Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:41, курсовая работа
Свое начало история экономических учений берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени осуществляются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. При этом по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и культуре постоянно обновляется и совершенствуется и экономическая теория.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы классической экономической теории………………………………..4
2. Этапы развития классической политической экономии и значение
каждого из них для современности…………………………………………….10
2.1. Первый этап развития классической политической экономии …..……...10
2.2. Второй этап: Актуальность идей Адама Смита…………………………..11
2.3. Третий и четвертый этапы развития классической политической
экономии: Ж.Сэй, Д.Рикардо, Т.Мальтус, К.Маркс, Д.Милль……………….15
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………...
В этой связи более целесообразным считаю использование Марксистской теории народонаселения, теории представителя четвёртого и последнего этапа в развитии классической политэкономии (вторая половина 19 века), которая исходит из признания решающего влияния на демографические процессы социально-экономических факторов. К.Маркс утверждал, что "... всякому исторически особенному способу производства в действительности свойственны свои особые, имеющие исторический характер законы народонаселения". С точки зрения исторического материализма К.Маркса научно несостоятельны теории, пытающиеся объяснить рост народонаселения чисто биологическими и вообще внеисторическими закономерностями, к этим теориям относится и мальтузианство. Хотя между уровнем развития производительных сил и темпом роста народонаселения в различных общественно-экономических формациях нет точного, раз и навсегда установленного соответствия. Данные исторических наук свидетельствуют о детерминации роста народонаселения развитием способа производства. Так, в условиях относительно медленного развития, характерного для феодального способа развития производства и темпы прироста народонаселения, как правило, являются замедленными. Напротив, быстрое развитие капиталистического способа производства, основанного на машинной индустрии стимулирует ускоренный рост народонаселения. Однако следует иметь ввиду, что способ производства не является единственной причиной роста народонаселения. На прирост и структуру народонаселения, его профессиональный и возрастной состав оказывают влияние не только производительные силы и производственные отношения, но также и многие национальные традиции, и культура данного народа, различные исторические события, войны, революции и т.д. Вместе с тем, темпы роста и структура народонаселения оказывают обратное воздействие на всю систему материального производства. В одних случаях они могут содействовать развитию производства, в других - затормозить его. По мнению К.Маркса, человек является главной производительной силой, а во все исторические эпохи подавляющее большинство населения было занято производительным трудом. Поэтому все виды общественной деятельности строились в зависимости от производственной деятельности, в процессе которой создавались и развивались сами материальные условия существования человечества. В силу этого и закономерности производственной деятельности, в конечном счете, оказывались определяющими по отношению ко всем другим видам человеческой деятельности. Это позволило К.Марксу объяснить феномен безработицы не биологическими законами размножения людей, а особенностями капиталистической системы хозяйствования, в которой всегда, даже при самых благоприятных условиях, существует определённый слой незанятых в общественном производстве, вопрос лишь в том - как велик этот слой и насколько государство может его обеспечивать до тех пор пока не найдёт способа его задействования в процессе производства.
Последним из классиков, о котором пойдёт речь в данной работе является Д.Милль, который обобщил лучшие достижения классической школы. Несмотря на уже зарождавшееся более прогрессивное направления экономической мысли - неоклассической экономической теории , популярность теоретических воззрений классиков оставалась весьма внушительной, что можно объяснить лишь тем, что Милль, будучи строго привержен положению эффективности ценообразования в условиях конкуренции и осуждая классовую тенденциозность и вульгарную апологетику в экономической мысли, был обращён к рабочему классу и реформам , что чрезвычайно важно в современных российских условиях.
Заключение
Итак, экономика – это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни.
Самыми известными и яркими представителями классической экономической теории были шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикардо (1772-1823). При рассмотрении экономических явлений и процессов классики политической экономии придерживались определённой системы общих предпосылок. Главными из них были концепция "экономического человека" и экономический либерализм (экономическая свобода).
В основе экономических взглядов А. Смита лежит следующая идея: продукты материального производства – это богатство нации; а величина последнего зависит:
– от доли населения, занятого производительным трудом;
– производительности труда.
Главный фактор увеличения уровня производительности труда – разделение труда, или специализация.
С помощью модели общего экономического равновесия исследуется взаимосвязь всех рынков экономической системы.
Классическая теория основывается на предположении о стабильности равновесия, т.е. о способности рынка самостоятельно вернуться в положение равновесие в случае отклонения от него.
Список использованной литературы
1. Грачев В.А. История экономических учений: Учеб. пособие. – Киров: Изд.-во «АСА», 2001.
2. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. М., Юристъ, 2000
3. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 2002
4. Основы теории современной экономики. Двадцать пять лекций. – ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2000.
5. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.: В 2 кн. Кн. 1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1996.
6. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. - М.: Экономика, 1996.
Информация о работе Классическая экономическая теория основы, развитие, значение для современности