Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 20:35, курсовая работа
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.
Введение 3
1. Причины инфляции 4
1.1. Общая характеристика причин инфляции 4
1.2. Особенные причины инфляционного процесса 6
1.2.1. Спад производства 6
1.2.2. Безработица 8
1.2.3. Слабая государственная власть и политическая нестабильность 9
1.2.4. Монополизация 10
1.2.5. Дефицит госбюджета 11
1.2.6. Ускорение обращения денег 11
1.2.7. Инфляция издержек 11
1.2.8. Требования социальных компенсаций 12
2. Социально-экономические последствия инфляции 13
2.1. Обесценивание потока денежных доходов 13
2.2. Перераспределение доходов и богатства 13
2.3. Материализация денежных средств 14
2.4. Падение интереса к долгосрочным инвестициям 14
2.5. Обесценивание денежных сбережений 15
2.6. Скрытая конфискация денежных средств и падение реального процента 15
2.7. Падение экономического роста 15
3. Антиинфляционная политика России 17
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Инфляция оказывает негативное воздействие и на платежный баланс страны. Рост цен внутри страны ведет к уменьшению объемов экспорта и увеличению импорта, это отрицательно влияет на сальдо платежного баланса. В этой ситуации страна может задействовать золотовалютные резервы, которые ограничены, или девальвировать национальную валюту, что дает преимущество отраслям, продающим товары на экспорт, снижая цены на мировом рынке, и ведет к упадку отрасли, потребляющие импортные ресурсы и комплектующие. Внутренние цены на них будут расти с понижением национального валютного курса. Данная ситуация ведет к возможному возникновению структурных дисбалансов в экономике.
Инфляционные
процессы подавляют также стимулы
роста экономики на базе НТП. Внедрение
нового, лучшего оборудование в производство
становится нецелесообразным для предпринимателя,
т.к. для него выгодней использовать устарелую
технику, но более дешевую. Причина в отказе
от новой техники и использование старой
трудоемкой технологии состоит в том,
что издержки, связанные с заработной
платой растут медленнее затрат, которые
идут на покупку нового оборудования.
Все эти процессы ведут к обнищанию народных масс, к накалу социальной напряженности, к недовольству общества. Зачастую итогом является приход к власти тоталитарного режима.
Многообразное негативное влияние инфляции на социально – экономическую сторону жизни общества вынуждает правительство разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией. Разработка стратегии антиинфляционной политики является необходимым элементом для стабилизации экономики.
Затянувшаяся
инфляция в России является следствием
неудачной и неэффективной
Цель антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.
Переход
к рыночному механизму
2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз.
В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.
Проводимая с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг. (см. Табл. 1), позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.
Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 г. и до августа 1998 г. включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность.
Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.
Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика, как правило, проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.
После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.
В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.
К 2006 г. темп роста инфляции удалось снизить до минимального уровня после финансового кризиса 1998 г. - 9%. В основе антиинфляционной политики – последствие стерилизации денежной эмиссии, вызванной притоком "нефтедолларов", в Стабилизационном фонде, укрепления рубля в номинальном выражении по отношению к доллару США (на 8,5%) и сдерживания немонетарной инфляции через введение региональных лимитов на рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
В результате мирового кризиса 2008 г. уровень инфляции на конец того же года составил 13,3%. В качестве антиинфляционных мер были изменены пошлины на ввозимые и вывозимые некоторые продовольственные товары; инициировано подписание соглашений между производителями продовольственных товаров и торговыми сетевыми компаниями о замораживании цен на отдельные виды социально значимых продуктов до 31 января 2008 г.
Динамика среднегодового уровня инфляции в России5
|
С начала 2010 г. в российской экономике наблюдалось восстановление производства после спада в 2009 году. Увеличение производства отмечалось в большинстве основных видов экономической деятельности. Во II квартале 2010 г. основным его фактором стал рост внутреннего спроса: ускорилось увеличение потребительского спроса, начался рост инвестиций в основной капитал. Тем не менее спрос, по оценкам, оставался ниже уровня потенциального выпуска.
В условиях низкого потребительского спроса, укрепления рубля во II квартале 2010 г. продолжилось замедление инфляции, наблюдаемое со II квартала 2009 года. По оценкам, в целом за год инфляция будет ниже целевого уровня, установленного основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики для 2010 года.
Антиинфляционные меры государства в 2010 году:
Замедление инфляции в январе-июне 2010 г. произошло главным образом за счет базовой инфляции, которая составила 2,0% против 6,0% в январе-июне 2009 года.
Текущее оживление экономики в силу сохраняющегося отрицательного разрыва выпуска пока не оказывает давления на инфляционные процессы. Темпы роста потребительских цен остаются умеренными. Существенное снижение годовых темпов роста денежной массы в первой половине 2011 г. В то же время текущие мягкие монетарные условия и проведение государственной политики, предполагающей наличие дефицита госбюджета, не исключают роста инфляционных рисков в конце 2011 года.