Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:10, контрольная работа

Краткое описание

Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на
протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий
первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед
товарно-денежными

Оглавление

Введение.___________________________________________________3
1. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока___________4
- Древний Египет_____________________________________________4
- Вавилония _________________________________________________4
- Древний Китай______________________________________________5
- Древняя Индия______________________________________________6
2. Древняя Греция и Древний Рим _______________________________7
Заключение__________________________________________________9
Список использованной литературы_____________________________10

Файлы: 1 файл

Экономические теории древнего мира (переделано).doc

— 102.00 Кб (Скачать)

      Аристотель (384—322 до  н.э.).  Проект  идеального  государства  этого

философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика»  и  др.  В  них он, подобно Ксенофонту и  Платону,  настаивает  на  обусловленности  деления общества на свободных  и  рабов  и  их  труда  на  умственный  и  физический исключительно «законами  природы»  и  указывает  на  более  высокую  роль  в хозяйстве земледелия, а не ремесла  или  торговли.  Но  свою  приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно  ярко  продемонстрировал  в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.

       Эта  концепция  носит  как  бы  классификационный  характер,  о   чем

свидетельствует  то,  что  все  виды  хозяйства  и  деятельности  людей,  от

земледелия и  скотоводства  до  ремесленного  производства  и  торговли,  он

соотносит с одной из двух сфер — естественной (экономика)  и  неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием,  ремеслом  и  мелкой торговлей  и  должна  поддерживаться  государством,  так   как   ее   звенья способствуют  удовлетворению  насущных  жизненных  потребностей   населения. Вторая  же  зиждется  на  бесчестных  крупных  торговых,  посреднических   и ростовщических  операциях,  проводимых  ради  достижения   беспредельной   и корыстной цели, суть  которой  —  искусство  наживать  состояние,  т.е.  все большее «обладание деньгами».

      Таким образом,  по  рассматриваемой  концепции  Аристотеля,  все,  что

могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а  это  прежде всего  обусловленное  разделением  труда  движение  торгового  и   денежного капитала),  относится  к  «издержкам»  хрематистики.  А  последние,  на  его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в  действительности  вещи  столь различные  не  могут  стать  соизмеримыми»,  ибо  возникшие   в   результате соглашения между людьми деньги, по мысли  философа,  представляют  собой  не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы  они  (деньги) стали неупотребительными».  Поэтому  он  решительно  осуждает  использование денег не по  истинному  назначению,  т.е.  с  целью  обеспечения  удобств  в обиходе  «ради  меновой  торговли»,  и  откровенно  признается  в  том,  что ростовщичество у него «вызывает ненависть».

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Изначально и в течение очень длительного времени в силу  объективных  причин экономической основой являлся центрально-управляемый  тип  хозяйства.  Рынок (тем более свободный рынок), как производная  экономической  деятельности  и низовая хозяйственная единица, зарождался  долго  и  достаточно  мучительно. Для его становления необходимо было очень много факторов, на  первый  взгляд не связанных с экономикой: развитие государственно-правовой сферы,  духовно-ментальной среды, в целом рост цивилизованности личности и общества.

Развитие рынка, зарождение рыночного хозяйства и в целом  системы  свободных рынков исторически показали прямую взаимозависимость  социально-политической и  экономической  сфер.  Развитие  демократии  и   демократической   системы невозможно  при  отсутствии  системы   свободных   рынков.   Там   же,   где господствовал центрально-управляемый тип хозяйства, в основе которого  лежит отсутствие системы  частной  собственности  (в  первую  очередь  на  землю), всегда социально-политическая система проявлялась в форме деспотии. В современной литературе  можно  встретить  различную  трактовку  основных факторов производства. В целом их выделяют четыре: земля,  труд,  капитал  и

менеджмент.  Зарождались  они  в  различное  время,  что  было   связано   с

объективным экономическим развитием. Развивались они  также  по-разному,  но всегда в тесной взаимосвязи.  Все  они  разнохарактерные  и  обладают  своей спецификой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Березин И.С. Краткая история экономического развития /  Учебное пособие.

М.: Русская Деловая Литература, 1998, с. 197-243

2. Бор М.З. История мировой экономики. М.: Дело и Сервис, 1998, с. 93-95

3. Лойберг М.Я. История экономики. М.: Инфра-М, 1997, с. 92-106

4. История мировой экономики/ Под ред.Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 1999,

с. 309- 420

5. Экономическая история  зарубежных  стран/  Под  ред.  В.И.  Голубовича.

Минск: Экоперспектива, 1998, с. 526-530

 

 

- 2 -

 



Информация о работе Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока