Инфляция и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов.
Для достижения цели необходимо решить ряд поставленных задач:
определение сущности инфляции;
характеристика основных причин инфляции;
характеристика видов инфляции;
определение факторов, влияющих на уровень инфляции;
оценка современное состояние инфляции на территории Российской Федерации;
определение социально-экономических последствий инфляции;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….1-5
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ
Сущность и причины инфляции……………………………………1-8
Классификация видов и форм инфляции………………………......8-13
Показатели измерение инфляции…………………………………..13-15
Факторы, влияющие на уровень инфляции……………………..…15-17
ГЛАВА 2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики…………....18-19
2.2. Виды антиинфляционной политики ………………………………..19-22
2.3. Методы Антиинфляционной политики……………………………..22-23
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОСИИ
3.1. Основные показатели инфляции в России
и антиинфляционная политика …………………………………….....24-26
3.2. Влияние естественных монополий на инфляцию в России………….27-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...31-33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...34-35

Файлы: 1 файл

курсовая инфляция.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

-увеличение бюджетных расходов;

   -рост цен на бензин (апрель, май 2011 года);

   -низкий уровень конкуренции в основных отраслях экономики (высокий уровень монополизации экономики, большое число картельных соглашений среди крупных предприятий отрасли);

   -высокие таможенные барьеры для продовольственных товаров (пошлины на импорт);

   -сезонный фактор: недисциплинированные бюджетные организации откладывают большую часть расходов на конец года, чем разгоняют инфляцию;

   Подорожание продовольствия угрожает всем странам. Из-за роста оптовых цен крупнейшие сети питания и производители повышают отпускные цены в рознице, что ведет к увеличению темпов инфляции. [21]

   Причины снижения инфляции в 2011 году: низкий потребительский спрос, укрепление курса рубля (усиление курса рубля способствует понижению инфляционного давления), стабилизация цен на глобальных продовольственных рынках (II-III кварталы), замедление роста цен на продукты на внутреннем рынке, рост объемов импорта дешевой плодоовощной продукции, снижение монетарного давления; сезонные факторы: снижение цен на плодоовощную продукцию в июле-августе.

Антиинфляционная  политика государства в 2011 году

   1.Таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);

   2.Продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводились они до конца июня 2011 года);

   3. Для поддержания стабильного уровня цен на зерно на внутреннем рынке в октябре 2011 года были введены ограничения экспорта зерна в пределах 24-25 млн.тонн (свыше этих пределов вводятся повышенные тарифы);

      4. Ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);

   5. Снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);

   6. Заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);

  1. Расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);
  2. Повышение ставки рефинансирования
  3. Сокращение государственных расходов на оборону и МВД;
  4. Сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юрлицам и ипотечным программам).[22]

Инфляция  в 2012 году

     Прогноз Минфина РФ: 5-6% (в.т.ч. на услуги ЖКХ: 11.5%). В соответствии с основными параметрами прогноза социально- экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5-6%, в 2013 году - до 4,5-5,5%, в 2014 году - до 4-5%.[23]

Антиинфляционная  политика России в 2012 году

     -рост тарифов естественных монополий предполагается ограничением уровнем инфляции, за исключением цен на газ;

     - введение тарифных каникул: повышение тарифов естественных монополий предусматривается в двух вариантах: а) поэтапно в течение года: с 1 января 2012 года на 5%, с 1 июля 2012 года на 9.5%. При этом среднегодовой рост тарифов в 2012 г. составит 10,2%. б) тарифы планируется индексировать с 1 июля 2012 года на 15%;

     - снижение ставки страховых взносов с 34% до 30%;

     -совершенствование структуры отраслей промышленности (диверсификация экономики);

     -повышение эффективности естественных монополий (снижение предельных издержек).

     -введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам.

     Причины снижения инфляции в 2012 году: вступление России в ВТО (подписание документов планируется на 15 декабря 2011 года. Снижение инфляции планируется за счет более дешевых импортных товаров; привлечение новых технологий, применение которых позволит снизить издержки производства);[22] 

     3.2. Влияние естественных монополий на инфляцию в России 

     Если  динамика цен в следующем году будет заметно отличаться от нынешней, Минфину придется пересмотреть денежную политику.

     В середине 2012 года может наконец-то проясниться вопрос о природе российской инфляции. Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам одобрила предложения, подготовленные Министерством экономического развития, согласно которым повышение тарифов естественных монополий составит всего 6% и будет отсрочено на полгода — до 1 июня. Ожидается, что это существенно повлияет на общую динамику цен. «Рост тарифов у нас всегда с 1 января, это порождает инфляционные ожидания и разгоняет нам инфляцию с начала года.  Рост тарифов с середины года будет происходить для потребителя гораздо мягче, чем с 1 января».

     Официальная позиция российского Минфина  заключается в том, что главной  причиной инфляции является слишком большое количество денег в экономике, а тарифы монополий — малозначащий фактор. Поэтому сегодняшняя денежная политика, провозглашая главной целью борьбу с инфляцией, фактически заключается во всевозможных ограничениях притока денег в национальную экономику. Альтернативная же точка зрения сводится к тому, что, если вместо зажимания денежной массы ограничить аппетиты госмонополий в плане повышения тарифов, результатом будет не рост цен, а подъем производства.[23]

     Когда речь заходит о влиянии тарифов естественных монополий на инфляцию, то мнения разделяются: - Одни полагают, что повышение тарифов оказывает прямое влияние на рост инфляции, вторые, напротив, основной причиной инфляции считают монетарный фактор, количество денег в экономике. Если денег в экономике больше не становится, то рост расходов на услуги монополий компенсируется компаниями и домохозяйствами сокращением расходов на другие товары и услуги, и цены не растут. Однако при таком подходе возникает другая проблема: сокращение расходов на другие виды товаров и услуг ведет к стагнации данных секторов экономики».

     В том, что ежегодные повышения  тарифов на услуги естественных монополий  прямо стимулируют рост инфляции, уверены очень многие экономисты. «Среди немонетарных факторов инфляции существенное влияние принадлежит именно росту тарифов естественных монополий. Причем это влияние идет по двум основным каналам: непосредственно — за счет роста тарифов на услуги ЖКХ для населения и опосредованно — за счет перенесения возросших издержек промышленных производителей в стоимость выпускаемой продукции. По оценке того же Минэкономразвития, доля вклада тарифов естественных монополий в совокупной инфляции составляет около 30 процентов, то есть при инфляции в 2012 году в 6 процентов вклад естественных монополий составит порядка 1,9 процентного пункта».

     Самый  убедительный ответ на вопрос о влиянии  тарифов на темпы инфляции еще  четыре года назад был дан в  статье министра финансов РФ кандидата  экономических наук Алексея Кудрина «Инфляция: российские и мировые тенденции», опубликованной в октябрьском номере журнала «Вопросы экономики» за 2007 год.[23] Автор показывает, что главным фактором, обусловливающим подъем цен в России, является рост тарифов на услуги естественных монополий: «Коэффициент эластичности инфляции по тарифам равняется 0,37». Другими словами, каждые 10% повышения тарифов дают 3,7% дополнительной инфляции. Вторым по значимости фактором оказывается рост зарплат: «Коэффициент эластичности инфляции по заработной плате в среднесрочной перспективе составляет 0,12, в долгосрочной — 0,28». И только третье по значимости место занимают монетарные факторы с весьма скромным коэффициентом эластичности: после 2003 года краткосрочное влияние денежной массы на инфляцию оценивается в пределах 0,06, а долгосрочное, с учетом всех возможных лагов, — 0,15.

     Если  эти оценки действительно правильны, то объявленная тарифная реформа  позволит затормозить инфляцию, и  ее значение окажется ниже прогнозируемого  Центробанком

       В первом полугодии 2012 года  мы ожидаем снижения инфляции вплоть до 5 процентов в годовом выражении. Причин для этого две: во-первых, высокая база текущего года, которая при нынешнем хорошем урожае и так замедлила бы инфляцию. Во-вторых, сдерживание тарифов в следующем году, которое еще сильнее давит на годовой показатель инфляции. Правда, во втором полугодии эффект базы уйдет, а тарифы все-таки будут повышены, что окажет противоположный эффект. Соответственно, возможен возврат инфляции на уровне 7–7,5 процента.

     Впрочем, есть серьезные опасения, что, если снижение тарифов и окажет положительное влияние на инфляцию, оно все равно будет нивелировано дальнейшими действиями правительства. «Учитывая необходимость модернизации инфраструктуры РЖД, энергетических компаний и новые проекты “Газпрома”, стоит ожидать, что это разовое действие, и в следующие годы придется повышать тарифы сильнее, чем это первоначально планировалось». В  РЖД рассчитывали на индексацию грузового тарифа в 2012 году на уровне 7,4%,

       Решение об ограничении роста  тарифов — это всегда способ простимулировать повышение эффективности естественных монополий. Сейчас, когда темпы роста замедляются, правительство не может больше мириться с высокими издержками в госкомпаниях и старается по возможности эти издержки сократить. Тем не менее, про долгосрочное позитивное влияние на инфляцию можно говорить, только если монополисты действительно перейдут к политике сокращения издержек. В противном случае рано или поздно они опять будут настаивать на росте тарифов. [21] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных  процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности  денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

     Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

     Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

     В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться  в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.

     В России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

     Управление  инфляцией представляет важнейшую  проблему денежно-кредитной и в  целом экономической политики. При  этом необходимо учитывать многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

     Нормализация  денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

     В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика