек рационален с точки  зрения механизмов принятия решений.  Он способен к постановке цели, последовательному ее достижению, расчету издержек в выборе  средств такого достижения. Не  существует никаких внешних ограничений  для обмена (при условии, что  обмен ведёт к максимизации  полезности).

3. Экономический  человек обладает полнотой информации  о той ситуации, в которой он  действует.

4. Экономический  человек эгоистичен, то есть он  стремится к максимизации своей  выгоды. Ему безразлично, как изменится  благосостояние других людей  в результате его действий.

В числе  основных характеристик экономического человека следует выделить шесть  компонентов: выбор, существование  предпочтений и ограничений, процесс  оценивания, принятие решения на основе собственных предпочтений, ограниченность информации и, наконец, рациональность.

Выбор. Основаниями  для возникновения ситуации выбора являются, с одной стороны, ограниченность ресурсов, а с другой – возможность  их использования для удовлетворения различных потребностей. Таким образом, выбор – это совокупность действий, которые выполняет человек для  достижения целей (удовлетворения потребностей) в условиях ограниченности ресурсов, допускающих альтернативные варианты использования.

Предпочтения  и ограничения. Предпочтения – это  форма выражения потребностей, в  которых различные комбинации благ упорядочены с точки зрения степени  удовлетворения данных потребностей. Ограничения – объективные возможности  удовлетворения потребностей. В числе  ограничений (или их компонентов) фигурируют не только цены и доход, как в стандартных  неоклассических моделях, но и предпочтения других людей, если речь идет о системе  обмена с малым числом участников. Кроме того, в числе ограничений оказываются правила игры с соответствующими механизмами обеспечения их соблюдения.

Оценивание. Варианты выбора не упорядочиваются  сами по себе. Их необходимо оценить. Вот  почему предполагается, что экономический  человек наделен также способностью к оцениванию как условию совершения выбора. Экономический человек не безразличен к окружающему миру, он непрерывно оценивает, соизмеряет все  объекты и состояния мира по какому-либо критерию.

Принятие  решений на основе собственных предпочтений (мотивация). В соответствии с обобщенными  представлениями об экономическом  человеке, которые разделяются большинством исследователей, выбор осуществляется на основе собственного интереса, в  соответствии с собственными предпочтениями, а не предпочтениями других людей (конкурентов, контрагентов или государства в  лице регуляторов, законодателей или  представителей исполнительной власти). Предпосылка собственного интереса означает, что человек не следует  автоматически принятым в обществе нормам, традициям и т.д. и не имеет того, что принято называть совестью или нравственностью.

Ограниченность  информации. Информация, необходимая  человеку для принятия решения, изначально не является данной ему. Более того, для ее получения необходимо затратить  определенное время, а также ресурсы. Иными словами, получение ценной информации сопряжено с издержками.

Рациональность. Одно из основных допущений экономической  теории состоит в том, что человек  делает рациональный выбор. Рациональный выбор означает предположение, что  решение человека является результатом  упорядоченного процесса мышления. Слово  «упорядоченный» определяется экономистами в строгой математической форме. Вводится ряд предположений о  поведении человека, которые называются аксиомами рационального поведения. При условии, что эти аксиомы  справедливы, доказывается теорема о существовании некой функции, устанавливающей человеческий выбор, – функции полезности. Полезностью называют величину, которую в процессе выбора максимизирует личность с рациональным экономическим мышлением. Можно сказать, что полезность – это воображаемая мера психологической и потребительской ценности различных благ. В экономической теории рациональность человека определяется тем, что выбор, который осуществляет человек, приводит к результату, который с точки зрения данного человека в наибольшей степени соответствует его целям.

Следует выделить два подхода в отношении  модели человека, которые сформировались в экономической теории и с  некоторыми модификациями существуют в настоящее время: антропологический  и методологический.

В рамках антропологического подхода, последовательным представителем которого можно считать  Н. Сениора, доказывалось, что экономический  человек – это человек, который  существует в действительности. Таким  образом, эгоистическая мотивация  признавалась естественной.

Впервые методологическая версия экономического человека появилась в работах  Джона Стюарта Милля. В отличие  от антропологического в рамках методологического  подхода экономический человек  считался абстракцией, которая хотя и отражала некоторые черты реального  человека, но не могла отождествляться  с ним.

Понимание экономического человека как абстракции, некоторого упрощения открывает  возможности детального, операционального исследования поведения человека, что  и было реализовано в последующем  развитии экономической теории наряду с априорными предпосылками как  необходимым атрибутом абстрагирования. Данный поход сочетается с инструменталистским  определением рациональности. В рамках этой рациональности человек рассматривается как «неопределенность», которая и должна принять решение.

Информация о работе Классическая модель «человека экономического» (в ее четырех допущениях)