Экономические законы: их объективный характер и механизм использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 06:00, курсовая работа

Краткое описание

Экономические законы - это прежде всего законы эволюции производственных отношений (или отношений экономической собственности) в их взаимосвязи с развитием производительных сил. Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер, т.е. воспроизводятся независимо от воли и сознания людей. Однако они существенно отличаются от них, потому возникают, развиваются и функционируют только в процессе экономической деятельности людей - производстве, распределении, обмене и потреблении, поэтому зависят от сознательной деятельности людей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Содержание и сущность экономических законов………………………….4
1.1 Хозяйственная деятельность человека, как предпосылка возникновения экономических законов…………………………………………………………….
1.2 Определение сущности экономических законов……………………………..
2. Экономические законы, их система и разновидности………………………...
2.1 Содержание и форма экономических законов………………………………..
2.2 Система экономических законов……………………………………………...
2.3 Разновидности экономических законов………………………………………
3. Применение экономических законов в экономике РК………………………..
3.1 Познание и использование экономических законов…………………………
3.2 Взаимодействие экономических законов и экономической деятельности людей………………………………………………………………………………..
3.3 Механизм действия экономических законов применительно к экономической деятельности людей……………………………………………...
4. Заключение……………………………………………………………………….
5. Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯЯЯ.docx

— 72.63 Кб (Скачать)

      Основная  категория закона, выступающая на поверхности хозяйственной жизни  общества, - экономия времени вообще и рабочего – в особенности. Другая сущность закона экономии времени –  дополнительные затраты рабочего времени, необходимые хозяйствующему субъекту для достижения экономии. Дополнительные затраты рабочего времени имеют  различную форму: дополнительные капитальные  вложения, затраты на создание новых рабочих мест, расходы на новые технологии, повышение качественных характеристик рабочей силы и т.д.

      Объективные требования закона экономии времени  реализуются лишь в том случае, если экономия времени оказывается  выше дополнительных затрат на ее достижение.

      Советская модель хозяйствования с ее жестко централизованной концентрацией прибавочного продукта и его расходованием  без учета не только перспективной, но и текущей эффективности оказалась  не способной к реализации объективных требований закона экономии времени.

      С развитием конкурентно-рыночных отношений  ситуация резко меняется: хозяйствующие  субъекты, игнорирующие требования закона экономии времени, оказываются банкротами.

      Закон повышающейся производительности труда. Сущность этого закона состоит в производстве максимума продукции с минимальными затратами живого труда. Прогрессивной тенденцией данного закона является рост производительности живого труда.

      Закон повышающейся производительности труда  выступает средством реализации закона экономии времени. Активность живого труда, темпы роста его производительности определяют, будет или нет достигнута экономия времени по сравнению с  дополнительными затратами совокупного труда на эту экономию.

      Объективные требования закона экономии времени  реализуются лишь при условии, если темпы роста производительности живого труда опережают темпы  роста зарплаты, материало- и фондовооруженности труда работника.

      В качестве второй сущности, (категории) закона повышающейся производительности труда предлагается рассматривать производительные силы общества. Производительные силы выступают условием достижения определенной выработки продукции работником. Достижения же в производительности труда определяют возможности для развития средств производства и самого работника в каждом последующем периоде. Таким образом, две сущности закона составляют диалектическое единство, в котором условие становится следствием и наоборот. Противоречие разрешается в процессе производства путем реализации требований закона экономии времени.

      Важное  научное и практическое значение имеет рассмотрение понятия «уровень производительности труда».

      Уровень производительности труда определяется отношением продукция: работник. По определению К. Маркса, «общественный уровень производительности труда находит выражение в относительной величине средств производства, который рабочий превращает в продукт в течении данного времени при неизменном напряжении».[4]

      Каждое  поколение, вступая в трудоспособный возраст, наследует достигнутым  предыдущим поколением уровень производительности труда имеет большое аналитическое  и практическое значение. Он используется в международных сравнениях, отражает конкурентную способность страны, влияет на формирование цен на мировых рынках и т.д.

      Темпы изменения производительности труда  – средство замедления или ускорения  роста уровня производительности труда. В темпах роста производительности труда отражается превосходство  данного периода производства по сравнению с предшествующим.

      Темп  прироста производительности труда  – результат сложного взаимодействия средств производства и рабочей силы. До реального трудового процесса они представляют собой лишь исходный момент, возможные факторы процессы производства. Будет ли возможность превращена в действительность и какими будут конечные результаты взаимодействия средств производства и работника,- зависит от активности последнего, определяемой множества факторов экономического, социального и политического характера.

      Закон возвышения потребностей объективно выражает прогрессивный процесс обновления системы экономических потребностей общества, их количественный и качественный рост. Механизм действия этого закона состоит в постоянном переходе потребностей высшего порядка в обычные, а последних – в потребностей низшей степени необходимости; одни потребности угасают, появляются новые. Развитие системы потребностей обусловлено развитием производства, реализацией требований основного экономического закона и законов экономии времени, повышающейся производительности труда и др.

      Особенность категории экономических потребностей состоит в том, что она находится  как бы вне воспроизводственного процесса, одновременно пронизывая всю  систему экономических отношений  и выступая стимулом, мотивом труда  и его эффективных результатов. В связи с этим рассмотрение в  качестве второй сущности закона возвышения экономических потребностей общественного  производства вряд ли является отражением реальной действительности. При таком  подходе взаимосвязываются две системы разного экономического порядка. Экономические потребности как бы предшествуют процессу непосредственного производства, это его исходный побудительный мотив, его предпосылка. Сущностью порядка, аналогичного экономическим потребностям, служат экономические возможности, или ресурсы, общества. Они так же как и потребности, - исходная экономическая предпосылка процесса воспроизводства. Эти две категорий и составляют две стороны закона возвышения потребностей, его противоречивое единство. Особенностью экономических потребностей является их стремление к безграничному развитию, к постоянному опережению экономических возможностей общества. Но экономические ресурсы ограничены. В постоянном преодолении этого противоречия, в удовлетворении уже возникших потребностей, в поисках новых экономических ресурсов и состоит прогрессивный характер действия закона возвышения потребностей. В силу этого ограниченность ресурсов носит относительный характер.

      Главным фактором реализации требований закона возвышения потребностей выступает  НТП. Он стимулирует возникновение  новых потребностей как у производителей, так и у потребителей. Одновременно НТП служит средством разрешения противоречия между постоянно увеличивающимися и возвышающимися потребностями и ограниченными материальными и социальными возможностями для их удовлетворения.

      В любой социально-экономической системе  производство призвано удовлетворять  и постоянно развивать систему  личных экономических потребностей. Если производство перестает служить  этой естественно предназначенной  цели, оно теряет стимул и источник развития и в конце концов саморазрушается.

      Как показывает мировая практика, экономическому процессу через развитие системы  личных потребностей пока в наибольшей степени отвечают рыночная экономика  и развитие товарно-денежных отношений.

      Специфика рынка и рыночных отношений состоит  в нацеленности на получение максимума  прибыли, который в конечном счете  реализуется через денежные доходы населения в обмен на потребительские  товары и услуги.

      Рыночная  экономика заинтересована в развитии системы экономических потребностей населения, постоянном обновлений механизма воздействия на эту систему. Все большее осознание рыночными структурами взаимосвязи производства с возможностями реализации его результатов, определяемыми доходами населения, обусловили необходимость перераспределения доходов в обществе.

      Однако  тот же мировой опыт свидетельствует  о негативном воздействии рынка  на развитие системы потребностей человека: стимулирование вредных для здоровья и нравственности потребностей, формирование «общества потребления», накопление излишних и ненужных товаров, разрушение среды обитания человека и т.д.

      Вместе  с тем рассмотрение закона возвышения потребностей как закона только личных потребностей не выдерживает критики  не только с методологических позиций, но и с позиций практики. При  таком подходе закон возвышения потребностей и его категория  «потребности» оказываются сведенными лишь к одному хозяйствующему субъекту – работнику, индивиду и его личным потребностям.

      Общество  же состоит из нескольких хозяйствующих субъектов, каждый из которых имеет свою систему потребностей. Система потребностей общества потому и развивается, что она представляет собой противоречивое единство: личные потребности могут «возвышаться» лишь на основе развития и «возвышения» производственных потребностей и взаимодействия последних с системой личных потребностей.

      Не  только уровень, но и структура потребления  и экономических потребностей населения  страны определяются двумя факторами: уровнем экономического развития и  экономической эффективностью национального хозяйства. Эта связь – прямая и легко прослеживается по странам. 

2.2. Система экономических законов

     Система экономических законов включает четыре их типа:    Первый тип — всеобщие экономические законы, свойственные всем общественным способам производства (законы соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил; роста производительности труда; экономии рабочего времени и др.), отражающие внутренние, необходимые, устойчивые и существенные связи, присущие различным технологическим способам производства, процессу взаимодействия человека с природой, соединению личных и вещных факторов в процессе труда.             Второй — законы, действующие в нескольких общественно-экономических формациях и отражающие внутренние, необходимые, устойчивые и существенные связи, свойственные нескольким технологическим способам производства в их взаимодействии с некоторыми однородными элементами различных общественных форм. Это особые экономические законы. Например, законы товарного производства: стоимости, спроса и предложения и др.           Третий тип — специфические экономические законы, действующие только в пределах одного общественного способа производства. Важнейший из них — основной экономический закон, выражающий наиболее глубинные связи между производительными силами и производственными отношениями, отношениями собственности во взаимодействии с развитием производительных сил, а также основную цель общественного способа производства. К таким формационным законам можно, например, отнести закон капиталистического накопления.           Четвертый тип — законы, действующие лишь на одной из стадий (восходящей или нисходящей) общественного способа производства (например, закон зарождения монополии из концентрации производства). Так, на государственно-корпоративной стадии постиндустриальной эволюции расширяется сфера действия закона планомерности экономического развития.

2.3. Основные экономические законы:

  • Закон спроса и предложения
  • Закон общего макроэкономического равновесия
  • Закон частного экономического равновесия
  • Закон производительной силы труда
  • Закон конкуренции
  • Закон стоимости
  • Законы денежного обращения
  • Законы экономического роста
  • Закон возрастающих вмененных издержек
  • Закон убывающей отдачи
  • Закон эффективности производства
  • Закон пропорциональности
  • Закон накопления
  • Впервые детальная разработка закона спроса и предложения появилась в трудах испанского и перуанского юриста и экономиста Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.         Его теория субъективной стоимости приводит к различению элементов спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Это послужило основой определения понятий публичных торгов и соперничества покупателей и продавцов.       Кроме спроса и предложения Матьенсо также рассматривал и другие факторы, влияющие на определение справедливой цены, и описывающие столь вариативную морфологию рынка. В посмертно изданном трактате «Commentaria Ioannis Matienzo Regii senatoris in cancellaria Argentina Regni Peru in librum quintum recollectionis legum Hispaniae. — Mantuae Carpentanae : Excudebat Franciscus Sanctius, 1580» перечислены:
  • изобилие или нехватка товаров
  • изобилие покупателей и продавцов
  • необходимость в каком-нибудь товаре
  • работа и издержки производства
  • преобразование сырья
  • расходы на транспорт и на его износ
  • изобилие или нехватка денег
  • географические и погодные факторы
  • субъективное мнение участников рынка
  • наличие или отсутствие монопольных структур
  • ожидание будущего состояния всех вышеперечисленных факторов Исследователь Оресте Попеску (Oreste Popescu) замечает по поводу этого списка: «Европа даже не была готова плодотворно использовать подобное сокровище знаний» в XVI веке.
  • Макроэкономическое равновесие Понятие макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между: - ресурсами и их использованием; - факторами производства и результатами их использования; - совокупным производством и совокупным потреблением; - совокупным предложением и совокупным спросом; - материально-вещественными и финансовыми потоками. Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики.
  • Производительные силы, система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства. Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся общественно-экономических формаций процесс становления и развития самого человека. Производительные силы образуют ведущую сторону способа производства, основу развития общества. Каждой ступени развития Производительные силы соответствуют определённые производственные отношения, выступающие в качестве общественной формы их движения. В процессе своего развития Производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из стимулирующих форм развития Производительные силы эти отношения превращаются в их оковы. Тогда в условиях антагонистических формаций наступает эпоха революции социальной, происходит переворот в экономической структуре общества, в юридической и политической надстройке. Главная Производительные силы общества - это сами люди, участники общественного производства - рабочие, трудящиеся массы. [5]
  • Закон конкуренции - социально-экономический закон,  влияющий через отношения субъектов собственности на взаимодействие  законов разделения и перемены труда. Ареной действия закона конкуренции выступает все общественное производство, источником саморазвития - постоянное возникновение и разрешение социального противоречия между необходимостью максимальной самореализации человека  во имя выживания и сопротивлением общественной среды этому естественному проявлению. В ходе развертывания научно-технического прогресса  это противоречие  разрешается, с тем чтобы возникнуть вновь и разрешиться на новой ступени общественного развития. Виды конкурентной борьбы все усложняются, становятся более многообразными и вариативными, принимают все более опосредованный характер. Наряду с конкуренцией мелких и средних производителей конкурентная борьба ведется между монополиями в одной отрасли хозяйства, между монополиями смежных отраслей, внутри монополий, между монополизированными и немонополизированными предприятиями и т.д. Конкуренция  на современном этапе входит во все сферы экономических отношений. Вместе с тем, несмотря на разнообразие и сложность видов конкурентной борьбы, ее результаты строго детерминированы соотношением возможностей и способностей тех или иных субъектов конкуренции. Основные формы проявления закона конкуренции отражают различные типы взаимодействия законов разделения и перемены труда через отношения субъектов собственности. Они выражаются в четырех классических моделях: совершенной (чистой) конкуренции, а также в виде ее несовершенных форм - монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции и чистой монополии. Совершенная конкуренция  порождает наиболее органичное взаимодействие законов разделения и перемены труда, не сдерживаемое внешними ограничителями: отсутствует контроль  над ценой, спрос очень эластичен, не практикуются неценовые методы,  устранены препятствия для организации бизнеса. Противоположностью конкуренции выступает монополия.  В данной модели одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей, контроль над ценами значительный, спрос неэластичный, вход в отрасль для других фирм закрыт. В связи с отсутствием катализирующего влияния конкуренции через отношение  субъектов собственности блокируются естественные взаимосвязи между законами разделения и перемены труда. Г.Н. Соколова.
  • Закон стоимости - экономический закон, согласно которому производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда. Если затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается, что позволяет регулировать величину товарного производства.
  • Мировые товарно-денежные отношения, а также в отдельной стране требуют определенного качества денег для обращения. Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.

    Такой закон был открыт К. Марксом. Он устанавливает  количество денег, необходимое для  выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

  • Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека. По сути, он является одной из форм более широкого процесса экономического развития, включающего не только умножение результатов производства, но и становление новых прогрессивных пропорций. Они формируют предпосылки последующего прогресса, которые в данный момент еще не способны привести к умножению реального национального дохода, но, тем не менее, обеспечивают его в будущем.
  • Закон убывающей отдачи - закон, в соответствии с которым сверх некоторых фиксированных значений факторов производства предельный продукт при изменении любого из переменных факторов, влияющих на объем производства сверх некоторого уровня использования фактора, будет уменьшаться по мере роста масштабов вовлечения этого фактора.

3. Применение экономических законов в экономике РК     3.1. Познание и использование экономических законов   Экономические законы математически проявляются в различных формулах функциональной зависимости. Определение количественного выражения экономической закона имеет очень важное значение. Оно дает возможность наглядно увидеть, как развиваются экономические процессы, своевременно выявить недостатки и принять соответствующие меры по устранению их. Процесс познания экономических законов - это открытие определенного экономического закона, выявление механизма его действия.  Есть два пути познания экономических законов: За обнаружения новых законов и за углубления раскрытия содержания, механизма действия и взаимодействия законов. Научный путь познания экономических законов содержит несколько ступенив. На первой ступени познания экономические законы следует расдать как законы объективно существующего реальной жизни общества, производственных отношений. Из многих тысяч экономических связей проявлениевают существенные, имеющих устойчивый характер.  Вторая ступень познания экономических законов опирается на первый и реализуется в процессе научной деятельности людей. Познание происходит как теоретическое отражение реально существующих объективных законов. Это отображение может быть более или менее полным и достает выражение в законах науки (законах экономической теории). Следовательно, экономический закон - это открытие определенного экономического закона, выявление механизма его действия.         Пути познания экономических законов: за обнаружения новых законов и за углубления раскрытия содержания, надо отличать от закона науки. Последний является экономической категорией (сложнее по сравнению с обычными категориями). Это отличие напоминает различие между человеком и отражением ее в зеркале. Как это отражение зависит от качества зеркала, так и закон науки зависит от качества научных исследований. Третья ступень познания экономических законов состоит в апробации законов науки в действии. Изучая практику хозяйствования, делают определенные выводы и обобщения, затем вносят дополнения и изменения в научных определений и описаний экономических законов. Вместе совершенствуется и механизм использования. Механизм использования экономических законов содержит комплекс мероприятий, направленных на преодоление экономических противоречий, разработку форм, принципов и методов использования экономических законов с целью эффективного ведения хозяйства. Этот механизм охватывающая действия государственных органов, разрабатывающих на основе экономических законов правила хозяйствования, деятельности различных рыночных структур (бирж и т.п.), предпринимателей, фирм как основных звеньев хозяйства.         Различают три степени использования экономических законов: Экономико-теоретический, непосредственно управленческий и практический. Все они в широком смысле относятся к системе управления хозяйства.  А теперь хотелось бы раскрыть понятие налоговая система в РК.   С приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования. 
Учитывая важную роль налогов в регулировании социально-экономических процессов и формировании доходной базы бюджетов разных уровней, в 1995 году возникла необходимость принятия Указа Президента, впоследствии ставшего Законом РК, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", заложившего базовую основу налоговой системы, организации специального аппарата управления и контроля за налогами.       На сегодняшний день в налоговое законодательство внесено значительное количество изменений и дополнений, что, в основном, связано с приведением налоговой системы в соответствие с объективно обусловленным динамическим развитием экономики, возникновением новых хозяйственно-экономических взаимоотношений.
       Налоговая система – это установленные в законном порядке совокупность видов налогов, форм и методов их построения, структура и звенья управления с их функциями, целями и задачами. Органами управления являются налоговый комитет Министерства Государственных Доходов РК, региональные налоговые комитеты. В соответствии с проектом Налогового кодекса, налоговая система Республики Казахстан включает в себя следующие виды налогов и других обязательных платежей в бюджет.     В Республике Казахстан обязанность платить налоги возведена в ранг конституционной обязанности граждан. Конституция Республики Казахстан говорит об обязанности уплачивать на только налоги, но и сборы, а также другие обязательные платежи. К «другим обязательным платежам», которые упоминаются в статье 35 Конституции Республики Казахстан, относятся в первую очередь: отчисления, взносы, плата и пошлина. 
Из числа отчислений в настоящее время в настоящее время применяются «отчисления пользователей автомобильных дорог» в Дорожный фонд, которые являются типичным налогом. Термин взносы связан с платежами в фонды обязательного страхования. Согласно Конституции Республики Казахстан государственные налоги и сборы может устанавливать только Парламент или в предусмотренных Конституцией случаях – Президент Республики. Плату же – в силу неурегулированности этого вопроса в законодательном порядке – может устанавливать любой местный орган.         1. В  Республике  Казахстан действуют общегосударственные налоги, которые являются регулирующими  источниками  государственного  бюджета Республики  Казахстан, суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке,  определенном в Законе Республики  Казахстан о республиканском бюджете на очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов. 
      2. Налоги,  действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на  добавленную  стоимость и акцизы.  Другие налоги относятся к прямым налогам. 
      3. Налоги исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями  контрактов на недропользование,  заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в  соответствии  с  таможенным  законодательством Республики Казахстан.            4. Освобождение от какого-либо налога  или  уменьшение  налоговой ставки, предусмотренной настоящим Указом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ,  а также на основании  контракта,  заключенного с Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с настоящим Указом  и  Законом Республики  Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций". 
      Запрещается предоставление налоговых льгот другими актами, в том числе льгот,  носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям  в  соответствии  с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций". Построение налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того, как, в конечном счете, будут распределены функции управления между республиканскими и региональными органами. Однако меры социального налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости от выбранных приоритетов политики республики.        
 

Информация о работе Экономические законы: их объективный характер и механизм использования