Экономические идеи азиатских стран периода феодализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:33, реферат

Краткое описание

Для раннефеодального периода в странах Востока типично существование сильных централизованных монархий. При сохранении здесь общины господствующий класс в раннефеодальных империях Востока ( Танская империя в Китае и др.) первое время ещё не окреп настолько, чтобы превратить основную часть обрабатываемых земель в своё наследственное владение, поставить крестьян в прямую частную зависимость. В этот период велика роль коллективной формы эксплуатации крестьянства через государственный аппарат, посредством ренты-налога. Рост частной собственности на землю и острая классовая борьба в раннефеодальных восточных обществах привели к концу 1-го тыс. к победе частно-феодальных начал и к торжеству (иногда кратковременному - Китай 9 в., иногда более длительному - Ближний Восток, Индия) политической раздробленности над раннефеодальной централизацией.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Экономические идеи и проблема феодализма на Востоке……….... 4
2. Средневековье как этап истории Азии…………...…………………..8
Заключение………………………………………………………………13
Список использованных источников……………………………………14

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.54 Кб (Скачать)

Федеральное агентство связи

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине “История экономических учений” на тему:

Экономические идеи азиатских стран периода  феодализма. 
 
 
 
 
 

  
 
 

Новосибирск, 2011 г. 

Содержание                                                                                                стр. 

Введение…………………………………………………………………. 3

1. Экономические  идеи и проблема феодализма на Востоке……….... 4

2. Средневековье как этап истории Азии…………...…………………..8

Заключение………………………………………………………………13

Список использованных источников……………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        Я считаю, что экономика средневековья связана с развитием феодализма. Последний представляет универсальную стадию, которую прошли почти все народы мира. Однако ее формирование происходило в разных условиях. К примеру, если в одних странах феодализм вырос на фундаменте пришедшего в разложение рабства, то в других (восток и север Европы) он пришел на смену первобытнообщинной системе; в странах Востока (Индии, Китае и др.) ему предшествовала так называемая "азиатская" система, постепенно трансформировавшаяся в феодальную.  
Феодальная экономика имеет следующие черты: господство крупной земельной собственности, находившейся в руках класса феодалов; сочетание ее с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей, сохранявших в индивидуальной собственности основные орудия труда; своеобразный статус крестьян, которые не являлись собственниками земли, а были ее держателями на различных условиях вплоть до наследственного пользования; различные формы и степень внеэкономического принуждения крестьян; преобладание аграрного сектора над торговым и промышленным в условиях господства натурального хозяйства.  
Особое значение для развития экономики имела эволюция феодальной собственности. Ее своеобразие проявлялось в том, что, являясь частной, она тем не менее не была абсолютной собственностью на землю, поскольку содержала определенную условность. Суть здесь в том, что каждый крупный феодал предоставлял надел более мелкому феодалу лишь при условии несения военной службы. Это порождало особую систему - феодально-сословную иерархию, основанную на вассально-ленных отношениях. Лишь с течением времени условное землевладение превратилось в наследственное.  
Эксплуатация крестьянства осуществлялась в рамках феодальной вотчины, которая стала основой для взимания феодальной ренты. Феодальная рента - часть прибавочного продукта зависимых крестьян, присваиваемая землевладельцем и являющаяся экономической формой реализации собственности феодала на землю. Известны три формы феодальной ренты: отработочная (барщина), продуктовая (натуральный оброк) и денежная (денежный оброк). 
 
 
 
 
 
 

1. Экономические идеи и проблема феодализма на Востоке

          Для раннефеодального периода в странах Востока типично существование сильных централизованных монархий. При сохранении здесь общины господствующий класс в раннефеодальных империях Востока ( Танская империя в Китае и др.) первое время ещё не окреп настолько, чтобы превратить основную часть обрабатываемых земель в своё наследственное владение, поставить крестьян в прямую частную зависимость. В этот период велика роль коллективной формы эксплуатации крестьянства через государственный аппарат, посредством ренты-налога. Рост частной собственности на землю и острая классовая борьба в раннефеодальных восточных обществах привели к концу 1-го тыс. к победе частно-феодальных начал и к торжеству (иногда кратковременному - Китай 9 в., иногда более длительному - Ближний Восток, Индия) политической раздробленности над раннефеодальной централизацией.

          В тех странах Востока, которые перешли от первобытнообщинного строя непосредственно к феодальному, этот переход облегчался экономическим, культурным и особенно религиозно-идеологическим влиянием более развитых стран. Несмотря на недостаточную изученность проблемы, есть основания предполагать, что некоторые из указанных стран начали с возникновения рабовладельческих отношений и лишь спустя какое-то время, рабовладельческая тенденция сменилась феодальной в качестве господствующей (некоторые кочевые империи Центральной Азии).

