Инфляция. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой работы является изучение сущности и причин возникновения инфляции, способов ее регулирования. Немаловажно также изучение причин и особенностей протекания инфляционных процессов в РБ.
Задачи данной курсовой состоят из уяснения понятия и причин инфляции, определения ее социальных последствий, описании основных инструментов антиинфляционной политики и механизма их действия, а также из анализа текущих инфляционных процессов в РБ.

Файлы: 1 файл

ира.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Правительство Беларуси, переходя к рыночным преобразованиям, в качестве одного из приоритетных направлений проводимой политики, по аналогии с другими странами, провозгласило либерализацию цен.

Неизбежный рост уровня цен в результате децентрализации  ценообразования и перехода к  «равновесным ценам» первоначально  не вызывал особых опасений. По мнению экономистов, его величина не должна была превысить прогнозный уровень, установленный в зависимости от экспертных оценок отложенного спроса, – в пределах 10-50%. Предполагалось, что после скачка цены стабилизируются и их уровень приблизится к рыночному. Основанием для такого оптимистического прогноза служила уверенность в саморегулирующих силах рыночного механизма хозяйствования. Будто в новых условиях свободного рынка заинтересованность общества в интенсификации производства и достижении максимального результата при минимуме затрат получит автоматическую реализацию, а тренды инфляции приобретут рыночный характер.

Проведение мероприятий  по освобождению цен в стране происходило  при неблагоприятных условиях: разбалансированности и неуправляемости экономических  процессов, достигших критической  черты, и образовавшемся огромном инфляционном «навесе» в виде подавленной инфляции. При этом предварительные меры по уменьшению накопившегося инфляционного потенциала перед освобождением цен в Беларуси не предпринималось.

Важно учитывать также  длительное нахождение страны в условиях планово-директивной экономики, отсутствие рыночных институтов, высокую зависимость от внешних поставок сырья и энергоресурсов, утерю традиционных рынков сбыта отечественной продукции, технологическую отсталость и унаследованную структуру экономики со слаборазвитым потребительским сектором. Эти объективные причины во многом определили высокий уровень инфляции в первые годы после обретения независимости.

Следующим важным инфлятогенным  фактором в реформируемых экономиках стал накопленный в дореформенный  период избыточный спрос. Этот фактор тесно связан с возникновением новой проблемы – малоуправляемым ростом денежных доходов. Налицо явное отставание выработки мер антиинфляционного регулирования от расширения экономических свобод основного производственного звена. С ростом самостоятельности предприятий и появлением малых предприятий объективно появляется возможность повышения личных доходов сверх роста реальных материальных благ. Когда эта возможность реализуется, начинает раскручиваться спираль «заработная плата – цены».

В процессе реформ выяснилось, что инфляционные импульсы исходят не только от унаследованного накопленного ранее избыточного спроса и чрезмерного роста денежных доходов. Важным стимулятором инфляции является выпуск излишней денежной массы. Основными причинами чрезмерного выпуска денег стали дефицит госбюджета и внешнеторгового баланса, которые означают, что использованный национальный доход превышает произведенный, а это вызывает необходимость выпуска дополнительных денег даже при нормальном уровне денежного обращения. Кроме того, стимулятором избыточного выпуска явилось прямое кредитование убыточных предприятий и целых отраслей народного хозяйства, проводимые странами на первых шагах реформ с целью снижения социальной напряженности в обществе.

В Беларуси процесс реформирования экономики не завершен. До настоящего времени сохраняется галопирующий рост цен и опасность возникновения новых гиперинфляционных всплесков.

В настоящее время  проводится более жесткая денежно-кредитная  политика, повышаются тарифы на жилищно-коммунальные услуги, сокращается список социально-значимых товаров и услуг. И в то же время сохраняются некоторые принципы проинфляционной политики: по-прежнему регулируются цены на ряд социально значимых товаров, субсидируются убыточные предприятия и целые отрасли, прежде всего АПК. Кроме того, правительство стремится сохранить объемы производства и отложить критический момент его спада путем безресурсной денежной эмиссии. Еще одним последствием расширения денежной массы является чрезмерный рост номинальной заработной платы. Сложившаяся практика не способствует избранной стратегии перехода к рыночной экономике. Кроме увеличения инфляционного давления вследствие переполнения каналов денежного обращения, эта экономическая политика приводит к искажению производственных пропорций и постоянному снижению эффективности производства.

Да, Беларусь добилась определенных успехов в трудном деле обуздания  инфляции. Но без проведения серьезных  преобразований, реформирующих саму структуру экономики, борьба с инфляцией  будет напоминать сражение с гидрой – на месте одной отрубленной головы тут же вырастут две новые.

