Эффект Гиффена и его иллюстрация в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить и проиллюстрировать парадокс Гиффена в современной экономике.
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты теории потребительского выбора, основанные на действии эффекта дохода и эффекта замены.
2) Изучить сущность и особенности парадокса Гиффена.
3)Анализ динамики спроса и цены на хлебобулочные изделия.
4)Выявление товара Гиффена.
5)Иллюстрация парадокса Гиффена на примере хлебобулочных изделий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1.Сущность потребительского выбора и эффекта Гиффена в экономической теории 7
1.1 Основные положения теории потребительского выбора, основанные на действии эффекта дохода и эффекта замены 7
1.1.1 Кривая безразличия. Бюджетная линия. 7
1.1.2 Эффект замещения и эффект дохода 11
1.1.3 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу 12
1.1.4 Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому 15
1.2 Сущность и особенности эффекта Гиффена 21
2 . Анализ проявления эффекта Гиффена в Российской экономике 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

курсовая12.docx

— 126.90 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«»

Кафедра мировой экономики и статистики

 

 

К У Р С О В А  Я  Р А Б О Т А

 

по дисциплине «Микроэкономика»

Эффект Гиффена и его  иллюстрация в современной экономике

 (на примере хлебобулочных изделий)

 

Дата защиты ____                                                   Научный руководитель

                            К.э.н.,_доцент_______

Оценка с учетом защиты ____                                    ________    

                           «__ »   _           _20__ г.

Подписи __________________

                __________________                                   Студент группы _

                            Форма обучения__очная__

               _________

                                        «_ _» _       ___20_ г._

 

 

 

Ярославль 2010 г.

 

Реферат

33с., 2 таблицы, 16 рисунков, 6 формул, 7 источников.

Эффект замещения, эффект дохода, эффект Гиффена, парадокс Гиффена, кривая безразличия, теория потребительского выбора, эффект дохода и эффект замещения по Слуцкому, эффект дохода и эффект замещения по Хиксу, динамика цен на хлеб, динамика спроса на хлеб.

Объектом исследования данной работы является рынок хлебобулочных  изделий в период 2008-2009 годы.

Предметом исследования  - изучение и иллюстрация парадокса  Гиффена в современной экономике.

Цель работы – изучить  и проиллюстрировать парадокс Гиффена  в современной экономике.

Задачи:

1) Рассмотреть теоретические  аспекты теории потребительского  выбора, основанные на действии  эффекта дохода и эффекта замены.

2) Изучить сущность и  особенности парадокса Гиффена.

3)Анализ динамики спроса  и цены на хлебобулочные изделия.

4)Выявление товара Гиффена.

5)Иллюстрация парадокса  Гиффена на примере хлебобулочных  изделий.

Основные результаты:

1)Рассмотрены теоретические  аспекты теории потребительского выбора. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретенные при фиксированном доходе. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение и полезность для потребителя.

2)Изучены сущность и  особенности парадокса Гиффена.  Эффект Гиффена - Парадоксальный рост спроса на какой-либо конкретный товар при повышении цены на этот товар.

Товар Гиффена — это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

3)Проанализирована динамика спроса и цены на хлебобулочные изделия. Объём спроса и цена в период 2008-2009г. Растут.

4)Выявлен товар Гиффена  – хлеб.

5)Парадокс Гиффена проиллюстрирован на примере хлебобулочных изделий.

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

1.Сущность  потребительского выбора и эффекта  Гиффена в экономической теории 7

1.1 Основные  положения теории потребительского  выбора, основанные на действии  эффекта дохода и эффекта замены 7

1.1.1 Кривая  безразличия. Бюджетная линия. 7

1.1.2 Эффект замещения и эффект дохода 11

1.1.3 Эффект  замены и эффект дохода по  Хиксу 12

1.1.4 Эффект  замены и эффект дохода по  Слуцкому 15

1.2 Сущность и особенности эффекта Гиффена 21

2 . Анализ  проявления эффекта Гиффена в  Российской экономике 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе рассматривается сущность и иллюстрация в совеременной экономике так называемого парадокса Гиффена. Эта тема наиболее актуальна в период кризиса. Парадокс Гиффена наблюдался в России первой половины 90-х гг. Спад уровня потребления в 90-е гг. охватил практически все продукты, за исключением картофеля (потребление которого выросло на 16%) и хлебобулочных изделий (объем потребления которых остался практически на том же уровне). По основным продуктам питания уровень потребления в 1994 г. был на 30—60% ниже, чем в 1990 г.

Объектом исследования данной работы является рынок хлебобулочных  изделий в период 2008-2009 годы.

Предметом исследования  - изучение и иллюстрация парадокса Гиффена в современной экономике.

Цель работы – изучить и проиллюстрировать парадокс Гиффена в современной экономике.

В ходе исследования были поставлены и решены задачи:

1) Рассмотреть теоретические аспекты теории потребительского выбора, основанные на действии эффекта дохода и эффекта замены.

2) Изучить сущность и особенности парадокса Гиффена.

3)Анализ динамики спроса  и цены на хлебобулочные изделия.

4)Выявление товара Гиффена.

5)Иллюстрация парадокса  Гиффена на примере хлебобулочных  изделий.