         Стадии развитого Феодализм ведущие страны Азии достигли почти одновременно с Европой (т. е. примерно в первые века 2-го тыс. н. э.). Об этом свидетельствуют факты общего подъёма товарно-денежных отношений, роста городов в Китае, Индии, на Ближнем Востоке; расширение частной феодальной земельной собственности за счёт т. н. государственной (т. е. увеличение земель феодалов как за счёт крестьянских общин, так и благодаря превращению условных, временных форм феодальных держаний в наследственные); завершение строительства идеологической надстройки феодального общества. Вместе с тем даже в наиболее развитых странах Азии не были изжиты некоторые явления, свойственные раннему Феодализму. Через всё вост. средневековье проходит борьба двух тенденций, связанных: одна - с усилением государственной, другая - частной феодальной собственности на землю. При всех исторических колебаниях обнаруживается тенденция к неуклонному росту частной феодальной земельной собственности за счёт государственной, хотя большая доля государственной собственности на землю сохраняется в ряде стран и в эпоху развитого Феодализма.

        Одна из важнейших особенностей земледельческих стран Азии - специфическая организация класса феодалов, которые, даже будучи крупными землевладельцами, не вели, как правило, собственного крупного барщинного хозяйства, эксплуатируя крестьян преимущественно путём взимания продуктовой ренты. Для вост. Феодализм типичен относительно малый удельный вес внеэкономического принуждения в сфере частной феодальной эксплуатации, нередко оно сводилось к сословной неполноправности крестьянина, а отношения эксплуатации принимали форму "аренды" крестьянином помещичьей земли. В странах Азии имелся и обширный слой крестьян “собственников”, т. е. держателей государственных земли, в ряде районов сохранялись общинное землевладение и землепользование. Для большинства стран Азии и в период развитого Феодализма, характерно наличие гипертрофированной власти государства, сохранение, несмотря на периодические полосы феодальной раздробленности, высокой степени государственной централизации.

       Структура господствующего класса, различная в разных странах Востока, отражала во многом ту же гипертрофию государства. В конституировании господствующего класса большое значение имела близость к верховной государственной власти. На Ближнем Востоке главную роль играло военно-служилое сословие, формировавшееся часто из иноземцев, даже бывших рабов (мамлюки в Египте). В Китае, Вьетнаме, Корее центральное место среди прослоек господствующего класса заняло сословие учёных (кит. шэньши), хранителей традиционной идеологии, из которых главным образом рекрутировалось государственное чиновничество. В странах Азии не возникли некоторые институты, сформировавшиеся на Западе (независимые от феодалов города), городская жизнь оставалась под бюрократическим контролем государства (исключение - город Сакаи в Японии).

       Несмотря на более раннее и более широкое, чем на Западе, развитие товарно-денежных отношений, страны Азии к 15-16 вв. стали отставать и в этом отношении; уровень товарности крестьянского хозяйства был низким: торговля часто находилась в руках феодалов, преобладала внешняя торговля. Медленность процессов, происходивших в экономике, нашла отражение в идеологической сфере. Оформившаяся к периоду развитого Феодализм религиозно-идеологическая надстройка включала элементы дофеодальных идеологических систем, придававших ей особенно консервативный характер.

В 16-18 вв. в некоторых странах Востока, таких, как Китай, Корея, Индия, наблюдались  относительно высокая степень развития товарно-денежных отношений, распространение  в отдельных районах и отраслях производства наёмного труда, подчинение в ряде случаев ремесла торговым капиталом и возникновение форм ремесленного производства, непосредственно  предшествовавших мануфактуре. Но практически  этот процесс не привёл в то время  ни в одной восточной стране к  разложению Феодализм и к оформлению капиталистического уклада. Процессы разложения Феодализм в странах  Востока, развернувшиеся уже в новую  всемирно-историческую эпоху - эпоху  утверждения, развития, а затем упадка капитализма, в сравнении с "классическим" течением их в Зап. Европе существенно  трансформировались под влиянием европ. капитализма. Период позднего Феодализм для Китая, Индии, и др. стран начинается, видимо, только в 19 в. Колониальное закабаление стран Востока сопровождалось сохранением, консервацией и даже (в ряде районов) распространением вширь феодальных отношений.

         Эксплуатация попадавших в зависимость стран Востока феодальными методами - характерная черта колониальной политики европейских государств периода первоначального накопления. При этом формы феодальной эксплуатации, господствовавшие в странах Востока, были приспособлены колонизаторами к своим нуждам. Так, в одной части Индии британские колонизаторы ускорили превращение условного феодального землевладения в частную феодальную земельную собственность и содействовали её закреплению (см. Заминдари), создавая т. о. себе социальную опору из класса новых помещиков; в другой части Индии власти прибегли к использованию традиций государственной собственности на землю (см. Райятвари). Переход к эксплуатации колониальных и зависимых стран методами промышленного капитализма и особенно империалистическими методами (превращение их в рынки сбыта европейских промышленных товаров и в источники сырья, насильственное вовлечение их в мировой капиталистический рынок и, наконец, превращение в сферу приложения иностранного капитала) ускорял разложение натуральной системы хозяйства стран Востока, вёл к возникновению очагов капиталистического производства. Но эти страны не становились капиталистическими (исключение - Япония), характерным для них стало тяжёлое длительное сочетание капиталистических методов эксплуатации со старыми, феодальными. Сектор капиталистических отношений создавался преимущественно в фабрично-заводской промышленности, плантационном хозяйстве, транспорте и являлся сферой приложения иностранного капитала: развитие национально-капиталистической промышленности задерживалось колонизаторами; местное ремесленное производство, сохранявшее в основном феодальный характер, гибло, не выдерживая конкуренции иностранных товаров. Почти во всех странах Азии и Африки Феодализм, поддерживаемый иностранным империализмом, в трансформированном виде дожил как пережиток до 2-й мировой войны 1939-45, сосуществуя с капиталистическим укладом и препятствуя прогрессивному развитию стран Востока. Это находило выражение: в сохранении преимущественно аграрного характера экономики колониальных и зависимых стран, феодально-помещичьего землевладения в качестве господствующего при массовом безземелье и малоземелье крестьянства, эксплуатировавшегося путём распространения докапиталистических форм аренды земли; в сохранении докапиталистических форм государства (монархия абсолютистского типа, пережитки теократии, элементы феодальной раздробленности); в господстве в области идеологии отсталых религиозных и иных форм общественного сознания (пережитки Феодализм в сознании наиболее живучи, они придают специфическую окраску крестьянской мелкобуржуазной психологии масс, влияя на характер освободительного движения в отдельных странах, нередко искажая его). Ликвидация строя феодальных и полуфеодальных аграрных отношений (решений аграрного вопроса) - одна из важнейших задач национально-освободительных революций и движений, в которых антифеодальная борьба теснейшим образом переплетается с борьбой антиимпериалистической. Большинство стран Азии и Африки, добившихся политической независимости, приступило к решению антифеодальных задач. Насколько радикально решается задача ликвидации феодальных отношений в экономическом и общественном строе той или иной страны, зависит от соотношения классовых сил внутри каждой страны и на международной арене. Наряду с методами революционой ломки феодальных отношений имеют место реформы буржуазного характера.                                   Ликвидация феодальных пережитков в общественной психологии и идеологии отстаёт при этом от преобразований в экономическом базисе.

Деление истории на несходные друг с другом хронологические этапы появилось  в европейской историографии  с началом энергичного развития буржуазного общества, причем поводом  для этого явилась необходимость  понятийно-терминологически выделить новое время, противопоставив его  прошлому. Прошлое же в истории  Европы отчетливо делилось на античную древность и эпоху феодальной раздробленности, за которой следовал абсолютизм, т.е. период преодоления  феодальной раздробленности, некоей дефеодализации. Блеск античности с ее высокими культурными стандартами, развитой частнособственнической экономикой, гражданскими правами и демократией, свободомыслием мудрецов импонировал идеологам нарождавшейся европейской буржуазии, а казавшаяся на этом фоне мрачной и убогой эпоха, разделявшая античность и новое время с его дефеодализацией, была названа .средневековьем.

         Сам термин был, призвав подчеркнуть преемственно-сущностную связь древности с возродившим ее традиции, новым временем. Позже, когда трехчленная схема в европейской историографии уже устоялась, более четко обозначилась ассоциативно-коррелятивная связь античности с рабовладением, раздробленности с феодализмом, а нового времени с буржуазным развитием, в результате чего схема в ее модифицированном виде стала выглядеть как "рабовладение - феодализм - капитализм".

Итак, античное рабовладение, средневековый феодализм  и современный капитализм. Все  было четко, ясно и до предела понятно  любому грамотному европейцу еще  два столетия назад. Одно не вписывалось  в эту стройную схему - история  всего остального, неевропейского мира. Для многих в Европе, включая Гегеля и Маркса, о чем шла речь в  вводной части работы, Восток был  особым феноменом. Однако в XXв. проблема традиционного Востока стала решаться по-разному, причем в принятой у нас истматовской схеме его история начала уподобляться европейской - то же рабовладение и тот же феодализм. 
 
 

2. Средневековье как этап истории Азии

          Для истории Европы, где впервые стал применяться термин "средневековье", смысл этого термина понятен и легко объясним: имеется в виду хронологический промежуток между античностью и возрождением многих античных признаков и структурных черт в новое время. Европейское средневековье - это по сути синоним феодализма. Семантический же подтекст слова в том, чтобы подчеркнуть, что динамика исторического развития Европы в средние века шла по линии преодоления феодальной раздробленности и элементов чуждой античности восточной структуры. Логика этой динамики привела после Возрождения к вызреванию капитализма как качественно новой, но сущностно близкой античности структуры, поднявшей на принципиально новый уровень священный принцип частной собственности.

Информация о работе Экономические идеи азиатских стран периода феодализма