Инфляция: природа, изменение, социально – экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить сущность инфляции и факторы, влияющие на нее, рассмотреть социально-экономические последствия.

Задачи:

Дать определение инфляции, ее классификацию и методы измерения;
Выявить основные причины инфляционных процессов;
Изучить социально-экономические последствия инфляции;
Проанализировать основные антиинфляционные меры государства;
Рассмотреть особенности развития инфляционных процессов в Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Анализ сущности инфляции
1.1 Понятие инфляции 6
1.2 Сущность, причины и типы инфляции 8
1.3 Виды инфляции 13
Глава 2. Социально-экономические последствия инфляции
2.1 Последствия инфляции……………………………………………………..16
2.2 Измерение инфляции 21
2.3 Антиинфляционная политика 23
Глава 3. Процессы инфляции в России
3.1 Инфляция в России. Причины и особенности 25
3.2 Антиинфляционная политика в России. 27
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

      НОУВПО  Гуманитарный университет

      Факультет бизнеса и управления 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Инфляция: природа, изменение, социально – экономические последствия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 
2010 год

Содержание 

   
Введение

    Понятие инфляция однозначно ассоциируется  с негативными процессами.

    Инфляция  – неотъемлемый спутник рыночной экономики. Ее сфера деятельности – рост цен. Это один из самых опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций; искажает реальную картину финансовых результатов производства, уровень и динамику потребления товаров и услуг; не позволяет правильно определять и взимать налоги, оценить имущество, реально определить доходы и расходы населения и предприятий.

    Для многих стран  с  развивающейся  экономикой подобное явление носит  характер стихийного бедствия, отрицательно влияя на все стороны жизни  общества. Возрастает дефицит, в производствах происходит полная дезорганизация, инфляция обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.

    Инфляция  является самым эффективным средством перераспределения национального богатства, причем, как правило, беднеют бедные, а богатеют богатые. Таким образом, инфляция неизбежно усиливает социальное расслоение в обществе и обостряет социальные конфликты, сгорают вклады населения – люди нищают буквально в считанные часы, теряя порой то немногое, что копили долгие годы. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся также потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в ожидании повышения цен на продовольствие.

    В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться  в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она  не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

    Но  в то же время во многих странах инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих масштабах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Ценовая нестабильность экономики психологически изматывает большинство людей, создает огромную социальную напряженность в обществе.

    Исходя  из сформулированной актуальности темы, легко определить цель и задачи данного проекта.

    Цель: выявить сущность инфляции  и  факторы, влияющие на нее, рассмотреть  социально-экономические последствия.

    Задачи:

  1. Дать определение инфляции, ее классификацию и методы измерения;
  2. Выявить основные причины инфляционных процессов;
  3. Изучить социально-экономические последствия инфляции;
  4. Проанализировать основные антиинфляционные меры государства;
  5. Рассмотреть особенности развития инфляционных процессов в Российской Федерации.

     Объект  исследования: инфляция как явление  экономики.

     Предметом исследования данной курсовой работы являются инфляционные процессы на примере экономики России.

     Методы  исследования: анализ монографий, периодической печати, экономико-статистических данных. 
 
 

 

Глава 1. Анализ сущности инфляции

1.1 Понятие инфляции

    Инфляция  является одним из аспектов макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Инфляция одна из самых тяжелых экономических проблем большинства стран. Наиболее ярко выражены её проявления в хозяйствах рыночного типа. А кроме того, не защищены от инфляции и те экономики, где механизмы рынка разрушены административно-командной системой.

    В целом инфляция – это постоянный рост общего уровня цен на  товары  и услуги, при котором падает покупательная ценность денежной единицы.

    Явление инфляции в первую очередь связано  с движением денег. Она не приносит ничего положительного экономике. Инфляция понижает производительность труда, вынуждает государство проводить принудительные мероприятия по ее подавлению или хотя бы уменьшению. Иногда, преднамеренно спровоцированная инфляция может вызвать активность на товарном рынке, расширение производства и т.д. Но это имеет краткосрочный эффект. В общем виде инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению:

  • к золоту (при золотом стандарте), это выражается в повышении рыночной цены золота;
  • к товарам, это проявляется в росте товарных цен  –  оптовых и особенно розничных;
  • к иностранным валютам, это находит свое отражение в падении курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам, которые сохранили свою прежнюю реальную стоимость или обесценились в меньшей степени.

    Сам термин  “инфляция” впервые был  употреблен в середине 19 века в Америке, во время  гражданской войны между  Севером и Югом. Широкое же распространение это понятие приобрело уже в 20 столетии, после I Мировой войны.  
В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Главной формой проявление инфляции является длительное, устойчивое неравновесие рынка, которое обычно сопровождается ростом цен. Способствовать такому росту цен могут разнообразные экономические обстоятельства, но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.  Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары. Стихийные бедствия так же нельзя считать причиной инфляции. Если в результате стихийного бедствия на какой-то территории разрушены дома, очевидно, что возрастает спрос на стройматериалы, услуги строителей, транспорт и т.д. Большой спрос на услуги и промышленную продукцию будет стимулировать производителей к увеличению объемов производства, и по мере насыщения рынка цены будут опускаться.

