Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:05, творческая работа
Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX веке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе – с середины 20-х годов.
Введение 3
1 Теоретические аспекты инфляции 4
2. Динамика инфляции в Казахстане, факторы, обусловившие ее возникновение 6
Заключение 14
Список использованных источников 17
Фактором, препятствующим снижению цен, являлся «импорт» инфляции, который проявляется через высокие мировые цены на нефть и более высокий рост потребительских цен в соседних странах – основных торговых партнерах.
Сохранению инфляционного фона в экономике способствовал значительный рост денежных агрегатов. Увеличение чистых международных резервов Национального Банка Республики Казахстан привело к расширению денежной базы за 2006 год на 82,3% до 577,9 млрд. тенге. Активная кредитная политика, проводимая банками второго уровня, обусловила рост денежной массы за 2006 год на 68,2% до 1634,7 млрд. тенге. За этот же период наличные деньги в обращении выросли на 59% до 379,3 млрд. тенге, главным образом, вследствие роста потребительского спроса.
Сдерживанию снижения инфляции способствовал значительный приток иностранной валюты в Казахстан от экспорта и заимствований на мировых рынках капитала. Рекордные показатели экспорта товаров полностью компенсировали растущие высокими темпами расходы резидентов по текущим операциям, и в целом обеспечили положительный баланс по счету текущих операций.
Для сдерживания темпов роста инфляции Национальным Банком Республики Казахстан в 2004-2006 году предпринимались меры по усилению регулирующих воздействий официальных ставок. В частности, для повышения экономической роли ставки рефинансирования с 2004 года переучет векселей производится в соответствии с официальной ставкой рефинансирования при одновременном развитии самой системы вексельного обращения.
Тем не менее, в 2005 году инфляция составила 7,5%, а в 2006 году среднегодовая инфляция незначительно превысила целевой ориентир на 2006 год по сценарию высоких цен (6,9-8,5%). Это произошло потому, что в течение 2006 года реализовывался сценарий высоких цен на нефть (мировые цены на нефть сорта «Брент» в среднем за 2006 год составили 65,4 доллара за баррель).
Темпы инфляции характеризуются ростом цен на товары и услуги. Кроме того величина прожиточного минимума и индекс потребительских цен являются показателями уровня инфляции в стране. Поэтому в процессе анализа развития инфляции в Республике Казахстан рассмотрим темпы роста цен на товары и услуги за период с 2002 по 2007 года.
Набор товаров и услуг включает 508 позиций. Регистрация цен производится по выборочной сети предприятий торговли и сферы услуг различных форм собственности во всех областных центрах, столице и определенному кругу городов и районных центров Казахстана.
Цены и тарифы на все товары и услуги в 2003 году выросли на 6,8%, продовольственные товары – на 7,2%, непродовольственные товары – на 6,1%, платные услуги – на 6,8%.
Из продовольственных товаров в ноябре 2003 года повышение цен было отмечено на муку пшеничную на 2,7%, хлеб – на 2,2%, макаронные изделия – на 1,7%, крупы – на 0,5%. Цены на молочные продукты выросли на 5,9%, а на молоко – на 9,3%, творог – на 6,7%, сметану – на 5,5%, кефир – на 3,5%. Фрукты и овощи за месяц стали дороже на 6,5%, яйца – на 11,1%. Уровень цен на мясопродукты увеличился на 0,2%, рыбу – на 0,8%, сахар – на 2,6%, масло животное – на 2,7%.
В группе непродовольственных товаров в ноябре цены на одежду возросли на 0,8%, ткани и печатные издания – по 0,6%, обувь, бытовые текстильные изделия, автотранспортные средства, товары личной гигиены – по 0,5%, посуду – на 0,3%. Уголь подорожал на 9%, бензин – на 6,2%.
Оплата за услуги пассажирского транспорта увеличилась на 4,5%, детских дошкольных учреждений – на 1,6%, жилищно-коммунальной сферы – на 0,7%, культуры – на 0,3%, здравоохранения – на 0,2% [7].
В 2004 году на рынке продовольственных товаров в ноябре наиболее существенно подорожали молоко на 8,3%, яйца – на 7,4%, творог – на 6,8%, сметана – на 6,4%, кефир – на 4,1%. Увеличились цены на плодоовощную продукцию (2,2%), рыбу (1,9%), животное масло (1,5%), колбасные изделия (1%). Повышение цен отмечено также на мясо на 0,5%, рис – на 0,3%, крупы и макаронные изделия – по 0,2%. Цены на муку снизились на 0,5%, сахар – на 0,2%.
В группе непродовольственных товаров дизельное топливо стало дороже на 15,4%, бензин – на 3,7%, уголь – на 2,4%. Цены на одежду и обувь повысились на 0,6%, медицинские препараты – на 0,4%, товары личной гигиены – на 0,3%.
Оплата за услуги пассажирского транспорта выросла на 2,1%, жилищно-коммунальной сферы – на 0,7%, учреждений образования и культуры – по 0,4%.
В частности, на рынке продовольственных товаров яйца подорожали на 7,8%, рис – на 3,9%, молочные продукты – на 1,5%, мясо и птица – на 1,1%. Цены на фрукты и овощи снизились на 2,8%, сахар – на 0,3%, муку – на 0,1%.
В 2006 году в структуре продовольственных товаров было зарегистрировано повышение цен на овощи и фрукты – на 25,2%, на сахар – на 16,4%, на крупы – на 14,0%, на молочные продукты – на 6,9%.
В группе непродовольственных товаров наибольшее повышение цен произошло на бензин – на 21,5%. Кроме того, дороже стали одежда – на 8,5%, обувь – на 7,4%, печатные издания – на 7,3%.
В структуре платных услуг населению услуги жилищно-коммунальной сферы стали дороже на 11,0% в результате роста цен на электроэнергию – на 14,9%, на водоснабжение – на 13,2%, на газоснабжение – на 11,4%. Кроме того, было зарегистрировано повышение цен на транспортные услуги – на 19,3%, на услуги учреждений образования и здравоохранения – по 12,5%.
Среднегодовая инфляция в 2006 году годовая инфляция (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года) составила 8,6% (в 2005 году – 7,5%). Рост потребительских цен был обусловлен, главным образом, подорожанием платных услуг населению на 11,6% (в 2005 году – на 7,9%). Продовольственные товары стали дороже на 7,3% (8,1%), непродовольственные товары – на 7,1% (5,8%).
На рынке продовольственных товаров в прошедшем месяце наибольший рост цен был зарегистрирован плодоовощную продукцию и на рыбу и морепродукты – по 1,8%. Кроме того, дороже стали мясопродукты и алкогольные напитки – по 1,4%. Сахар стал дешевле на 4,4%.
В группе непродовольственных товаров стали дороже одежда и обувь – на 0,8%, предметы домашнего обихода – на 0,5%.
В
структуре платных услуг
По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике за период с начала года инфляция составила 3,1% (в соответствующем периоде 2006 года – 3,7%), продовольственные товары подорожали на 4,0% (на 5,1%), непродовольственные – на 1,5% (на 1,9%), платные услуги – на 3,5% (на 3,3%).
В апреле 2007 года инфляция в годовом выражении составила – 7,7% (в декабре 2006 года – 8,4%).
Выше
были исследованы инфляционные процессы
на примере периода 2003 – 1 квартал 2007 года.
Расширенные данные за период 2000-2010 наглядно
представлены ниже.
