История развития купечества в России и купечество Якутии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:11, доклад

Краткое описание

Купе́чество — полупривилегированное сословие в России в XVIII — начале ХХ вв. Так называемое «третье сословие» — после дворянства и духовенства.
«Жалованная грамота городам» 1785 года определила сословные права и привилегии купечества. Купечество было освобождено от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Купцы имели право свободного передвижения — так называемая «паспортная льгота». Для поощрения купцов было введено Почётное гражданство.

Файлы: 1 файл

Купе́чество.docx

— 36.00 Кб (Скачать)

Примечательно, что в годы гражданской войны, когда отряд  чекистов прибыл к нему для конфискации  имущества и ареста его самого, Николай Осипович предъявил документы  и благодарности царской администрации  за меценатство. Так он избежал расстрела  как классовый враг. Впоследствии все свои богатства он добровольно  отдал советской власти…

Еще одно имя якутского  купца, передового человека своего времени, к сожалению, не так часто упоминается  в республиканской печати и литературе. Это Степан Прокопьевич Алексеев – Боhуут (1867–1916) – голова Мархинского, ныне Нюрбинского, улуса, почетный инородец и мировой судья. Будучи совсем молодым, возглавил инородную управу, путем соединения пяти озер организовал орошение сенокосных угодий и построил участок тракта Сунтар – Вилюйск.

Интересна этимология народного  прозвища Степана Прокопьевича. По мнению известного ученого-топонимиста, исследователя якутских имен Михаила Иванова – Багдарыын Сюлбэ, слово «боhуут» происходит от монгольского «боhо». Транскрибированное в якутский, его можно перевести, как «поднявшийся, выпрямившийся».

В своем улусе Босуут открыл пять торговых точек, скупал ценную пушнину у ессейских якутов Красноярского края, поставлял скот на золотые прииски. В исторических документах сохранились сведения, что Алексеев, прекрасно зная обычное право якутов и людские нужды, в судах словесной расправы II степени и как мировой судья справедливо разбирал самые сложные дела.

Процентами от суммы внесенных  им денег погашались губернская и  земская повинности Таркайского и Хорулинского наслегов, недоимки и подати других обществ. Жертвовал крупные суммы на строительство церквей, Мархинской начальной и Чаппандинской церковно-приходской школ, содержание бедных учеников Якутского духовного училища и проведение телеграфной линии Сунтар – Вилюйск.

Необходимо отметить еще  один момент, где большую роль сыграло  якутское купечество. В 1859 году в Свято-Троицком кафедральном соборе Якутска состоялась первая литургия на якутском языке. Вел  службу Иннокентий (Вениаминов). Якуты  подали владыке просьбу о том, чтобы 15 июля навечно был объявлен днем праздничным, поскольку они  в этот день в первый раз услышали божественное слово в храме на родном языке. Так началось богослужение на якутском, которое в конце XIX века распространилось по Якутии практически повсеместно. Тогда же большой толчок приобрело строительство церквей. Каждый наслег, как бы соревнуясь, строил свою. Церкви и часовни возводились силами населения, без принуждения сверху, добровольно. При этом большую роль сыграла состоятельная часть жителей, особо выделялись меценаты, не жалевшие средств и крупных взносов, – Идельгин, Терешкин, Захаров и многие другие.

Кстати, что касается христианизации северного края, то принимался ряд  мер, дабы приблизить местную паству. Например, в 1720 году царским указом введены льготы принимающим христианство якутам, они освобождались от всяких сборов и податей на три года. Первыми начали креститься якутские князьцы, подавая пример сородичам.

Говоря о деятельности якутских купцов, основоположник якутской художественной литературы Алексей  Елисеевич Кулаковский в своем  знаменитом «Письме якутской интеллигенции» писал, что они составляют «...будущее  здоровое ядро якутской народности; между  ними встречаются, как я хорошо убедился в этом, люди с благородным порывом  замечательного патриотизма, ожидающие  только всеобщего воззвания к  культуре и просвещению и готовые  поступиться тысячами из своих доходов  ради блага Родины...»

 

Материалы взяты  из интернет-энциклопедии Википедия -http://ru.wikipedia.org/wiki/ и из статьи Георгия СПИРИДОНОВ, газета «Наше время» от 19.08.2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Северо-Восточный Федеральный  Университет»

им.М.К.Аммосова

Финансово-экономический  институт

Кафедра менеджмента в  горно-геологической отрасли

 

 

 

 

 

История развития купечества в России и купечество Якутии.

 

 

 

 

Выполнил: ст.гр.ГМУ-Б-11

     Ефремова С.В. 

 

 

 

 

г.Якутск, 2012 г.


Информация о работе История развития купечества в России и купечество Якутии