Инфляция в России: причины, социально-экономические последствия, способы преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.

Оглавление

Введение 3

1. Причины инфляции 4

1.1. Общая характеристика причин инфляции 4

1.2. Особенные причины инфляционного процесса 6

1.2.1. Спад производства 6

1.2.2. Безработица 8

1.2.3. Слабая государственная власть и политическая нестабильность 9

1.2.4. Монополизация 10

1.2.5. Дефицит госбюджета 11

1.2.6. Ускорение обращения денег 11

1.2.7. Инфляция издержек 11

1.2.8. Требования социальных компенсаций 12

2. Социально-экономические последствия инфляции 13

2.1. Обесценивание потока денежных доходов 13

2.2. Перераспределение доходов и богатства 13

2.3. Материализация денежных средств 14

2.4. Падение интереса к долгосрочным инвестициям 14

2.5. Обесценивание денежных сбережений 15

2.6. Скрытая конфискация денежных средств и падение реального процента 15

2.7. Падение экономического роста 15

3. Антиинфляционная политика России 17

Заключение 24

Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 61.30 Кб (Скачать)
    1. Падение экономического роста

     Инфляция  оказывает негативное воздействие  и на платежный баланс страны. Рост цен внутри страны ведет к уменьшению объемов экспорта и увеличению импорта, это отрицательно влияет на сальдо платежного баланса. В этой ситуации  страна может задействовать золотовалютные резервы, которые ограничены, или девальвировать национальную валюту, что дает преимущество отраслям, продающим товары на экспорт, снижая цены на мировом рынке, и ведет к упадку отрасли, потребляющие импортные ресурсы и комплектующие. Внутренние цены на них будут расти с понижением национального валютного курса. Данная ситуация ведет к возможному возникновению структурных дисбалансов в экономике.

     Инфляционные  процессы подавляют также стимулы  роста экономики на базе НТП. Внедрение нового, лучшего оборудование в производство становится нецелесообразным для предпринимателя, т.к. для него выгодней использовать устарелую технику, но более дешевую. Причина в отказе от новой техники и использование старой трудоемкой технологии состоит в том, что издержки, связанные с заработной платой растут медленнее затрат, которые идут на покупку нового оборудования.  

     Все эти процессы ведут к обнищанию  народных масс, к накалу социальной напряженности, к недовольству общества. Зачастую итогом является приход к власти тоталитарного режима.

     Многообразное негативное влияние инфляции на социально  – экономическую сторону жизни общества вынуждает правительство разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией. Разработка стратегии антиинфляционной политики является необходимым элементом для стабилизации экономики.

     Затянувшаяся  инфляция в России является следствием неудачной и неэффективной политики, не обеспечивающей рост экономики, а  примитивный зажим денежной массы дает лишь временный эффект снижения инфляции. Для борьбы с ней требуется комплекс мероприятий, сочетающий денежно-кредитную и государственную политики по стимулированию экономического роста, структурную и социальную политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Антиинфляционная  политика России

     Цель  антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными  и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.

     Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень  цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в   1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.

     2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля.  Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз.     

В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

  • ограничение эмиссии денег Центральным Банком РФ;
  • сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;
  • сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.

     Но  снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации,  поскольку не были преодолены бюджетный кризис,  кризис неплатежей,  дуализм денежной системы,  нестабильность банковской системы,  а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.

     Проводимая  с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг. (см. Табл. 1), позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.

     Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 г. и до августа 1998 г. включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных  ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность.

     Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

     Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы,  пенсий,  пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика, как правило, проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры,  и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

     Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Становится очевидным,  что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.

     После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

     В отличие от 2004 года, с середины  2005 года наметилась устойчивая тенденция  снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь  2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября  до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение  цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров. 

     К 2006 г. темп роста инфляции удалось снизить до минимального уровня после финансового кризиса 1998 г. - 9%. В основе антиинфляционной политики – последствие стерилизации денежной эмиссии, вызванной притоком "нефтедолларов", в Стабилизационном фонде, укрепления рубля в номинальном выражении по отношению к доллару США (на 8,5%) и сдерживания немонетарной инфляции через введение региональных лимитов на рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

     В результате мирового кризиса 2008 г. уровень  инфляции на конец того же года составил 13,3%. В качестве антиинфляционных мер были изменены пошлины на ввозимые и вывозимые некоторые продовольственные товары; инициировано подписание соглашений между производителями продовольственных товаров и торговыми сетевыми компаниями о замораживании цен на отдельные виды социально значимых продуктов до 31 января 2008 г.

                                                                                                   Таблица 1

    Динамика  среднегодового уровня инфляции в России5

    
Годы Инфляция, %
1992 2508,8
1993 844,2
1994 215,0
1995 131,3
1996 21,9
1997 11,0
1998 84,4
1999 36,5
2000 20,2
2001 18,6
2002 15,1
2003 12,0
2004 10,0
2005 10,9
2006 9,0
2007 11,9
2008 13,3
2009 8,8
2010 8,8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     С начала 2010 г. в российской экономике наблюдалось восстановление производства после спада в 2009 году. Увеличение производства отмечалось в большинстве основных видов экономической деятельности. Во II  квартале 2010 г. основным его фактором стал рост внутреннего спроса: ускорилось увеличение потребительского спроса, начался рост инвестиций в основной капитал. Тем не менее спрос, по оценкам, оставался ниже уровня потенциального выпуска. 

     В условиях низкого потребительского спроса, укрепления рубля во II квартале 2010 г. продолжилось замедление инфляции, наблюдаемое со II квартала 2009 года. По оценкам, в целом за год инфляция будет ниже целевого уровня, установленного основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики для 2010 года. 

Антиинфляционные  меры государства  в 2010 году:

  1. снижение ставки рефинансирования;
  2. льготные банковские кредиты предпринимателям;
  3. таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
  4. снижение государственных расходов;
  5. государственное регулирование цен на лекарства;
  6. государственное регулирование цен на услуги ЖКХ;
  7. государственное регулирование цен на продукты (ограничение торговых наценок на социально значимые продукты);
  8. усложнения процедуры получения внешних займов для бизнеса;
  9. ограничение импорта пшеницы и других продуктов для сдерживания внутренних цен;
  10. зерновые интервенции;
  11. изымание ликвидности с помощью депозитных аукционов и размещения ОБР.  

     Замедление  инфляции в январе-июне 2010 г. произошло  главным образом за счет базовой инфляции, которая составила 2,0% против 6,0% в январе-июне 2009 года.

     Текущее оживление экономики в силу сохраняющегося отрицательного разрыва выпуска пока не оказывает давления на инфляционные процессы. Темпы роста потребительских цен остаются умеренными. Существенное снижение годовых темпов роста денежной массы в первой половине 2011 г. В то же время текущие мягкие монетарные условия и проведение государственной политики, предполагающей наличие дефицита госбюджета, не исключают роста инфляционных рисков в конце 2011 года.

Информация о работе Инфляция в России: причины, социально-экономические последствия, способы преодоления