Индекс потребительских цен
на конец периода, в процентах
1995 год=100 | 2000 год=100 | |||||||
товары и услуги | товары | платные услуги | товары и услуги | товары | платные услуги | |||
продо-вольст-венные | непродо-вольст-венные | продо-вольст-венные | непродо-вольст-венные | |||||
2000 | 188,5 | 166,8 | 140,1 | 426,9 | - | - | - | - |
2001 | 200,6 | 181,5 | 146,4 | 441,8 | 106,4 | 108,8 | 104,5 | 103,5 |
2002 | 213,8 | 194,4 | 155,6 | 467,5 | 113,4 | 116,6 | 111,1 | 109,5 |
2003 | 228,2 | 208,3 | 166,4 | 494,9 | 121,1 | 124,9 | 118,8 | 115,9 |
2004 | 243,6 | 223,6 | 176,7 | 524,3 | 129,2 | 134,1 | 126,1 | 122,8 |
2005 | 262,0 | 241,8 | 187,1 | 566,3 | 139,0 | 145,0 | 133,6 | 132,7 |
2006 | 283,9 | 259,4 | 200,4 | 632,0 | 150,6 | 155,5 | 143,1 | 148,0 |
2007 | 337,2 | 328,3 | 221,5 | 729,4 | 178,8 | 196,8 | 158,1 | 170,9 |
2008 | 369,1 | 363,9 | 234,1 | 812,6 | 195,8 | 218,2 | 167,1 | 190,3 |
2009 | 392,0 | 374,8 | 254,3 | 880,6 | 207,9 | 224,7 | 181,5 | 206,3 |
2010 | 422,4 | 412,6 | 268,4 | 940,2 | 224,0 | 247,3 | 191,6 | 220,2 |
Изменение цен на потребительские товары и услуги
2005 год=100, в процентах, прирост
Индекс потребительских цен
на конец периода, в процентах
К декабрю предыдущего года | К предыдущему году | |||||||
товары и услуги | товары | платные услуги | товары и услуги | товары | платные услуги | |||
продо-вольст-венные | непродо-вольст-венные | продо-вольст-венные | непродо-вольст-венные | |||||
2000 | 109,8 | 112,8 | 106,1 | 107,1 | 113,2 | 116,0 | 111,5 | 108,5 |
2001 | 106,4 | 108,8 | 104,5 | 103,5 | 108,4 | 111,5 | 105,6 | 104,8 |
2002 | 106,6 | 107,1 | 106,3 | 105,8 | 105,9 | 106,8 | 105,0 | 104,8 |
2003 | 106,8 | 107,1 | 106,9 | 105,9 | 106,4 | 107,0 | 106,8 | 105,1 |
2004 | 106,7 | 107,4 | 106,2 | 105,9 | 106,9 | 107,7 | 106,5 | 105,6 |
2005 | 107,5 | 108,1 | 105,9 | 108,0 | 107,6 | 108,1 | 106,3 | 107,8 |
2006 | 108,4 | 107,3 | 107,1 | 111,6 | 108,6 | 108,7 | 106,8 | 110,3 |
2007 | 118,8 | 126,6 | 110,5 | 115,4 | 110,8 | 112,2 | 107,8 | 111,7 |
2008 | 109,5 | 110,8 | 105,7 | 111,4 | 117,0 | 123,4 | 110,4 | 114,3 |
2009 | 106,2 | 103,0 | 108,6 | 108,4 | 107,3 | 106,0 | 106,7 | 109,8 |
2010 | 107,8 | 110,1 | 105,5 | 106,8 | 107,1 | 106,2 | 106,4 | 109,0 |
Рассмотрим подробнее все факторы, оказавшие давление на инфляционные процессы в Республике Казахстан.
1)
Высокие темпы роста
Основными показателями совокупного спроса являются оборот розничной торговли, инвестиционный спрос предприятий, расходы государства. Причиной увеличения оборота розничной торговли является повышение доходов населения.
2) Приток иностранной валюты
Иностранная валюта в Республику Казахстан поступает по трем основным каналам: от торговых операций, по операциям прямого инвестирования и по заемным операциям банков второго уровня.
Приток внешних ресурсов обеспечил рост иностранных активов резидентов Казахстана. Результатом значительного притока иностранной валюты стало расширение денежных агрегатов.
3) Высокий рост заработной платы
Рост
заработной платы, не подкрепляемый
соответствующим или
4)
Ускоряющийся рост издержек
Высокий рост издержек производства привел к удорожанию конечной продукции, в том числе на потребительские товары и услуги. Это связано с тем, что рост цен на потребительские товары и средства производства промышленных предприятий отстает от роста цен на продукцию промежуточного потребления.
5) Низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг
На рынках отдельных товаров и услуг оперирует небольшое количество игроков, зачастую крупные посреднические структуры (особенно на рынке продуктов питания). При этом монополизированность рынков может не наблюдаться в целом по республике, тогда как в регионах действуют региональные монополии. Свободный доступ на рынок для более мелких предприятий либо полностью закрыт, либо значительно затруднен.
Результатом низкого уровня конкуренции на отдельных рынках товаров и услуг становится повышение уровня цен.
Тем не менее, несмотря на принятые меры по достижению ценовой стабильности, инфляция в среднем за 2010 год составила 7,8%, незначительно превысив целевой ориентир по сценарию высоких цен.