Экономический анализ в период перехода к рыночным отношениям

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 11:45, реферат

Краткое описание

Инвесторам анализ необходим в принятии управленческих решений. При предоставлении кредитов банку надо быть уверенным в надежности предприятия, а для этого необходим анализ балансов предприятий. Поставщики должны быть уверены в платежеспособности потребителей. Анализ проводят аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации.

Оглавление

Вступление 3

1. Особенности развития ТЭА в период перехода к

рыночным отношениям 4

2. Трудности развития ТЭА в рыночной экономике 6

3. Задачи экономического анализа в современных условиях 8

Выводы 9

Список использованной литературы 10

Файлы: 1 файл

ТЭА реферат.doc

— 54.00 Кб (Скачать)

      Министерство  образования и науки Украины

      Азовский  региональный институт  управления

      Запорожского  национального технического университета 
 
 
 
 
 

      Реферат по теории экономического анализа 

      на  тему:

      «Экономический  анализ в период перехода  к рыночным  отношениям» 
 
 
 

      Выполнила:

      ст. 203-б группы

      факультета  управления

      Ильина  Тамила

      Приняла:

      Черемисина  Т. В. 
 
 
 

      Бердянск 2010 

      Содержание: 

        Вступление                                                                                    3

      1.  Особенности развития ТЭА в период перехода к

      рыночным  отношениям                                                                4

      2. Трудности развития ТЭА в рыночной  экономике                 6

      3. Задачи экономического анализа  в современных условиях   8

      Выводы                                                                                           9

      Список  использованной литературы                                         10  
 

          
 
 

 

       Вступление 

      На  современном этапе развития экономики перед анализом хозяйственной деятельности как наукой ставятся новые задачи, определяются новые направления развития.

      Перестройка хозяйственного механизма и его  ориентация на рыночные отношения требуют  пересмотра традиционного понимания  многих важных экономических категорий, а в отдельных случаях наполнения их совершенно иным смыслом и практическим содержанием.

      Понятие экономического анализа разграничивается на теоретический экономический  анализ ( по преимуществу качественный) и конкретно-экономический ( по преимуществу количественный).

      Теоретический анализ - база для конкретно-экономического анализа, а экономический анализ в широком смысле охватывает все звенья, всю структуру народного хозяйства, т.е. сферу материального производства и непроизводственную сферу.

      Методы  и организация анализа различны в зависимости от иерархии той ли иной хозяйственной системы. Учитывая особенности в методах и организации анализа, выделяют макро- и микроэкономический анализ. Под макроэкономическим анализом выступает анализ результатов функционирования народного хозяйства вцелом и в отраслевом, территориальном и программном разрезах. Микроэкономический анализ предполагает анализ основных звеньев народного хозяйства (предприятий, организаций).

      Рыночная  экономика дает полную самостоятельность  предприятий в определении производственной программы на основе изучения рынка, выборе партнеров, распоряжении своей продукцией и заказами. Экономические результаты деятельности любой формы подвержены колебаниям и зависят от множества факторов.

      Анализ  необходим собственникам средств  производства. Руководителю компании надо знать конкурентов, партнеров, клиентов. Необходимо определить уменьшение или увеличение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия.

      Инвесторам  анализ необходим в принятии управленческих решений. При предоставлении кредитов банку надо быть уверенным в надежности предприятия, а для этого необходим анализ балансов предприятий. Поставщики должны быть уверены в платежеспособности потребителей. Анализ проводят аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации. 

      1. Особенности развития ТЭА в  период перехода к рыночным  отношениям 

      В рыночной экономике сущность и роль анализа заметно изменяются. Такое  положение обусловлено принципиальными  различиями, внутренне присущими централизованно планируемому и рыночному типам экономики.

      В условиях централизованного планирования предприятие не было свободно в формировании хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, а при развитии рыночных отношений предприятия  разных форм собственности сами определяют хозяйственную политику. С помощью анализа хозяйственной деятельности определяются резервы, обеспечивается объективная оценка состояния резервов производства и степени их использования. При этом очевидны реальный дефицит или убыток ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на имеющихся ресурсах. Но главное не в том, чтобы оценить и указать на ошибки, а в разработке путей устранения этих ошибок. Анализ должен показать пути мобилизации резервов, возможности их ресурсного и финансового обеспечения, т.е. способствовать повышению научной обоснованности принимаемых управленческих решений.

      Хозяйственная самостоятельность ставит перед  предприятием принципиально новые  задачи при планировании дальнейшего развития. Предприятие формирует методы стратегического анализа, оценки влияния внешней среды на решение поставленных задач, выбор наиболее экономичных методов достижения поставленных целей.

      Экономический анализ способствует уменьшению риска, связанного с выбором правильного решения.

      Экономический анализ имеет большое значение не только в процессе принятия решения. Функция экономического анализа  состоит в оценке закономерностей  развития хозяйственных процессов, их динамики, степени напряженности, размера и характера отклонений от плана и нормативов, причин и факторов этих отклонений: в оценке состояния и использования ресурсов, результатов работы, выявлении резервов и путей повышения эффективности производства.

      Анализ  является своеобразным связующим звеном между всеми функциями управления, он представляет собой творческий процесс, инструмент, обеспечивающий возможность научного управления производством.

      Если  учет и контроль поставляют информацию, то экономический анализ должен сделать  ее пригодной для принятия решения, В условиях управления по отклонениям экономический анализ направлен прежде всего на сопоставление фактических результатов с принятой базой, выявление отклонений от требуемого состояния и оценку его величины, причин, последствий, определение путей ликвидации или уменьшения с тем, чтобы обосновать оперативное планирование и регулирование производства.

      Определяя и обосновывая направления регулирования  производства, экономический анализ в процессе исполнения решений получает новую информацию, он замыкает старый виток управления и начинает новый.

      Выделившись в последнее время в самостоятельную  стадию управленческого цикла, экономический  анализ играет еще и обеспечивающую роль по отношению к планированию, стимулированию, организации, контролю и регулированию производства. Функции управления реализуются в следующей последовательности: анализ - планирование текущее и оперативное - учет - контроль - анализ - регулирование - анализ - планирование на будущий период. Главное в этой цепочке то, что анализ должен "упреждать" принятие и завершать исполнение решений, оценивая эффективность их реализации.

      В новых условиях возникает настоятельная  необходимость приведения в соответствие всех элементов формирующейся системы  управления с адекватными ей методами хозяйствования, важнейшим из которых выступает коммерческий расчет.

      Таким образом, практика хозрасчета не охватывала основного этапа — получения  прибыли и ее стимулирования и  потому не обеспечивала реализации провозглашенных  теорией принципов хозяйственного расчета.  

      2. Трудности развития ТЭА в рыночной  экономике 

      Особенность анализа коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений —  существенное изменение его задач  и функций, что влечет за собой  изменение его методологии и  методики. С ориентацией производственной, посреднической и других видов деятельности на требования как внутреннего, так и внешнего рынка возникают совершенно новые, не традиционные для нашей хозяйственной практики задачи, реализуемые в рамках маркетинговой деятельности предприятия. Необходимо отметить двойственный характер применяемых в маркетинге методов и приемов анализа.

      С одной стороны, анализ коммерческой деятельности выступает как средство реализации функций маркетинга, с  другой — как функция управления маркетинговой деятельностью в целом. Результаты данного анализа представляют собой часть аналитических разработок, осуществляемых в рамках анализа всей хозяйственной деятельности предприятия.

      Существенное  расширение состава субъектов анализа  связано также с формированием рынка услуг и появлением целого ряда нетрадиционных для нашей экономики финансово-кредитных институтов (инжиниринговых, консалтинговых, лизинговых и факторинговых и др.).

      Рыночная  экономика характеризуется динамичностью  ситуаций как коммерческой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях наибольшее значение приобретает оперативный или ситуационный коммерческий анализ. Особенность ситуационного анализа — его комплексность, что позволяет по состоянию на определенную дату оценить характер изменений на рынке, позитивные и негативные результаты финансовой деятельности, своевременно сформировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия.

      Ситуационный  анализ коммерческой деятельности основан на компьютерной технологии обработки оперативных информационных массивов.

      Результаты  оперативного анализа используются также на уровне отдельных функциональных служб предприятия. Эта информация не содержит всего комплекса аналитических показателей и в этом смысле является строго ориентированной и фрагментарной. В то же время эти информационные массивы могут быть более детализированными и потому не дублирующими ситуационный анализ коммерческой деятельности. 

      3. Задачи экономического анализа в современных условиях  

      В новых условиях следует ожидать  значительного сокращения поступления  отчетных данных с микроуровня на макроуровень. Этому процессу будет  способствовать коммерческая тайна, которая  уже фактически имеет место на ряде совместных и частных предприятий, ассоциаций, акционерных обществ, кооперативов и др. развитие информационной базы анализа на микроуровне будет, на наш взгляд, иметь обратную тенденцию, его состав в существенной мере расширится. Если раньше он на 80% определялся действующей системой бухгалтерского учета и отчетности, то теперь это соотношение изменится за счет увеличения удельного веса внеучетных источников информации, характеризующих состояние внешней среды: рынков товаров и услуг, их конкурентоспособности, процентных ставок и котировки валюты, устанавливаемых государственными, коммерческими банками, рынка услуг и рабочей силы и др. Создание комплексных автоматизированных информационных систем коммерческой информации — задача весьма сложная, но, как показала международная практика, вполне осуществимая.

      Особой  задачей экономического анализа  в современных условиях является исследование коммерческого риска. Затратный метод, существовавший ранее, административно-командное управление, широко распространенная практика дотирования убыточных предприятий заменяются гибкой коммерческой системой, действительно связанной часто с конкурентной непредсказуемостью, с значительным коммерческим риском. Коммерческий риск в условиях рыночной экономики — категория объективная, доставляющая массу хлопот предпринимателям, ведущим хозяйственно-финансовую деятельность при любой форме собственности. Преодолеть возникающие трудности с наименьшим риском можно при двух непременных условиях:

      Во-первых, с помощью организации тщательного анализа затрат живого и овеществленного труда, регулярного учета, контроля и анализа себестоимости в процессе производства и реализации продукции (промышленного и потребительского назначения). Наблюдающийся ценовой беспредел, свободная «накрутка» цен во многом порождаются крайним ослаблением, а порой и полным отсутствием контроля и анализа со стороны общества за процессом ценообразования;

      Во-вторых, кардинальной перестройкой анализа потребительского спроса в условиях либерализации цен. Изучение потребительского спроса всегда являлось слабым местом нашей экономики. Централизованное фондирование, сложная система управления товарными потоками, многозвенная система прохождения любого товара делали его путь от производителя к потребителю поистине «тернистым».

Информация о работе Экономический анализ в период перехода к рыночным отношениям