7)ЗначительноевлияниенаинфляционныепроцессывРоссииоказываеттеневаяэкономика.Еевоздействиеобусловленопреждевсеготем,чтовсвязиснеуплатойналоговвэтойсфереотносительноувеличиваетсясовокупныйспросвэкономике.Крометого,сокращаютсядоходыгосударственногобюджетаивозможностьприсоответствующихэкономическихусловияхвозникновенияегодефицита.
8)ИнфляционныепроцессывРоссииусилилипроцесссущественнойдифференциациидоходовнаселенияврезультатереализациипрограммыприватизациигосударственногоимущества.КоэффициентдифференциациидоходоввРоссии(в2004г.–15,0раз)значительнопревышаетегозначениевразвитыхстранах(3–8раз)ибывшихстранахсплановойэкономикойВосточнойиЦентральнойЕвропы(4,5–5,5раз).
9)Впервомквартале1996годаобъемпромышленногопроизводствасоставил49процентовпосравнениюсаналогичнымпериодом1991года.Частьэтогоспадаобъясняетсятакимиупоминавшимися«внешними»причинами,какдезинтеграцияединогорынкабывшегоСССРираспадСЭВ,однакодругая-тесносвязанаспроводимымиреформамиистабилизационнойполитикой.Значительнаячастьспада,нанашвзгляд,обусловленабыстрым"открытием"экономики,врезультатечегомногиепредприятиялегкойипищевойпромышленности,бытовойэлектроникиит.д.оказалисьпотесненынаотечественномрынке.
Взаимосвязьспадапроизводстваиинфляциипроявляетсявследующем.Во-первых,впроцессесокращенияпроизводствазначительнорастутиздержкинаединицупродукции,посколькусущественнуюихдолюсоставляют«фиксированныезатраты».Вчастности,спаднесопровождалсяадекватнымсокращениемчисленностизанятых.Такимобразом,уменьшениеобъемовпроизводствасоздаетзатратноедавлениенацены.Во-вторых,врамкахстабилизационныхпрограммправительствовынужденоидтинауменьшениесвоихрасходов,сокращаятемсамымконечныйспрос.Этовлечетзасобойдополнительноеуменьшениевыпускаи,следовательно,дальнейшееснижениепоступленияналогов.
Традиционноепредставлениеобоптимизирующемвоздействиирыночныхмеханизмовнаструктурупроизводстваоснованонапредпосылкеосвободномперетокересурсовиздепрессивныхотраслейвболееэффективные.Чтокасаетсятрудовыхресурсов,тоихтерриториальнаямобильностьвРоссиибылавсегдарезкоограниченаиз-задефицитажильяиотсутствияегорынка,большихрасстояниймеждупромышленнымицентрами.Оперетокахкапиталабессмысленноговоритьвусловиях,когдаобъемпроизводственныхкапитальныхвложенийснизилсяв4разапосравнениюспредреформеннымигодами.Неопределенность,непредсказуемостьдажеблизкогобудущего(вчастности,из-завысокойинфляции),неурегулированностьправсобственностиит.д.явилисьтормозомдляотечественныхизарубежныхинвестиций,а,следовательно,идляперестройкипроизводственнойструктуры.Врезультатедисбалансспросаипредложенияразрешалсятолькооднимспособом:снижениемпредложения.
Неполнаязагрузкапроизводственныхмощностейвомногихотрасляхроссийскойэкономикипозволяетиспользоватьфакторыувеличенияспросадлязамедленияинфляцииврезультатеболееполногоиспользованиянезагруженныхмощностейиснижениянаэтойосновесреднихипредельныхиздержек,ростаобъемовнациональногопроизводстваисовокупногопредложенияпродукции.
10)Всистемемерпоборьбесинфляциейв1990–егодыпреобладалимонетарныеметодырегулирования,которыепо-прежнемуявляютсяопределяющимивгосударственнойэкономическойполитике.Жесткаяденежнаяполитикав1990-егодынашлаотражениевсущественномснижениикоэффициентамонетизации,развитиибартерныхсделокивзаимозачетов.Вместестемонапривелакзначительномуспадупроизводстваирезкомусокращениюинвестицийвосновнойкапитал.В2000–егодывозрослозначениефинансовойполитикивсокращениивлиянияфакторовинфляциииздержек,чтовыразилосьвсниженииставокналоговиформированиипрофицитногогосударственногобюджета.[4,с.34]
11)Антимонопольнаяполитикакаксредстворегулированияинфляционныхпроцессовхарактеризуетсянедостаточнойэффективностьюдействия,чтопроявляетсявопережающихтемпахростаценнапродукциюестественныхмонополийпосравнениюстемпамиинфляции.
2.2ПроблемыудержаниятемпаинфляциивРоссии
ПроблемаснижениятемпаинфляцииявляетсянаиболееактуальнойвРоссийскойэкономике.Несмотрянаулучшениемакроэкономическихпоказателей,необходимостьдальнейшегоснижениятемпаинфляции,которыйзначительновыше,чемврядезарубежныхстран,всежеостается
Многиеспециалисты,ученыеипрактики,выделяютследующиепроблемыснижениятемпаинфляциивРоссииипредлагаютпутиихрешения:
1.Однойизглавныхпроблемснижениятемпаинфляциивроссийскойэкономикеявляетсязависимостьвнутреннихценнаэнергоносителиотмировыхценнанефть.ВРоссииформированиестабилизационногофондасоздаломотивациюпоощренияэкспортавместозаботыовнутреннихценахнаэнергоносителииопотребителях,поэтомуможносказать,чтосамороссийскоезаконодательствоспособствуетсвязироставнутреннихценсмировыми.
Специалистамипредлагаетсянедопускатьроствнутреннихценнасырьеиэнергоносителивследзамировымиценамипутемиспользованияэкспортныхпошлининалогов.
2.Особовыделенфакторформированияинфляциииздержек–ростценнапродукциюестественныхмонополийитарифовнауслугиЖКХ.Такв2005годуприростепотребительскихценна10,9%ценынаплатныеуслугинаселению,гдезначительнуюрольиграюттарифыестественныхмонополийиуслугиЖКХ,выросливсреднемна35%.Такаяситуациявызывает,какследствие,инфляциюиздержекиблокируетразвитиеотраслей,несвязанныхстопливно-энергетическимкомплексом.
Крометого,следуетотметить,чтоснижениеставокНДСиотменаналогаспродажнесдержалиростцен.Этосвидетельствуетослабойэластичностиценприснижениизатратпроизводителейипродавцовипоэтомумалоэффективнокакантиинфляционноесредство.
Вкачествемерборьбысинфляциейиздержекможноиспользовать:применениеантимонопольныхмерпротивестественныхмонополийиЖКХ,обеспечениедейственногоконтролянадтарифами.
3.Ухудшениекачестваэмиссииденегвсвязиспреобладаниемвалютногоиснижениемкредитногокомпонента.Внастоящеевремяактивноиспользуетсявалютныйканалденежнойэмиссии,втовремякаккредитрасцениваетсякакинфляционныйфактор.Но,хотяотмечаетсявозможностьинфляционноговоздействиякредитаприегонеумеломиспользовании,многимиспециалистамивыдвигаетсяположениеоегоантиинфляционнойприроде.Кредитувеличиваетденежнуюмассулишьвпределахужеэмитированныхденег.Прикраткосрочномкредитованииденьгиследуютзадвижениемтовара,несоздаваяинфляционногоизбыткаденежноймассы,апроизводствоновыхтоваровнейтрализуетотрицательныйэффекткредитнойэмиссии.Придолгосрочномкредитованииразрыввовременимеждувыдачейкредитаисозданиемновыхстоимостейвозникает,еслисрокиактивныхоперацийбанковпревышаютсрокиихпассивныхопераций,абанковскаяликвидностьухудшается.Кредитвтоварнойформенезатрагиваетденежнуюмассуиспособствуетреализациитоваров.Привсехплюсахкредитногохарактераденег,какужеотмечалосьранее,обнаруженоотносительнослабоевлияниеинструментовкосвенногокредитно-денежногорегулированиенамасштабыденежногообращениявстранеигораздоболеесущественноевлияниепрямыхканаловэмиссииденег,внастоящеевремявалютногоканала.Косвенныекредитно-денежныеметодыуправлениямасштабамиденежногообращениязапускаютсявдействиевкризисныхипредкризисныхситуациях,когда,собственно,идемонстрируютсвоюнизкуюдееспособность.Такжеподвергаетсякритикенесостыкованностьденежно-кредитной,финансовойиструктурнойполитикисинтересамиденежногопредложенияизадачейсниженияинфляции.
Специалистамиразработаныпредложениядлярешенияэтойпроблемы:разработатьпрограммуразвитиякредитаврамкахединогомонетарногопланасцельюегопозитивноговлияниянаэкономическийростиденежноеобращение;создатьполноценнуюсистемурефинансированиябанков;образоватьприБанкеРоссиинаучныйэкспертныйсоветдляобсужденияглавныхнаправленийразвитияисовершенствованиядеятельностинациональныхденежно-кредитныхинститутов.
4.Ещёоднойнеменееважнойпроблемой,влияющейнаинфляцию,являетсяизъятиесредстввстабилизационныйфонд,чтовсвоюочередьснижаетростВВПитемсамымподхлестываетинфляцию.Стабилизационныйфондпревращаетсявтормозэкономическогороста,вкачествеаргументаможнопривестиследующиерасчеты:использованиесуммыпополнениястабилизационногофонда(1,2трлн.руб.)обеспечилобыдополнительныйростВВПна1,6%присреднейэффективностииспользованиябюджетныхсредств.ПриэтомПравительствоустойчивопланируетпрофицитбюджета,деньгиобъявляютсялишнимииразмещаютсявСтабилизационномфонде,аактуальностьпроблемымодернизацииэкономикиостается,деньгинеинвестируютсявэкономику.
Кромеэтого,ситуациюусугубляютпритокиностраннойвалютыввидезарубежныхинвестиций,атакжестойкиеинфляционныеожиданияхозяйствующихсубъектовинаселения.
Вкачестверешенияданныхпроблемпредлагается:активноеучастиегосударствавэкономике,каквцеляхзащитывнутреннегорынка,такидляразвитияэкономическойактивностивсферах,связанныхсвысокойстепеньюпереработки;необходимоэффективноиспользоватьнакопленныйинвестиционныйпотенциалвинтересахповышенияконкурентоспособностиэкономикииблагосостояниянаселения.Проблемуинфляционныхожиданийпредлагаетсярешитьпутемукреплениядоверияроссийскогообществакрублю,властнымструктурам,участникамрынка,крометого,предложеноввестимониторингинфляционныхожиданий.
РассмотревпроблемыснижениятемпаинфляциивРоссии,следуетсказать,чтоэтодалеконеисчерпывающийихсписок.Приподведенииитогавышесказанногоследуетдобавить,чтооднимизпутейрешенияпроблемыинфляцииявляетсянеобходимостьпереходаотразрозненныхмерккомплекснойпрограммепоснижениютемпаинфляциивцеляхобеспеченияустойчивогоразвитияэкономики.
Таблица 2.1
Основные показатели
социально-экономического развития Российской
Федерации 2010-2011 гг.[18, c.31]
Показатели |
2010год |
2011год |
январь-август |
год |
январь-август |
Год(оценка) |
ВВП1) |
104,1 |
104,0 |
104,0 |
104,1 |
Индекспотребительскихцен,наконецпериода,кдекабрюпредыдущегогода |
105,4 |
108,8 |
104,7 |
106,5-107,0 |
Индекспромышленногопроизводства2) |
109,2 |
108,2 |
105,4 |
104,8 |
Обрабатывающиепроизводства3) |
113,0 |
111,8 |
107,6 |
106,7 |
Индекспроизводствапродукциисельскогохозяйства |
92,3 |
88,1 |
109,6 |
113,7 |
Инвестициивосновнойкапитал |
102,1 |
106,0 |
104,14) |
106,0 |
Объемыработповидудеятельности"Строительство" |
94,9 |
99,4 |
106,2 |
106,0 |
Вводвдействиежилыхдомов |
95,6 |
97,6 |
99,8 |
95,4 |
Реальныерасполагаемыеденежныедоходынаселения5) |
105,4 |
104,2 |
99,3 |
101,5 |
Реальнаяначисленнаязаработнаяплата |
105,0 |
105,2 |
102,35) |
103,6 |
Оборотрозничнойторговли |
105,7 |
106,3 |
105,8 |
105,3 |
Объемплатныхуслугнаселению |
100,9 |
101,5 |
103,3 |
103,1 |
Экспорттоваров,млрд.долларовСША |
253,2 |
400,4 |
335,41) |
527,5 |
Импорттоваров,млрд.долларовСША |
148,7 |
248,7 |
205,01) |
340,0 |
Средняяценазанефтьмарки«Urals»,долларовСШАзабаррель |
75,7 |
78,2 |
109,2 |
108,0 |