Экономические последствия безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств незаконным путем, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в обществ

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 138.00 Кб (Скачать)
 

     В то же время действующее производство систематически предъявляет спрос  на дополнительную рабочую силу и в связи с необходимостью пополнения естественной убыли, и в связи с так называемой текучестью кадров. Удовлетворить его в условиях современного рыночного механизма оказывается возможным лишь за счет резервирования рабочей силы, поскольку многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации. Осуществить это в целом ряде случаев возможно только с отрывом от производства.

     Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям. Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека.

     И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих, в целом позитивных для производства и населения, процессов [10].

     Помимо  чисто экономических последствий  нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия  безработицы, ее негативное влияние  на общественные ценности и жизненные  интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потери квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается и физическое здоровье общества. В связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности.

     Бедность  – это такое экономическое  состояние людей, которые не имеют  минимума (по нормам страны) средств  к существованию. Количество бедного  населения в нашей стране резко  увеличилось после 1991 года и в  течение 10 лет продолжало неумолимо расти.

     Число бедных изменяется с изменением экономической  фактуры в стране. В России, по некоторым данным, число бедных семей  превышает 25% их общей численности, и в это число не входят семьи  алкоголиков и наркоманов, дети которых практически живут на улицах городов.

     Беспризорность  – это еще одно негативное влияние  безработицы. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью несознательные родители пускают своих детей на преступление, как уголовного, так и морального направления. И в связи с этим увеличивается число самоубийств среди молодежи. А молодые мамы боятся рожать более одного ребенка.

     Многие  семьи, оказавшиеся на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника  дохода, искали средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей.

     Таким образом, социальные последствия безработицы  поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей предпенсионного возраста.

     Борьба  с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута на первый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию [3]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственные меры по сокращению безработицы
 

       Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Хотя отмена трудовой повинности и провозглашение свободы выбора характера и вида трудовой или предпринимательской деятельности являются безусловным прогрессом, масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствуют, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Поэтому государство должно активнее реагировать на те изменения экономики, которые наблюдаются в последнее время в нашей стране.

     Низменным в арсенале средств осуществления  политики на рынке труда остается пакет мер регулирования, включающий шесть активных и одну пассивную.

     Активные  меры, так или иначе, способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера – выплата пособий по безработице – потому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки [4].

     Инструментами активной политики занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.

     Создание  новых рабочих мест – важнейшая  макроэкономическая мера, которая в  контексте инвестиционной и налоговой  политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом.

     Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечивать экономический рост без увеличения занятости. Но надо сказать, что ни одна программа на Западе не принимается без тщательного анализа эффекта создания новых рабочих мест [8].

     Эффективный инструмент политики занятости –  содействие молодому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что  это направление способно охватить более половины всех занятых в  народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновение других. Система подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.

     Субсидированная занятость как мера регулирования  рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для  лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов, молодежи, многодетных женщин и др.). Идея субсидированной занятости – вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места, т. е. обеспечить им государственную гарантию занятости или «конкурентонейтральность», поскольку они находятся в заведомо неравных условиях на рынке труда. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы (неполный рабочий день, неделя и др.). Гарантированная занятость маргинальных слоев позволяет им противостоять «социальному отторжению», а также обеспечивает социальную защиту.

     К активным мерам регулирования рынка  труда относятся также миграционная политика и общественные работы. Последние  возникли как способ временной занятости  и социальной поддержки безработных  в период резкого спада производства и массового высвобождения работников [14].

     Опыт  стран с развитой рыночной экономикой показывает, что меры активной политики занятости эффективны, если на них  расходуется не менее половины всех средств, выделяемых на борьбу с безработицей.

     К сожалению, приходится констатировать, что из всего пакета мер в России доминирует выплата пособия по безработице: до 70% фонда занятости расходуется  на эту пассивную меру.

     Видное  место в регулировании рынка  труда занимает биржа труда. Биржа труда – это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. Основными функциями биржу труда являются:

  • учет безработных и оказание помощи в их трудоустройстве;
  • контроль за установлением права на получение пособия по безработице и его утратой;
  • обучение, переобучение и повышение квалификации безработных;
  • изучение спроса и предложения рабочей силы и распространение информации об уровне занятости в разрезе профессий и территорий;
  • другие функции.

     Биржа  труда   может  иметь  разные формы:  бюро, контора, общество и т. п. В зависимости от форм собственности выделяют следующие их основные виды:

  1. частные, функционирующие на коммерческой основе;
  2. филантропические (благотворительные);
  3. общественные;
  4. государственные.

     Направление биржи труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ (Международной организации труда).

     Также серьезную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство  молодежи, окончившей общеобразовательные  школы, училища, техникумы, высшие учебные  заведения. Это обусловлено отсутствием профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками. В рядах безработных около 50% приходится на молодежную группу (в возрасте до 29 лет), а еще около 25% - на наиболее трудоспособную труппу (в возрасте 30 – 39 лет) [8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
 

     Реформирование  трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Хотя отмена трудовой повинности и провозглашение свободы  выбора характера и вида трудовой или предпринимательской деятельности являются безусловным прогрессом, масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствуют, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Поэтому государство должно активнее реагировать на те изменения экономики, которые наблюдаются в последнее время в нашей стране.

     Учитывая  сложность ситуации на рынке труда  России, большие масштабы скрытой  безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решение следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

     Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных [13].

     Помимо  чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потере квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои и растет преступность, теряется самоуважение и распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге, подрывается моральное и физическое здоровье общества.

     История показывает, что экономическая нестабильность и, как следствие, массовая длительная безработица трудоспособного населения могут привести к серьезным политическим и социальным переменам в государстве. Так, приход к власти Гитлера во многом был обусловлен условиями высокого уровня безработицы в Германии [9]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

     1. Автономов, В. С. Введение в экономику [Текст] : учеб. пособие / В. С. Автономов.-  М.: МОСУ,  2005. – 350 с.

     2. Андреев, П. В. Рабочий вопрос [Текст] : стат. жур. / П. В. Андреев // Волжская коммуна. - 2007. - №2. – С. 33-36.

     3. Арещенко, В. Д. Рынок труда: проблемы безработицы и социальные гарантии [Текст] :  учеб. пособие/ В. Д. Арещенко. - М.: Прогресс, 2004. – 67-72 с.

Информация о работе Экономические последствия безработицы