В качестве методов исследования, в работе использовались:

Анализ и синтез; экономико-математическое моделирование; графический метод.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав и заключения. В первой главе описываются основные положения теории потребительского выбора  и парадокс Гиффена. Во второй главе приведена иллюстрация эффекта Гиффена в современной Российской экономике, на примере хлебобулочных изделий.

 

1.Сущность потребительского выбора и эффекта Гиффена в экономической теории

1.1 Основные положения теории потребительского выбора, основанные на действии эффекта дохода и эффекта замены

1.1.1 Кривая безразличия. Бюджетная линия.

С помощью экономической  теории поведения потребителя могут быть разрешены различные проблемы.

Поведение потребителя лучше  рассматривать в три этапа. Первый заключается в изучении его предпочтений. При этом особенно нужны критерии, по которым потребители могут предпочесть один товар другому. На втором этапе мы должны учесть тот факт, что потребители сталкиваются с бюджетными ограничениями — они располагают только ограниченными доходами для приобретения предметов потребления. В зависимости от цен на различные товары доходы потребителей позволяют им купить определенный ограниченный набор товаров. На третьем этапе нам предстоит совместить потребительские предпочтения с бюджетными ограничениями и определить потребительский выбор. Другими словами, учитывая предпочтения и ограниченность доходов потребителей, необходимо определить, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей.

Чтобы описать потребительские  предпочтения приемлемым образом нужно  учесть, что существует огромное число товаров и услуг, предоставляемых промышленно развитым хозяйством, и большое разнообразие личных вкусов. Лучше всего сначала рассмотреть эти предпочтения в плане сравнения ассортиментного набора потребительских товаров и услуг. Такой набор включает один или несколько предметов потребления. Например, он может содержать различные продукты питания или сочетать продукты питания, одежду и топливо, которые потребитель покупает каждый месяц.

Мы можем представить  потребительские предпочтения графически, используя кривые безразличия. Кривая безразличия представляет собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей.[5] Следовательно, потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками на кривой.

Итак, пусть потребитель  сталкивается только с двумя благами, Х и У. Тогда любая из возможных комбинаций благ (например, комбинация А, содержащая х, единиц блага Х и у1 единиц благ Y) может быть представлена в виде точки на графике (рис. 1), где по оси абсцисс откладывается количество единиц блага X, а по оси ординат - количество единиц блага Y.

Рисунок  1. Кривая безразличия. [5]

Основная идея графического представления системы предпочтений (функции полезности) потребителя  с помощью кривых безразличия (впервые  примененных английским экономистом  Ф. Эджуортом в 1881 г.) весьма проста: соединим все точки, характеризующие  наборы благ, имеющие некоторый определенный уровень полезности (для потребителя  но, какой их этих наборов выбирать), и назовем полученную линию равной полезности кривой безразличия. Повторим теперь то же самое с наборами благ, имеющими какой-либо иной уровень полезности. Проделав эту операцию со всеми возможными наборами благ, получим карту безразличия - множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя.

Рисунок 2. Кривые безразличия.

Введем теперь понятие нормы  замены. Предельная норма замещения (MRS) – количество, на которое потребление одного из 2-х благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Этот показатель можно рассматривать  как угол наклона кривой безразличия, который равен отношению предельных полезностей рассматриваемых благ, т.е.

MRSxy=                                                                                                   (1)

где MRS - предельная норма замещения; MUx - предельная полезность блага x; MUy - предельная полезность блага y.

Норма замены уменьшается при движении вдоль кривой безразличия, что, впрочем, вполне объяснимо логически: с увеличением количества блага Х и, соответственно, уменьшением количества блага Y потребитель все больше ценит ставшее относительно более дефицитным благо Y и, следовательно, готов отдать все меньшее количество единиц этого блага в обмен на каждую следующую единицу блага X.

Бюджетная линия потребителя показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены  при фиксированной величине денежного дохода.

 

 


 

                   Qy


∆Qy

          Qy-∆Qy

 


      0          Qx                    Qx+∆Qx                                        


∆Qx

Рисунок 3. Предельная норма замещения.



Рисунок 4. Бюджетная линия потребителя. [6]

Еще два свойства бюджетной линии  заслуживают внимания.

Изменение дохода: расположение бюджетной  линии зависит от величины денежного  дохода, т.е. увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной  линии вправо, уменьшение денежного  дохода перемещает ее влево.

Изменение цены: изменение цен продуктов  также приводит к перемещению  бюджетной линии. Снижение цен обоих  продуктов перемещает график вправо. И наоборот, увеличение цен перемещает график влево. [6]

      1. Эффект замещения и эффект дохода

Эффект замещения (substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода. Оставшееся увеличение спроса на благо X в виде отрезка R2Rj представляет эффект дохода, так как связано с переходом с одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увеличению покупательной способности потребителя.[2,с134]

Эффект дохода (income effect) — это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения. В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.[2,с134]

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через  эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замены способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.[1,c.128]

Существуют, однако, два подхода  к определению реального дохода, связанные с именами английского  экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е. Е.Слуцкого.

Информация о работе Эффект Гиффена и его иллюстрация в современной экономике