Экономические взгляды

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:59, реферат

Краткое описание

Западной Европе в конце XVIII — начале XIX в. господствова¬ла мануфактура, а фабричное производство только зарождалось. Ма-териальные условия капитализма и формирование пролетариата как особого класса находились на раннем этапе. Пролетариат представлял собой еще раздробленную массу и не был готов к самостоятельным действиям, выступал союзником буржуазии в борьбе с остатками аб¬солютной монархии и феодальной эксплуатации. В этих условиях со¬циализм и рабочее движение развивались самостоятельно в отрыве друг от друга.

Файлы: 1 файл

экономические взгляды социолистов - утопистов.docx

— 22.00 Кб (Скачать)

 Западной Европе в конце  XVIII — начале XIX в. господствовала мануфактура, а фабричное производство только зарождалось. Материальные условия капитализма и формирование пролетариата как особого класса находились на раннем этапе. Пролетариат представлял собой еще раздробленную массу и не был готов к самостоятельным действиям, выступал союзником буржуазии в борьбе с остатками абсолютной монархии и феодальной эксплуатации. В этих условиях социализм и рабочее движение развивались самостоятельно в отрыве друг от друга.

Социалисты-утописты не видели реальных путей перехода к обществу социальной справедливости, не понимали исторической мисси», пролетариата, хотя и отмечали противоположность классовых интересов. На пролетариат они смотрели как на угнетенную, страдающую массу. Своей задачей они считали развитие сознания, пропаганду своих идей, воплощение их в жизнь путем создания коммуны, «фаланстера» или «базаров справедливого обмена». Несовершенство и противоречивость социалистических теорий утопистов соответствовали незрелому капиталистическому производству и неразвитым классовым отношениям. Поскольку материальные условия для освобождения трудящихся не были еще созданы, представители утопического социализма выдвигали фантастические проекты будущего общества. Себя они ставили над классами, заявляя,, что отражают интересы всех членов общества, но апеллировали в пропаганде своих проектов к господствующим классам. Они отвергали политическую борьбу и революцию, уповая на преобразование общества путем пропаганды и агитации идей, социальной справедливости. В этом и заключался утопизм их идей. Однако, несмотря на ограниченность утопического социализма, в период становления капитализма он был прогрессивным учением, отражающим стремление зарождающегося пролетариата, и явился одним из источников марксизма.

Анри Клод де Ребруа Сен–Симон (1760 1825) – представитель утопического социолизма Франции – был современником антифеодальной французской революции 1789-1794гг.  Он выходец из потомственной аристократии. Ему принадлежат такие всемирно известные работы, как «Письма женевского обитателя к современникам» (1802), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1821), «Новое христианство» (1825). У него не было специальных экономических исследований, интересовали его главным образом социологические проблемы.

Движущей силой развития общества Сен-Симон объявил просвещение людей. Но саму историю развития человеческого общества он характеризовал как процесс развития от низшей стадии к высшей , а смену исторических стадий ставил в зависимость от человеческого знания. Идее классиков буржуазной политической экономии «об естественном порядке» он противопоставил идею развития. А в отличии от французких просветителей считал, что экономические факторы, такие как деятельность людей в производстве, формы собственности, имеют в историческом процессе существенноле значение.

Сен-Симон выделил «ранний  период», «рабство», «средневековье», «современный период» и «золотой век». Ранний период или «период детства», где все усилия людей были сосредаточены на добывании пищи, уступил свое место рабству. Рабовладельческое общество, по его мнению, было «благодетельным» для человечества, поскольку появился вкус к искусству и ремеслу, что создавало благоприятные условия для прогресса человеческого разума. Освобождение от рабства Сен-Симон считал для своего времени неизбежным и прогрессивным. Он идеализировал средние века, называя их органическим периодом, считая, что цехи, крестьянские общины и христианские религии составляют организованное общество. Он не принимал, что феодальная система была средством эксплуатации основной массы населения.

Сен-Симон отмечал, что в недрах феодализма возникали элементы нового строя. Результатом борьбы класса промышленников против феодалов явилась французкая революция, но она не закончилась по его мнению, посколку поставила у власти буржуазию – «промежуточный класс», непроизводительный и паразитический класс. Далее Сен-Симон писал, что современная эпоха есть эпоха переходная. Эту эпоху он называл критическим периодом, в который должна быть создана партия промышленников. К промышленникам он относил ученых, предпринимателей и рабочих, они совместно с королевской властью должны установить справедливое общество, тогда и наступит «золотой век»; Сен-Симон выступал сторонником нового общественного строя не только потому, что он казался ему более соответствующим природе человека и обеспечивающим счастье для наибольшего числа людей, но и потому, что переход к новому строю диктуется требованием человеческого бощества, исторической необходимостью.

Исходя из своей исторической концепции, Сен-Симон призывал при изучении настоящего постоянно заглядывать в прошлое, так как щ

»кий анализ настоящего, взятый изолированно... может дать шщ весьма поверхностные или даже совершенно ложные выводы*, с#щ вает «пережитки угасающего прошлого и зародыши восходяшмф'Д дущего»5. Несмотря на историзм, концепция общественного рьтщ Сен-Симона была идеалистической, т. е. в основу развитии ОЫА& Щ ложено развитие науки, разума, иде*у «Эти перемены вызошщящ нравственного чувства, и главным двигателем этой силы, пшщ он, — будет вера в то, что все политические принципы должш бщ выведены из общего принцип-а, данного богом людям».

(Но в эту идеалистическую  историческую концепцию вкраллвфии* ся Сен-Симоном отдельные материалистические   положения. У наесть высказывания о том, что возникновение буржуазии является р| зультатом развития городов, промышленности и торговли, а эконом» ческое положение порождает   соответствующие   социально-историч*, __ские формы, которые зависят от отношений   собственност^1Гая, щ писал: «Учреждение собственности — суть, именно этот инстяту? Щ жит основой общественного здания... Закон, устанавливающий ita|f| и форму правления, не имеет такого значения и такого   влияния щ благосостояние наций, как закон, устанавливающий собственность i регулирующий пользование ею»6.

[Будущее справедливое  общество Сен-Симон именовал индустр* альной системой. Он считал, что индустриальное общество будет развиваться на базе крупного промышленного производства, промышлок ность — по определенному плану, а управление — осуществляться щ единого центра индустриалами. Планы развития промышленного производства и распределения продукции будут составляться ученым*; промышленные капиталисты, имея богатый опыт, будут руководил; организацией управления, а рабочие — непосредственно трудиться III выполнением разработанных планов7. Путем создания новой общественной организации Сен-Симон предполагал добиться устранения анархии производства и установления плановости и централизма в управлении экономикой^

ГВ своей индустриальной системе Сен-Сймон сохранял капитал*! стическую собственность, выступая | против землевладельцев и ростовщиков. Но и капиталисты, по его мнению, будут трудиться в «золе»! том веке», организовывая труд. Он считал, что они не будут иметь никакой власти, и наивно предполагал добровольное превращение капиталиста-собственника в капиталиста-труженика. За капиталистов Сен-Симон сохранял и право получать нетрудовой доход как вознаграждение за капиталы, но в целом его социальная утопия была 'Направлена против господства буржуазии, а не на защиту «капиталистических интересов и власти технократии,* как это пытаются представят* сторонники современной буржуазной теории «индустриального обтес!' ва». Сен-Симон выступал не за «организованный капитализм», а $ организованный труд и не замечал, что капиталисты могут организовать труд только по-капиталистически.

Характеризуя учение Сен-Симона, Ф. Энгельс считал, что гениальная широта взглядов позволила ему уловить  зародыши почти всех позднейших социалистических идей. В программе Сен-Симона кромепланового ведения хозяйства центральное   место занимает   принцип обязательности труда дли всех. «Все люди будут работать... На каждого возложена обязаннасть постоянно направлять свои силы на пользу человечеству". Целью будущего общества, по его мнению, должно быть производство необходимых и полезных вещей, а достигнутое благополучне должно способствовать н умственному развитию членов общества. Он предполагал изменение функции государства в «золотом веке». Вся энергия государства будет   направлена на развитие науки, искусства, промышленности, а охрана порядка будет общественной функцией. '

Сен-Симон заявлял, что  при индустриализме общество идейно будет  объединено новой религией, которую он называл христианством, В христианство он вкладывал новое содержание, считая, что оно составит  сплав идей о справедливом строе.

Из сказанного видно, что  Сен-Симон действительно   предвосхищал  важнейшие черты социализма, такие  как улучшение  положения трудящихся масс, устранение эксплуатации, обязательность труда для  всех, развитие крупного промышленного   производства   по единому плану.

однако преобразовать  капитализм Сен-Симон предлагал  мирным путем, обращаясь к «просвещенным  монархам», призывая их начать переделку  общества с частичных реформ. После  устранения наследственной знати, выкупа земель у землевладельцев, не занимающихся  сельским хозяйством, и облегчения положения крестьян Сен-Снмон призывал перейти к полному изменению общества, забрать власть у непроизводительных классов и передать ее промышленникам. И хотя он объявлял целью преобразования общества улучшение положения народ, сам народ к этому преобразованию не допускался. В этом проявлялись непонимание исторической роли рабочего класса, ошибочное отождествление интересов капиталистов и пролетариата, утопизм всей социальной программы Сен-Снмона.

Пропагандой учения Сен-Симона занимались   его   последователи — О. Родрнг Б. Анфонтен и С. Базар. Они основали журнал «Организатор», в котором развивали сен-симонские идеи, и издали книгу «Учение Сен-Симона. Изложение» (1829). Сенсимонисты в отличии от  своего учителя выступали против частной собственности, требуя  ее устранения путем отмены права наследования. Они заявляли, что эксплуатацию нельзя уничтожить без ликвидации частной собственности. Говоря об обществе социальной справедливости, сен-симонисты выдвинули его основной принцип: «каждому — по способности, каждой способности — по ее делам». Но так же,  как и Сен-Снмон, его ученики не поняли исторической миссии пролетариата. С развитием капитализма пролетариат все тверже становился на ноги и все решительнее отметал утопические иллюзии, которыми его пытались отвлечь

 революционной борьбы. В 30-е гг. XIX в. сен-симонистская школа превратилась в замкнутую секту и распалась.

§ 3, Экономические взгляды  Ш. Фурье

Шарль Фурье (1772—1832) наряду с Сен-Симоном был великим социолистом-утопистом Франции .Фурье — выходец   на  купеческой сам всю жизнь был торговым агентом. Будучи самоучкой, он познакомился с гениальными произведениями древних мыслителей и


Информация о работе Экономические взгляды