Резко снизить темпы  инфляции сейчас невозможно. Хотя положительная  процентная ставка по депозитам населения  сохраняется, в Национальном банке  понимают, что кредитные ресурсы для коммерческих банков достаточно дорогие, а это неизбежно означает постепенное снижение ставки рефинансирования.

 

Планируется также, что  Нацбанк откажется от эмиссионного кредитования дефицита бюджета. Но реализовать  эти планы будет непросто, ибо бюджету придется изыскивать источники, которые могли бы стать заменой кредитам Нацбанка. Политика, направленная на денежную стабилизацию в стране и имеющая яркую антиинфляционную направленность, не находит логического продолжения в реальном секторе экономики. Столкнувшись с проблемой нарастающего ухудшения финансового положения большинства госпредприятий и недостатком средств для финансирования запланированных бюджетных расходов, правительство и Нацбанк прибегли к стратегии использования монетарных инструментов в качестве «якоря» в борьбе с инфляцией. С помощью валютных интервенций главный банк страны постоянно сдерживал темп понижения обменного курса белорусского рубля на уровне более низком, чем рост потребительских цен и цен в промышленности. Постоянные валютные интервенции привели, в свою очередь, к заметному снижению размера чистых иностранных активов органов финансового регулирования. Эти активы удалось пополнить только благодаря продаже пакета акций «Славнефти». С целью финансирования бюджетных расходов правительство не только увеличило свой рублевый долг перед центральным банком на 21,8 млрд. руб., но и снизило собственный валютный депозит в нем более чем на 60 млн.

Оно также активно  заимствовало денежные средства у банков, превратившись из кредитора банковской системы в дебитора. На 1 апреля 2005 года общая задолженность правительства банкам страны достигла примерно 465 млрд. руб. Причем около 90% этой задолженности выражено в иностранной валюте. Очевидно, что нынешняя экономическая политика не позволяет белорусскому правительству найти общий язык с международными финансовыми организациями и привлечь кредитные ресурсы для выхода из кризиса. Поэтому перспективы таковы: либо правительство отказывается от поддержки рубля, либо в ближайшие 1-2 года будет спровоцирован системный кризис банковской системы, в результате чего все обязательства банков перед домашними хозяйствами и предприятиями будут фактически аннулированы. У этого сценария есть одна альтернатива — продажа наиболее ликвидной государственной собственности. Это позволит сохранить нынешнюю денежную политику еще на 3-4 года. В стране отсутствуют мотивы для бизнеса, лишь единицы предприятий, прошедшие этап формальной приватизации, смогли приступить к реструктуризации, большинство акционированных предприятий не являются бизнесами, потому что не ставят перед собой цель зарабатывать прибыль. Экономическая система не позволяет частным предприятиям иметь прозрачные результаты, они не могут привлечь деньги на фондовом рынке. В Беларуси не только не возникает новых фирм, но, более того, наблюдается эмиграция частных предприятий в Украину, Польшу, Россию.

За 10 месяцев 2004 г. наметилась положительная тенденция оздоровления экономики. Среди основных успехов  фигурирует рост ВВП в рамках прогноза — 111,0%. Производство продукции промышленности составило 106,5%, инвестиции в основной капитал достигли отметки 118,2%. А вот ситуация в сельском хозяйстве упорно не желает подстраиваться под прогнозные показатели — 105,8%. Важнейшей проблемой макроэкономической стабильности для правительства остается сдерживание инфляции. За январь — октябрь 2004 года инфляция составила 1,9% в месяц при прогнозируемом показателе в 1,8%. Нынешний уровень инфляции достиг своего минимального значения с 1991 г. Ситуация в реальном секторе экономики вообще удручает. Количество убыточных предприятий достигло 45% в 2004 (при 36% в 2003 г.), рентабельность составила 9% (в 2003 г. — 9,2%) [15].

Уровень инфляции в Беларуси остается самым высоким среди  стран СНГ. В свою очередь МВФ  снизил оценку уровня инфляции в Беларуси в 2004 году с 22,7% до 19,5%. По мнению экспертов ЕБРР, это следствие нежесткой денежно-кредитной политики и резкого повышения зарплаты, а также решения о повышении тарифов на коммунальные услуги. [21] Хотя последнее и позволило повысить окупаемость издержек, а также несколько сократить масштабы перекрестного субсидирования в энерго- и газоснабжении. В первой половине 2004 г. инфляция в Беларуси по-прежнему превышала установленный правительством на весь год уровень 18-24%, хотя Нацбанк Беларуси и продолжал понижать ставку рефинансирования. По предварительной оценке ЕБРР, среднегодовой рост потребительских цен в 2004 г. составил 29%. По реформированию инфраструктуры (связь, электроэнергетика, водоснабжение и водоотведение, автомобильные и железные дороги) в Беларуси ничего не сделано. Рекомендации на будущее достаточно просты.

Во-первых, необходимо активнее привлекать частный капитал к  участию в экономике страны путем  ускорения темпов приватизации с  приданием ей более последовательного характера вместе с устранением барьеров для частной предпринимательской деятельности. Во-вторых, конкурентоспособность белорусских предприятий должна быть повышена с помощью стимулов к структурной реорганизации. Более активному притоку прямых иностранных инвестиций будет также способствовать отмена положения о «золотой акции», которое пока напрочь отбивает всякий интерес у инвесторов. Таким образом, инфляция, неуправляемая сама, делает плохо управляемым все народное хозяйство. Инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, порой даже делает нецелесообразным их применение.

Таким образом можем  сделать выводы, что в условиях реформирования централизованной экономики  развитие инфляционных процессов происходит под воздействием ряда специфических факторов: унаследованного и сохраняющегося «рынка продавца», накопленного ранее избыточного спроса, чрезмерного роста номинальных денежных доходов и т.д. Принимая это во внимание, разработка антиинфляционной политики должна включать в себя комплекс мер по устранению негативных последствий длительного нахождения в условиях плановой экономики – демонополизацию экономики.

Необходимо также установить стратегию дальнейшего развития и четко ее придерживаться. В системе  государственного регулирования инфляции должны преобладать мероприятия, направленные не на решение краткосрочных коньюнктурных задач, а на решение задач долгосрочного развития.

В Беларуси используется проинфляционная экспансионистская  концепция государственного регулирования, характеризующаяся мягкой денежно-кредитной и бюджетной политикой. Для снижения темпов инфляции необходимо ограничить денежную эмиссию, снизить расходы правительства и ужесточить политику кредитования. Не следует также забывать и о том, что расширение денежной массы можно использовать в качестве стимула развития производства, но только в том случае, если оно сопровождается опережающим ростом ВВП. Для этого следует поддерживать эффективно работающие предприятия. В этом случае эффект краткосрочного повышения инфляции будет нейтрализован снижением ее активности в среднесрочной и долгосрочной перспективе в результате роста национального производства и расширенного предложения отечественных товаров.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проделанной  работы можно сказать, что в настоящее время природа инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы.

 

1. Существует ли вообще  в природе первопричина инфляции? Да, существует. Это инфляция издержек, которая проявляется в росте  издержек производства. В основе  ее лежит увеличение средних  издержек при установившемся  объеме производства. Рост затрат приводит к росту цен, что, в свою очередь, ведет к завышению себестоимости единицы продукции. С одной стороны, повышение издержек единицы продукции сокращает прибыль и объемы производства при сложившемся новом уровне цен. С другой стороны, удорожание продукции и уменьшение совокупного предложения предприятиями приводит к росту цен в экономике в целом.

 

Таким образом, первопричина инфляции лежит не в сфере обращения, как обычно принято думать, а в  сфере произ­водства.

 

Становится очевидным, что основным по значимости фактором воспроизводства инфляции в целом является инфляция издержек на каждом отдельном предприятии. В широком смысле слова — это изменения баланса между возросшей ценой готовой продукции в связи с ростом издержек и нехваткой денежных средств для покрытия затрат.

 

2. А нужно ли вообще  бороться с инфляцией? Априори  считается, что тут не о чем  даже и говорить. Но инфляция  не болезнь, она симптом. Попытки  лечить экономический организм  только от инфляции безрезультатны. Ограничение денежного предложения ведет к ускорению денежного оборота, а оно провоцирует инфляционные процессы. Инфляция, как флюс, исчезнет сама, если главное направление в борьбе с ней сместится в сторону создания благоприятной экономической, инвестиционной и политической среды. Рапортуя об успехах в борьбе с инфляцией, надо сравнивать ее показатели с показателями экономического роста. Какой смысл в снижении инфляции, если одновременно падают темпы экономического развития?

 

3. Эффективная антиинфляционная  политика должна содержать комплексную систему мероприятий, относящихся к различным видам макроэкономического регулирования, включая:

 

—  денежно-кредитную  и валютную политику, которая определяет динамику денежного предложения  и обменного курса;

 

—  налогово-бюджетную  политику, влияющую на инфляционную ситуацию через такие «каналы», как размер бюд­жетного дефицита, методы его финансирования,  уровень и структуру налогообложения;

 

—  политика в области  ценообразования, а также реформирования реального сектора экономики. Именно от ее эффективности зависит то, насколько сильны факторы, связанные с инфляцией издержек;

 

— социальная политика и  политика заработной платы, во многом определяющие уровень как совокупного  спроса, так и затрат на производимую продукцию.

Информация о работе Инфляция. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь