Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 00:41, контрольная работа
Инфляция - сложное социально-экономическое явление, которое представляет собой одну из наиболее серьезных проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. При высокой инфляции разрушается денежная система, национальный капитал устремляется за границу, ослабляется национальная валюта, подрываются возможности финансирования государственного бюджета.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие, сущность и причины возникновения инфляции……………4
2. Экономические и социальные последствия инфляции……………….10
3. Методы регулирования инфляции……………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………21
Список использованных источников …………………………………….22
«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции.
Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов.
При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.
Стабилизация обменного курса и цен приводит к увеличению реальных денежных остатков, которые стремятся держать люди. Ключевой вопрос экономической политики состоит в том, каким образом происходит приспособление к этому росту спроса на деньги.
Изменение денежной базы (или количества денег высокой эффективности) равно изменению объема внутренних кредитов плюс изменение валютных резервов.
Таким образом, правительство имеет три возможных способа удовлетворения возросшего спроса на деньги: оно может увеличить внутреннее кредитование государственного сектора (т.е. центральный банк может купить облигации у казначейства), увеличить внутреннее кредитование частного сектора (т.е. центральный банк может предоставить больше кредитов частным банкам) или санкционировать приток валютных резервов через платежный баланс (т.е. центральный банк может скупать иностранную валюту по фиксированному курсу).
Успешные попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в "отбрасывании нулей" сильно обесценившейся денежной единицы.
Тем не менее, какой бы популярной ни была политика, связанная с введением новой денежной единицы, она не является фундаментальным элементом пакета стабилизационных мер. Как мы увидим, это и не единственный тип денежной реформы.
При простейшем варианте денежной реформы новая денежная единица вводится для того, чтобы отбросить несколько нулей во всех ценах, заработных платах и финансовых активах в экономике. Это во многом косметическое изменение, которое не приносит вреда, но может принести некоторую экономию на издержках (чернил, бумаги, времени, числа позиций в вычислительных машинах и т.д.).
Наконец, возможна конфискационная реформа, при которой новая денежная единица обменивается на старую без приведения курса обмена денег в соответствие с изменениями заработной платы и цен.
Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств.
Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга.
Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.
Заключение.
Инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом, а также подрывающих возможности хозяйственного регулирования.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
• политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП);
• политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.
В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Алисов А. Инфляция и кризис. Пути выхода. // Вопросы Экономики, 2001, №3.
2. Антиинфляционная политика: пути реализации // В.В. Пинигин, Г.Л. Вардеванян, В.Г. Василега и др. Под ред. В.В. Пинигина. – Мн.: НИЭИ Минэкономики, 2002.
3. Беляков А. Еще раз о природе инфляции. // Вопросы Экономики, 2000, №12.
4. Бирюкова О. Дневник успеваемости белорусской экономики // Белорусы и рынок. 2007г. №15
5. Борисова Г.Б. Высокая инфляция: современный опыт борьбы с ней, успехи и провалы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 2003. №3.
6. Дашкевич В. Видения светлого будущего // Дело. – 2006. – №4.
7. Заико Н.Г. Инфляция должна быть подавлена // Белорусский рынок. 2003. №16. С.19.
8. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. -М.: Дело, 2002.
9. Ладыгин Д. Чудеса финансового рынка // Коммерсант. Деньги, 2004 г., №2.с.40.
10. Ракова Е.Ю. Анализ факторов роста потребительских цен в Республике Беларусь // Проблемы экономико-математического моделирования. 2005.
11. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р.Шмалензи. Макроэкономика. – М.: Дело, 1993.
12. Тарасов В. Будет ли обвал? // Белорусы и рынок. 2006. №38.
13. Экономика предприятия. В. Я. Хрипач, Г. З. Суша, Г. К. Оноприенко; Под ред, В. Я. Хрипача. – Мн.: Экономпресс. 2002. – 460 с.
14. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997.
15. Заико А.С. Шаги Нацбанка // Белорусская газета. 2006г. №40
[1] Ивашковский С.Н. Макроэкономика. -М.: Дело, 2002. стр. 126
[2] Инфляция должна быть подавлена // Белорусский рынок. 2003. №16. С.19.
Информация о работе Инфляция: социально-экономические последствия и методы регулирования