    Инфляция, хоть она проявляется только в  росте товарных цен, не является сугубо денежным феноменом. Инфляция - есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.

    Безусловно одно: падение покупательной способности денег и повышение цен теснейшим образом взаимосвязаны. Инфляция – это снижение покупательной силы денег и, можно сказать, это повышение денежных цен на  блага.

1.2 Сущность, причины  и типы инфляции

    Сущность  инфляции заключается в следующих  основных критериях:

  • повышение цен;
  • падение покупательной способности денег;
  • рост денежной массы.

    Инфляция  – это выпуск государством денег в обращение сверх количества, обусловленного законом денежного обращения:

     

    Где M – масса денег, P – средний уровень цен, V – скорость оборота денег и Q – объем производства.

    Ранее инфляция возникала, чаще всего при чрезвычайных обстоятельствах. Во время войн, например, государство часто выпускало большое количество необеспеченных бумажных денег для покрытия военных расходов. В наше время технический прогресс не стоит на месте. Все время происходит совершенствование товаров и услуг. В связи с этим растет их стоимость, и как следствие, увеличивается цена. Это показывает, что корни инфляции лежат в сфере производства, в первую очередь продуктов высоких технологий, и обусловлены их качеством. Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где не балансируются государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.

    Первопричинами  инфляции являются:

  1. Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов и расходов - эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Недостаток можно покрыть выпуском государственных ценных бумаг, т.е. взять в долг у населения. Еще можно взять кредит у МВФ. Но самый простой способ напечатать, в свою очередь эмиссия ведет к увеличению денежной массы, и как следствие к инфляции.   
  2. Инфляционно-опасные инвестиции – это преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
  3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части – общее повышение уровня цен связывается с изменением структуры рынка. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – рынок олигополистический. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает властью над ценой. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита. Не желая «испортить» свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Монополии (такие как Газпром и ЕЭС), пользуясь своей способностью диктовать цены в отсутствии конкуренции, способны сильно влиять на денежную политику государства и уровень инфляции.
  4. «Импортируемая»  инфляция,  роль которой возрастает с ростом «открытости» экономики. Рубль – валюта довольно нестабильная и наши сограждане держат свои сбережения в валюте других стран, чаще всего в американских долларах, забывая (или не зная), что курс доллара тоже меняется, в том числе и падает, а значит, мы у себя дома держим американскую инфляцию.
  5. Инфляционные ожидания – возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Люди, сталкиваясь с повышением цен на товары и услуги в течение длительного периода времени и теряя надежду на их снижение, начинают приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Одновременно они требуют повышения номинальной заработной платы и тем самым подталкивают текущий потребительский спрос к расширению. Производители устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, ожидая, что в скором времени сырье, материалы и комплектующие изделия еще больше подорожают. Начинается бегство от денег. Очевидно, что расширение текущего спроса стимулирует дальнейший рост цен. Одновременно сокращаются сбережения и уменьшаются кредитные ресурсы, что сдерживает рост производственных инвестиций и, следовательно, предложение товаров и услуг. Экономическая ситуация в этом случае характеризуется медленным увеличением совокупного предложения и быстрым ростом совокупного спроса. Результат - общее повышение цен.

    Помимо  основных, существуют также альтернативные концепции инфляции. По причинам происхождения различают два типа инфляции.

    Первый  тип - инфляция спроса. Это инфляция, вызванная увеличением спроса на продукцию, т.е. когда за определенный вид товара покупатели готовы платить больше. Сущность данного типа инфляции иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров». Иными словами, избыток в обращении платежных средств наталкивается на ограниченное предложение товаров и это выражается в росте общего уровня цен. Основными причинами здесь могут быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства  в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы), в результате, например, согласованных действий профсоюзов.

    В общем плане инфляция спроса обозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупном предложением. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения.

    

        Рисунок 1.2.1 Инфляция спроса

    Второй  тип инфляции – инфляция издержек (предложения). Смысл данного типа инфляции заключается в том, что спрос относительно постоянен, а цены на товары увеличиваются за счет роста издержек производства (возрастает себестоимость продукции). Так как предприятия не могут долго торговать себе в убыток, они вынуждены увеличить отпускную цену на свою продукцию. По закону спроса и предложения при увеличении цены количество единиц проданной продукции уменьшается, и если не принять адекватных мер со стороны правительства, то в экономике может начаться период спада. Обычно выделяют следующие причины, вызывающие увеличение себестоимости продукции: экономическая и финансовая политика государства, увеличение налогов, рост стоимости сырья, энергоресурсов и заработной платы.

            Возникает порочный круг: рост  цен вызывает требования повышения  доходов населения, что, в свою  очередь, приводит к новому  скачку цен, так как растут  издержки предпринимателей на  заработную плату.

Информация о работе Инфляция: природа, изменение, социально – экономические последствия