Издержки производства и прибыль предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы – объем производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость – обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объема производства и естественной экономии от относительного снижения условно – постоянных элементов себестоимости: фонд оплаты труда (соответственно – начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы. В отечественной практике при анализе прибыли этот фактор выделяется редко.

Что касается процесса планирования прибыли и себестоимости, то он демократизировался, т.е. ушел от центра к предприятиям, которые избавлены от контроля сверху до момента налогообложения. Однако в случае снижения объема производства и реализации продукции падение прибыли и рентабельности происходит в опережающем снижение объема темпе. Особенно чувствительно такое негативное явление для ''подстегивания'' инфляции: ведь относительная экономия на условно – постоянных расходах, в частности на оплате труда (кроме сдельщиков), превращается в перерасход. И чем быстрее падает объем, тем еще резче должна падать прибыль, подрывая и без того нестабильную доходную базу бюджета.

Оглавление

Введение


Глава 1. Сущность и виды прибыли


§ 1. Денежные накопления и прибыль

§ 2. Виды прибыли и их состав

§ 3. Сущность и формирование прибыли


Глава 2. Роль прибыли в деятельности предприятия


§ 1. Факторы, влияющие на прибыль

§ 2. Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

§ 3. Роль прибыли в условиях развития предпринимательства

§ 4. Максимизация прибыли


Глава 3. Издержки производства


§ 1. Понятие и виды издержек производства

§ 2. Экономические или предпринимательские издержки производства и реализация продукции и их влияние на формирование прибыли

§ 3. Издержки производства, прибыль и валовой доход



Заключение

Файлы: 1 файл

курсач Микроэкономика.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

    Р = ----------------- × 100,

    ОФ+НОС 

    Где Р – уровень рентабельности производства, %;

         П – валовая прибыль  предприятия, руб.;

      ОФ  – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

      НОС – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, руб.

    Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемой  как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.

    Применение  этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных  аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью отдельных видов  изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

    Прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой  оно реализуется, потому рентабельность продукции может быть исчислена  как отношение прибыли к стоимости  реализованной продукции по свободным  или регулируемым ценам.

    Эти показатели взаимосвязаны и характеризуют  изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. Поэтому  важно сформировать структуру продукции  в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

    Рентабельность  продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:

             П                                     П

    Р = ------×100       и       Р = --------×100,      

             Сп                                              Цп 

    Где Р – рентабельность продукции, %;

    П – валовая прибыль предприятия, руб.;

    Сп – полная себестоимость реализованной продукции, руб.;

    Цп – объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом НДС и акцизов), руб. 

    Факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических  процессов и явлений:

    - совершенствование системы управления  производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;

    - повышение эффективности использования  ресурсов предприятиями на основе  стабилизации взаимных расчетов  и системы расчетно-платежных  отношений;

    - индексация оборотных средств  и четкое определение источников  их формирования.

    Важным  фактором роста рентабельности в  нынешних условиях является работа предприятий  по ресурсосбережению, что ведет  к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

    Снижение  себестоимости должно стать главным  условием роста прибыльности и рентабельности производства. 
 

    § 4. Максимизация прибыли

    Систематическое получение прибыли является необходимой  целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.

    Поскольку на практике, чтобы принять решение  о выходе на рынок, необходимо сопоставить цену предложения предприятия с ценой рыночного спроса, то для этого надо знать экономическую прибыль. Последняя определяется путем вычета из валового дохода экономических (предпринимательских) издержек предприятия: 

    Тп(q)=ТR(q)-TC(q) 

    Где Тп(q) – совокупная экономическая или дополнительная прибыль предприятия за период (месяц, квартал, год),

    ТR(q) – совокупный валовой доход, или совокупная выручка предприятия от реализации продукции в объеме «q»,

    TC(q) – совокупные экономические (предпринимательские) издержки предприятия на реализуемую продукцию в объеме «q».

    Для принятия решений часто требуется  знать сумму прибыли, которую  получает предприятие в расчете  на единицу продукции при данном объеме реализации и цене, диктуемой  спросом. При определении продажной цены используют среднюю прибыль (Ап)  и предельную прибыль (Мп): 

                                                               Тп (q)

    Ап(q)= ----------------

                                                                     q

    где Тп (q) – совокупная сумма прибыли на определенный товар за определенный период,

    q – объем продаж.

    Из  этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом  приращения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется в точке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так: 

    Мп(q)= МR(q)-МС(q)=0 

    Где Мп(q) – предельная прибыль от объема продукции;

    МR(q) – предельный доход (выручки) от объема продукции;

    МС(q) – предельные издержки от объема продукции.

      Из этой формулы следует, что  прибыль максимизируется в том  случае, когда предельные издержки  равны предельному доходу: 
 

МR(q)=МС(q) 

      Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также  знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка.

    Для предприятия максимизация прибыли  заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором  предельные издержки предприятия в  производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. Математически это можно представить следующим образом: 
 

    Р=МС(q) 

    Иными словами, на рынке свободной конкуренции  доход равен рыночной цене. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Издержки производства 

    § 1. Понятие и виды издержек производства

    Издержки  производства - это затраты на приобретение факторов производства (ресурсов - земли, труда, капитала).

    Каждая  производственная единица (предприятие) любого общества стремится к получению  возможно большого дохода от своей  деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй – практически исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации производственных товаров.

      Существует две принципиальные  категории издержек – издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

    Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю.

    В центре современной классификации  издержек – взаимосвязь между  объемом производства и издержками, ценой на данный вид товаров. Издержки делятся на не зависящие и зависящие  от объема производимой продукции.

    Постоянные  издержки не зависят от величины производства, существуют и при левом объеме производства. Это предшествующие обязательства предприятия (проценты по займам и др.), налоги, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, расходы на обслуживание оборудования при нулевом объеме производства, зарплата управленческого персонала и т.д. Переменные издержки зависят от количества производимой продукции, складываются из затрат на сырье, материалы, зарплату рабочим и т.д. Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки-сумму денежных расходов на производство определенного вида продукции. Для измерения издержек на производство единицы продукции используются категории средних, средних постоянных и средних переменных издержек. Средние издержки равны частному от деления валовых издержек на количество произведенной продукции. Средние постоянные издержки определяются делением постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки образуются делением переменных издержек на количество произведенной продукции.

    В зависимости от времени совершения затрат себестоимости издержки делятся  на текущие и единовременные. К  текущим издержкам относятся затраты на приобретение сырья, материалов, топлива, расходы на эксплуатацию машин, выплата заработной платы с отчислениями во внебюджетные фонды и др. К единовременным издержкам относятся оплата отпусков, премии, вознаграждения по итогам работы.

    По  признаку целесообразности издержки делятся  на производственные – сумма всех затраченных средств на производство продукции и непроизводственные – потери при производстве продукции. 

Себестоимость продукции. 

    Хозяйственно  – производственная деятельность на любом предприятии связана с  потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы  и т.п. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем является себестоимость.

    Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

    По  объему учитываемых затрат различаются  три вида себестоимости:

    • цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;
    • производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;
    • полная себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

    Кроме того, различают плановую и фактическую  себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости. 

Информация о работе Издержки производства и прибыль предприятия